Фрагмент для ознакомления
2
местного значения исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей.
Согласно ст. 10 закона в России должны существовать исполнительные и представительные органы местного самоуправления на низовых территориях. Краевые и областные органы власти перешли в группу государственных органов. Из их компетенции были изъяты компетенции местного самоуправления.
Под функциями местного самоуправления понимают основные направления деятельности муниципального образования по осуществлению стоящих перед ним задач.
В целом на сегодняшний день можно выделить следующие, присущие местному самоуправлению, функции:
организационно-политическая;
организационно-экономическая;
организационно-идеологическая;
регулятивная;
охранительная.
Таким образом, органы местного самоуправления занимаются управлением собственностью муниципального назначения и финансовыми средствами, в отношении которых реализуют свои функции территориальные органы управления и население.
Местные органы власти вправе передавать различные объекты муниципальной собственности во временное пользование физическим или юридическим лицам, отчуждать, сдавать в аренду, а также совершать другие сделки. Органы местного самоуправления устанавливают посредством соглашений и договоров условия использования объектов в интересах муниципального образования.
Органы местного управления обеспечивают развитие территории посредством принятия мер к повышению эффективности ее хозяйственной деятельности, решению социальных, культурных, экологических проблем, рациональному применению природных, трудовых и других ресурсов территории.
Кроме того, органы местного управления формируют оптимальные условия для отдыха и жизни населения, оказывают услуги коммунально-бытового, социально-культурного и другого характера через муниципальные предприятия.
Обеспечение порядка, охраны, защиты интересов населения также относится к функциям местного самоуправления.
Таким образом, объем функций органов местного самоуправления изменялся на протяжении истории страны и зависел от курса на централизацию или децентрализацию власти.
1.2 Модель развития местного самоуправления, присущая России
Рассмотрим возможные модели развития местного самоуправления. Первая модель организации местного самоуправления предусматривает, что глава муниципального образования и представительный орган местного самоуправления избираются непосредственно населением. Глава выступает одновременно и высшим должностным лицом своего муниципального образования, его официальным представителем, и главой местной администрации. Работу представительного органа организует председатель, избираемый из числа депутатов.
Вторая модель предусматривает, что глава муниципального образования избирается непосредственно населением и соединяет в своем статусе полномочия высшего должностного лица муниципального образования и председателя представительного органа. Функции главы администрации исполняет иное лицо, замещающее свою должность по контракту. Здесь глава в определенном смысле противопоставляется исполнительному органу местной власти он взаимодействует с администрацией как официальный представитель жителей и представительного органа. Положительная сторона такой модели заключается в ограничении концентрации всей местной власти в одних руках. В то же время в ней заложен возможный конфликт главы администрации (управляющего), непосредственно возглавляющего реализацию исполнительно-распорядительных функций по распоряжению средствами местного бюджета, объектами муниципальной собственности с главой муниципального образования, отделенного от этих важных полномочий.
Третья модель предусматривает, что глава муниципального образования избирается из состава представительного органа местного самоуправления и является его председателем. Местную администрацию возглавляет управляющий, нанимаемый по контракту на конкурсной основе. Это разновидность второй модели с тем отличием, что глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава. Глава муниципального образования, представляющего муниципальное образование в целом, подотчетен в первую очередь населению муниципального образования, а также представительному органу как его председатель.
Управление муниципальным образованием, как публичное и социальное управление, является одним из важнейших видов управленческой деятельности, имеющим своей главной целью удовлетворение потребностей жителей муниципального образования и повышение качества их жизни. Муниципальное управление, как единая система со своими субъектами, объектами, формами и способами деятельности, базируется на принципах, а также имеет ряд признаков, свойственных только данному виду управления, ключевым из которых является высокая степень зависимости субъекта управленческой деятельности от воли и интересов жителей муниципального образования, являющихся одновременно и субъектом, и объектом управления.
Развитые институты непосредственной демократии, являющиеся необходимым условием построения гражданского общества, будут обеспечивать должную защиту прав, свобод человека и гражданина, его законных интересов, создавать условия для реализации населением своего потенциала, роста его правовой культуры, социально-экономической активности и способствовать поддержанию баланса интересов в нашем обществе.
Практика показывает, что предлагаемые гражданами для вынесения на местный референдум вопросы, касающиеся формирования органов местного самоуправления и их структуры, признаются муниципальными депутатами неподходящими для референдума. Тем не менее, согласно Конституции РФ, структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Поэтому важно поставить вопрос о совершенствовании законодательства, для чего предлагается внести поправки в ФЗ №131-ФЗ, включающие:
1) расширение перечня вопросов местного значения за счет включения полномочий о способах формирования и структуре органов местного самоуправления;
2) ограничение исключительной компетенции представительного органа: данный вопрос станет вопросом местного значения и будет решаться совместно представительным органом муниципального образования и населением; в качестве механизма такого совместного решения можно предложить обязательное проведение местного референдума по данному вопросу.
2 Перспективы развития местного самоуправления в России
2.1 Оптимизация компетенции органов местного самоуправления и органов государственной власти
К местному самоуправлению относятся полномочия, закрепленные ФЗ №131-ФЗ. Вопросы местного значения согласно ФЗ-131 подразделяются в зависимости от типа муниципального образования: вопросы местного значения городского, сельского поселения (ст. 14); вопросы местного значения муниципального района (ст. 15); вопросы местного значения городского округа (ст. 16).
Вопросы местного значения – это вопросы, относящиеся исключительно к данной территории и населению муниципального образования.
Согласно ФЗ-131 органы местного самоуправления городского, сельского поселения вправе решать вопросы, указанные в ФЗ-131, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им), если это участие предусмотрено федеральными законами, решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями осуществляется федеральными законами и законами субъектов. Иной порядок не допускается (ст. 19 131-ФЗ).
Согласно ст. 75 ФЗ-131 отдельные полномочия органов местного самоуправления могут временно осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в случае:
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Европейская хартия местного самоуправления от 15.10.1985г., ратифицирована Федеральным законом от 11.04.1998. №55-ФЗ // СЗ РФ. -№36. - Ст. 4466.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
3. Антонова В.В. Реализация реформы местного самоуправления в Российской Федерации: субрегиональный аспект // В сборнике: Междисциплинарность в науке и искусстве: Вызовы будущего Материалы Конференции VII Студенческие смольные чтения. 2019. С. 73.
4. Бабошина Е., Маллакурбанов А. Участие граждан в осуществлении местного самоуправления как форма народовластия // Самоуправление. 2016. № 11. С. 34-36.
5. Бондарь В.Н., Дементьев А.Н. Федеральные параметры оценки реформ территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации // В сборнике: Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Л.Т. Чихладзе. 2019. С. 61-68.
6. Власенко Е.Е. Муниципальная власть и ее проявление как формы народовластия // Современная научная мысль. 2016. № 1. С. 142-148.
7. Гадоев Б.С. Местное самоуправление - форма народовластия в республике Таджикистан // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 5. С. 77-80.
8. Глазьев В.Н. Приказное делопроизводство XVI-XVII веков как исследовательская проблема // Вестник ВГУ. 2010. № 2. - С. 78.
9. Декларация Временного правительства о его составе и задачах. Вестник Временного правительства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5201/.
10. Еникеева Д.Р. К вопросу о концепциях (теориях) местного самоуправления // Юридическая наука. - 2011. - № 3.
11. Жиляев А.В. Пятнадцать лет закону о местном самоуправлении: достигнуты ли цели реформы // Научный вестник Омской академии МВД России. 2019. № 3 (74). С. 33-37.
12. Зотов В.Б. Система муниципального управления. СПб.: Питер, 2007. С.129.
13. Игнатов В.Г., Рудой В.В. Местное самоуправление. Ростов-на Дону: Феникс, 2003. С.27.
14. Илюшенко М.П. История делопроизводства в России (до 1917 г.) [Текст]: учеб. пособие /М.П.Илюшенко. – М.: РГГУ, 2007.– 133 с.
15. Кокшаров О.С. Нормативно-правовые основы территориальной организации местного самоуправления в контексте муниципальной реформы // Бизнес и общество. 2019. № 2 (22). С. 11.
16. Кутафин O.E., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Юристъ, 1997. С. 44.
17. Лазаревский Н.И. Лекции по государственному праву. Т. І-ІІ. Конституционное право. 2-е изд. СПб., 1910. С. 7;
18. Лаптева Л.Е. Самоуправление в российской государственной традиции // Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновления. М., 1996. С.49.
19. Лезина Е.П., Садомская Д.В. Реформы городского самоуправления во II половине XVIII века // Контентус. 2019. № 3 (80). С. 95-103.
20. Магомедов Б.М. Правовое положение «недельщиков» по Соборному уложению 1649 года (из истории службы судебных приставов) // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2006. № 2 (265). С. 173.
21. Маркварт Э. Методические подходы к оценке необходимости и возможных последствий территориальных реформ местного самоуправления // В сборнике: местное самоуправление в условиях глобальных вызовов современной России Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 105-120.
22. Масловская М.В. О понятии «контроль»: некоторые размышления в конституционно-правовом контексте // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 1. С. 4-8.
23. Местное управление в XVI–XVII вв. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magref.ru/mestnoe-upravlenie-v-xvi-xvii-vv/ (Дата обращения 23.12.2019)
24. Михеев Д.С. Конституционный институт местного самоуправления через призму принципа гласности // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. 2016. № 5. С. 78-85.
25. Мышко Ю.А. Городская реформа 1870 года как начало местного самоуправления в России и ее правовые нормы // В сборнике: Роль местного самоуправления в развитии государства на современном этапе Материалы IV Международной научно-практической конференции. 2019. С. 289-292.
26. Неустроев А.Н. Становление и развитие территориального общественного самоуправления как института гражданского общества в Российской Федерации // Бюллетень науки и практики. 2016. № 5 (6). С. 214-220.
27. Общеэкономический и экономико-математический объяснительный словарь. [Электронный ресурс]. URL: httр://slоvаr-lораtnikоv.ru. (дата обращения: 20.04.2019).
28. Памятники русского права. М.: Госюриздат, 1953. Вып. 2. – С. 138.
29. Петренко А.Н., Зайковский Б.Б. Развитие системы межбюджетных отношений в процессе реформ местного самоуправления // В сборнике: Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления: региональный аспект Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Анапский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2019. С. 137-139.
30. Петухов O.A. Местное самоуправление в системе публичной власти. М., 1996. С.49.
31. Реброва Т.П., Алямкин С.Н. К вопросу о понятии местного самоуправления в науке и законодательстве // Мир науки и образования. 2016. № 1 (5). С. 17.
32. Редько В.Е., Марасулова А. Особенности реформ органов местного самоуправления в кыргызской республике на современном этапе // В сборнике: Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Л.Т. Чихладзе. 2019. С. 286-296.
33. Скоторенко С.В. Территориальная реформа местного самоуправления: разумный подход или «хотели как лучше» // В сборнике: инновационные подходы в современной науке сборник статей по материалам LVII международной научно-практической конференции. 2019. С. 121-124.
34. Токарев В.О. Реформа местного самоуправления в РФ: приближение власти к народу // В сборнике: Инновационные научные исследования: теория, методология, тенденции развития Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. 2019. С. 106-113.
35. Точиев М.Б., Точиева Л.К. Понятие местного самоуправления в Российской Федерации // Вестник современной науки. 2016. № 12-1 (24). С. 74-76.
36. Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М.: Юристъ, 1997. С. 58.
37. Хачеритлов М.Ж. Традиционные формы самоуправления в этнокультуре кабардинцев: исторический опыт и современность // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 7-1 (69). С. 190-193.
38. Хашагульгов М.Х., Мержо М.Ш. Общие правовые основы местного самоуправления // Апробация. 2016. № 4 (43). С. 113-115.
39. Худин К.С. Документы аптекарского приказа в собрании архива Санкт-Петербургского института истории (СПБИИ) РАН (1654-1655 гг.): по материалам «Коллекции московских актов» (к. 249) и «Коллекции Н.П. Лихачева» (к. 238) [Текст] / К.С. Худин // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2015. № 9 (152). С. 90.
40. Цап М.П. Опыт местного самоуправления зарубежных стран как основа для муниципальной реформы // В сборнике: Жизнь права: правовая теория, правовая традиция и правовая реальность Материалы IV Международной научно-практической конференции. 2019. С. 181-185.
41. Шугрина Е.С. Муниципальное право. - М., 1999. - С.12-13; Баранчиков А.В. Муниципальное право. - М., 2000. С. 123.
42. Шугрина Е.С. Понятие местного самоуправления как конституционной ценности // Юридический мир. 2016. № 2. С. 16-20.
43. Ярыгина Л.А., Бутакова Д.А. Социально-экономические аспекты развития сельских муниципалитетов на примере сельского поселения Хомутово // Государственное и муниципальное управление в ХХI веке: теория, методология, практика. 2012. № 5. С. 32.
44. Mnykh M. The main tasks of the reform of local government to ensure the financial stability of local budgets // Экономика и Финансы (Украина). 2019. № 2. С. 63-77.