Фрагмент для ознакомления
2
1.2. Педагогическое общение в структуре педагогической деятельности
Общение — один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка [1].
Гуманизация системы образования, характеризующая современный этап ее развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой индивидуальности.
Индивидуальный стиль деятельности – одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой - о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.
Педагогическая деятельность - сложная и многокомпонентная. Из всего многообразия ее компонентов Н.В. Кузьмина выделяет три: содержательный, методический и социально-педагогический. Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трех компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы. Главным в единстве является социально-педагогический компонент, т.е. педагогическое общение, которое обеспечивает реализацию двух других [6].
Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Прежде всего, это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога (В.А. Кан-Калик, Ю.Н. Емельянов, Г.А. Ковалев, А.А. Леонтьев и др.).
В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения (АСО): ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность.
Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми (А.А. Бодалев, С.В. Кондратьева и др.). Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определённых условий и приемов [8].
Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего, это исследования по проблеме педагогической этики и такта (Э.А. Гришин, И.В. Страхов и др.).
Важным фактором, способствующим повышению эффективности учебного процесса, является речь преподавателя.
Преподаватель ведет занятия со студентами, главной деятельностью которых является аудирование, т.е. слушание и понимание речи преподавателя. Основными мотивами этой деятельности являются мотивы интеллектуального, морального, эмоционального порядка.
Особенности устной речи, которые преподаватель должен знать и учитывать в своей работе [10].
1. Устная речь отличается от письменной своей неповторимостью, необратимостью во времени.
2. Второй особенностью устной речи является ее экспрессивность, ее эмоциональный характер. Экспрессивность устной речи налагает на преподавателя определенные обязательства. Так, например, психологически не обоснованным является выделение логических ударений в положениях, не имеющих существенного теоретического или практического значения. Неоправданными являются длительные паузы, если материал не представляет трудности для слушателей.
3. Третьей особенностью устной речи является участие в ней неязыковых выразительных средств, средств более полного раскрытия мысли в виде мимики, пантомимики, включающей жестикуляцию.
4. Четвертой особенностью устной речи является ее более простой, сравнительно с письменной речью, строй предложений.
Речь преподавателя является синтезом качеств разговорной монологической и письменной речи. Очевидно, что в процессе подготовки и изложения лекции письменную (книжную) речь следует адаптировать к студенческой аудитории таким образом, чтобы она приближалась к устной монологической речи, и только тогда она будет лучше восприниматься на слух аудиторией.
Под стилем общения понимают индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение [9]:
• особенности коммуникативных возможностей учителя;
• сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
• творческая индивидуальность педагога;
• особенности ученического коллектива
Стили общения [12]:
• Авторитарный
• Попустительский
• Демократический
• Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
• Общение-дистанция
• Общение – устрашение
• Заигрывание
Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений педагога и детей, обеспечивающий успешность обучения и воспитания.
Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам, обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык доверия [2].
Правильное использование средств и техники поможет педагогу избежать многих трудностей при общении. Можно узнать о том, как сделать свою речь более выразительной, как правильно планировать и готовиться к педагогическому общению, о том, как управлять мимикой и жестами.
2. Практические аспекты преодоления барьеров педагогического общения
2.1. Понятие о стилях педагогического общения
Методы обучения, или же стили педагогического общения, — это образовательные принципы и стратегия ведения урока в классе. Использование различных подходов началось в XX веке. Этому поспособствовали научные исследования. Как только стало понятно, что все учатся по-разному, стало очевидно, что и преподавать тоже нужно по-разному.
Два философа, Джон Локк (Some Thoughts Concerning Education) и Жан-Жак Руссо (On Education), разработали теории того, как обучать, ещё в XVIII веке. Сегодня, благодаря этим мыслителям, мы имеем представление о различных стилях педагогического общения [5].
Локк считал, что самое главное — это выработка характера, развитие воли и дисциплины. Руссо же верил, что образование должно быть построено вокруг взаимодействия ребёнка с окружающим миром, а обучение должно меньше зацикливаться на учебниках.
Все дети воспринимают новую информацию по-разному, для этого им нужны разные условия и разное количество времени. Некоторым достаточно объяснить один раз, а другим необходимо практическое применение полученных знаний, может, придётся ещё и повторить несколько раз, чтобы полностью разобраться.
Различные стили педагогического общения необходимы, чтобы дети могли усвоить то, что требует от них учитель или воспитатель.
Какой метод выбрать, зависит от образовательного учреждения, состава класса или группы, личных убеждений педагога и, самое главное, предмета обучения [3].
Авторитарный стиль педагогического общения. Дети сидят и слушают, как учитель или воспитатель рассказывает об определённой, подготовленной заранее, теме. Они делают записи и стараются запомнить то, что им говорят. Очень популярен этот метод в университетах и школьных классах с большим количеством учеников. Но чем меньше группа, тем менее эффективна такая форма обучения.
Демонстрационный стиль. Очень похож на предыдущий, педагог всё ещё главная фигура, но помимо устного материала, применяются ещё и наглядные демонстрации, презентации, практические задания. Для предметов, связанных с искусством — это идеальный подход. Тем не менее, слабое место у этого стиля педагогического общения такое же, как у предыдущего, — нехватка личного общения между взрослым и ребёнком, что не помогает удовлетворить индивидуальные потребности детей [9].
Демократический стиль педагогического общения опирается на инициативу детского коллектива и активные методы его мотивации к самообучению. В отличие от авторитарного стиля, педагог задаёт детям вопросы, а не даёт ответы. Цель — помочь детям познать что-то глубже с помощью самостоятельного изучения, а также выработать умение решать проблемы. Лучше всего эта техника применима в малых группах, потому что учитель или воспитатель должен общаться с каждым лично, что становится практически невозможным с увеличением количества детей.
Групповой метод. Подходит для тех школьных предметов, которые требуют совместной работы детей, например, лабораторной по физике. Педагог выполняет роль наблюдателя, поощряя взаимодействие школьников друг с другом, в процессе которого и происходит обучение новым знаниям. Этот стиль популярен, но у него есть большой минус — пассивная роль самого педагога из-за того, что он перестаёт быть главной фигурой на занятии [10].
Либеральный стиль педагогического общения. Предпочитают его те, кто избегает ответственности. Учитель или воспитатель выполняет свои обязанности только формально и самоустраняется от реального руководства. Более того, он не выполняет воспитательные функции, ограничиваясь лишь
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Власова А.О., Богданова Е.А. Педагогическое общение. – Казань: ДЛТ, 2016. – 374 с.
2. Герасимов П.С., Беляева Н.С. Барьеры педагогического общения. – Воронеж: Альянс, 2017. – 322 с.
3. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: «Народное образование», 2001
4. Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. — 4-е изд., испр. и доп.- М., 2010.
5. Измайлова В.П. Психология педагогического общения. Методики коррекции. – Волгоград: Пламя, 2017. – 377 с.
6. Ильин А.С., Суворов Д.Е. Психология общения учителя и ученика. – Мурманск: Полярные зори, 2016. – 389 с.
7. Ильина В.О. Педагогическое общение и принципы новой образовательной парадигмы // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2017 – С. 111-123
8. Карнаухов Г.З. Педагогика ХХI века. Требования к педагогам. – Хабаровск: Орион, 2015. – 287 с.
9. Кирилова Т.А., Подгорная А.В. Педагогический процесс в ХХI веке. Принципы контроля и правления. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 1476 с.
10. Корецкий В.И. Психолого-педагогический процесс в учебных заведениях ХХI века. – Новосибирск: Pro&Contra, 1986. — 386 с.
11. Костомаров Н.И. Особенности организации педагогического общения в учебных заведениях ХХI века // Педагогические монографии и исследования . Кн. 1. М.: Академия, 2015. – 386 с.
12. Нишанов М.С. Педагогическое общение в структуре педагогической деятельности №46-3, 27.05.2016 педагогические науки – Наманганский государственный университет https://novainfo.ru/article/6245