Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время проблемы современной культуры в России приобретают первостепенное значение. Прежде всего, речь идет о мощном факторе социально-экономического развития. Культура проникает в каждый аспект человеческой жизнедеятельности. Это относится как к основам материального производства и потребностям, так и к величайшим проявлениям людского духа.
Культура современной России оказывает все большее влияние на решение программных целей социальной сферы. В частности, это касается построения правового государства, раскрытия творческих способностей человека, укрепления и формирования гражданского общества.
Развитие культуры в современной России оказывает воздействие на многие области. Это касается личности, образа жизни общества, сферы мышления, досуга, быта, труда и так далее. Существуют особый институт – управление культуры. В зависимости от статуса, им решаются и координируются те или иные вопросы. Что касается ее социально-экономического влияния, то оно выступает, прежде всего, необходимым аспектом деятельности общественного человека. То есть наблюдается ее регулирование определенными правилами, которые аккумулированы в традициях, символических и знаковых системах, новых тенденциях.
Цель работы – изучить правовое обеспечение регулирующее сферу культуры в Республике Саха (Якутия).
Для достижения цели определены следующие задачи работы:
изучить основы правового обеспечения сферы культуры;
рассмотреть создание общего механизма регулирования деятельности в сфере культуры;
представить характеристику сферы культуры в Республике Саха (Якутия);
охарактеризовать итоги деятельности сферы культуры за 2018 год и задачах на 2019 год;
представить развитие культуры в Республике Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы и на плановый период до 2026 года.
Объектом исследования представляемой работы является Республика Саха (Якутия).
Предметом исследования является проблемы развития культуры в Республике Саха (Якутия).
В процессе исследования применялись следующие методы исследования: теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования, систематизация, обобщение, описание.
Теоретической основой послужили труды отечественных ученых.
Информационной базой исследования послужили действующие нормативные акты и официальные данные, представленные в сети интернет.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. Теоретические основы правового обеспечения сферы культуры
1.1. Основы правового обеспечения сферы культуры
В настоящее время законодательство Российской Федерации включает в себя множество нормативных правовых актов, направленных на регулирование деятельности учреждений культуры. Однако основой правового регулирования по-прежнему является Конституция Российской Федерации и Основы законодательства о культуре [1].
Именно основы культуры представляют собой правовую платформу для развития и сохранения сферы культуры, а также выступают очень важной особенностью современного этапа развития российского законодательства о культуре. Несмотря на то, что приоритет Основ законодательства о культуре над другими нормативными документами не предусмотрен, их главная роль продолжает оставаться ролью одного из главных центров законодательной сферы.
Причиной этого является прежде всего закрепление принципов государственной культурной политики, а также общекультурных норм и концепций, определяющих основы статуса учреждений культуры и правового статуса культурного наследия и национального достояния России.
Кроме того, данный документ содержит нормы, касающиеся распределения полномочий органов власти различных уровней в сфере культуры и искусства. Поэтому основа законодательства Российской Федерации о культуре рассматривается как одна из частей законодательства сферы культуры, нормы и принципы которой находят свое продолжение в других законодательных документах, посвященных той или иной сфере деятельности в этой сфере. К источникам правового регулирования культуры относятся многие другие законодательные документы [6, с. 53].
Например, Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает установление правового режима охраны объектов интеллектуальной собственности, в том числе произведений литературы, науки и искусства. Особенности правового статуса музейных фондов и создания самих музеев определяются Федеральным законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации». Такие принципы государственной политики в области кинематографии, как создание всех условий, необходимых потребителям для обеспечения доступа к кинематографическим произведениям, ответственность государства за развитие и сохранение этой сферы и так далее, установлены законом № 126-ФЗ.
Федеральный закон № 169 «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» направлен на регулирование отношений, возникающих в процессе профессиональной деятельности архитекторов, связанных с созданием архитектурных объектов.
Этот документ был принят с целью обеспечения духовно и социально полноценной, безопасной и экологически чистой среды обитания как для отдельного человека, так и для общества в целом. Деятельность учреждений культуры, таких как библиотеки, регулируется Федеральным законом № 78-ФЗ. Настоящий законодательный акт устанавливает принципы деятельности указанных организаций, которые предусматривают: обеспечение прав на свободный доступ пользователей, этнических общностей и общественных объединений к информации; свободное духовное развитие личности; приобщение пользователей к ценностям мировой и национальной культуры; образовательная деятельность и так далее.
Помимо вышеуказанных правовых документов, существуют и другие акты, направленные на обеспечение оптимальных условий развития и сохранения сферы культуры и искусства, например, федеральные законы: «Об обязательных экземплярах документов»; «Об архивах в Российской Федерации»; «Об экспорте и импорте культурных ценностей» и многие другие.
Законодательство в области культуры о культурном наследии Российской Федерации и других сферах культуры одним из важнейших вопросов в области культуры является регулирование отношений, связанных с сохранением, пропагандой, использованием и государственной охраной объектов культурного наследия народов России. Более десяти лет назад Федеральный закон № 1-ФЗ был отменен. Был издан 73-ФЗ, который, помимо регулирования отношений, направлен на обеспечение права каждого потребителя на доступ к культурным ценностям, права на сохранение и развитие культурной самобытности, защиту и сохранение историко-культурной среды и многое другое.
Сохранение историко-культурного наследия, охрана памятников истории и культуры-это прямая ответственность каждого современного пользователя. Правовое решение этого вопроса предусмотрено законом № 4804-1 «Об экспорте и импорте культурных ценностей» и другими правовыми актами. Исторически Российская Федерация формировалась как Союз огромного количества различных культур и народов [11, с. 146].
Во все времена основой духовности русского народа была идея мира, разделяемого представителями всех национальностей и конфессий. В связи с этим многие федеральные законы создали правовую базу, гарантирующую самобытное социально-экономическое и культурное развитие коренных малочисленных народов России, а также защиту их исконной среды обитания, устоявшегося образа жизни и так далее.
Народные художественные промыслы являются неотъемлемой частью творческого наследия народов России, сохранение, возрождение и развитие которого является одной из важнейших задач. В целях регулирования отношений в этой сфере в то время был издан Федеральный закон № 7 «О народных художественных промыслах». Принятие закона № 329-ФЗ, гарантирующего развитие национальных видов спорта, сложившихся в той или иной этнической группе и имеющих социокультурную направленность, также имеет большое значение в законодательстве сферы культуры. В этом случае Спорт выступает как сфера социально-культурной деятельности.
Федеральный закон «О национально-культурной автономии» также является значимым документом, играющим важную роль в решении вопросов, связанных с сохранением самобытности, развитием языка, образованием и культурой этнических общностей, находящихся в положении национальных меньшинств.
Согласно этому документу, национально-культурная автономия является разновидностью общественного объединения, а ее организационно-правовой формой является общественная организация. Как известно, соотечественники, проживающие в других странах, имеют право на получение поддержки от Российской Федерации в части реализации культурных прав и сохранения своей самобытности.
При этом в целях оказания поддержки своим соотечественникам в решении вышеуказанных вопросов государственные органы принимают следующие меры: оказывают содействие различным организациям культуры; содействуют изучению культурного наследия; принимают меры по обеспечению культурного обмена между Россией и соотечественниками за
Фрагмент для ознакомления
3
1. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) // Российская газета. – 1992. - № 248.
2. Исаева, Т.З. Проблемы региональной культуры: поиск путей решения / Т.З. Исаева // Актуальные вопросы экономики, управления и права: сборник научных трудов (ежегодник). – 2019. – № 6. – С. 117-122.
3. Лимонов, Л.Э. Региональная экономика и пространственное развитие. Учебник. В 2 томах. Том 2. Региональное управление и территориальное развитие / Л. Э. Лимонов. – М.: Юрайт, 2017. – 464 с.
4. Мигунова, М.Г. Проблемы развития региональной культуры в культурологическом аспекте / М.Г. Мигунова // Kant. – 2019. – № 1. – С. 102-104.
5. Орешин В.П. Региональная экономика и управление. Учебное пособие / В.П. Орешин, Г.Г. Фетисов. – М.: РИОР, 2019. – 155 с.
6. Перцик, Е.Н. Территориальное планирование. Учебник / Е.Н. Перцик. – М.: Юрайт, 2017. – 390 с.
7. Попов, Р.А. Региональное управление и территориальное планирование. Учебник / Р.А. Попов. – М.: Инфра-М, 2019. – 288 с.
8. Рукина, И. М. Региональная экономика и управление. Учебное пособие / И. М. Рукина, А. Ю. Анфимова. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2019. – 250 с.
9. Сенникова, И.Л. Проблемы развития государственной культурной политики в регионах России / И.Л. Сенникова // В сборнике: Трансформация социальных отношений в региональном социуме. VI Сухаревские чтения материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2017. – С. 497-501.
10. Скульмовская, Л.Г. Особенности развития региональной культуры в мировом социальном пространстве в условиях глобализации / Л.Г. Скульмовская // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2019. – № 12-1. – С. 79-84.
11. Фетисов, Г.Г. Региональная экономика и управление. Учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. – М.: Инфра-М, 2019. – 416 с.
12. Фетисова, Л.Е. Актуальные проблемы истории региональной культуры в диалоге исторической науки и культурологии / Л.Е. Фетисова // Россия и АТР. – 2018. – № 3. – С. 170-180.
13. Хмелева Г.А. Региональное управление и территориальное планирование: Учебное пособие / Г. А. Хмелева, В. К. Сенычев. – М.: Инфра-М, 2017. – 224 с.
14. https://minkult.sakha.gov.ru – Официальный сайт Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия).