Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Институт государства в условиях современного мира является основным фактором общественного развития. Это связанно с тем, что он, ввиду своего верховенства в структуре власти социумов, способен концентрировать в своих руках такие объемы различного рода ресурсов, которые, при условии сознательного и целенаправленного использования, могут обеспечить прорывное развитие любой сферы общественного жизнедеятельности. Кроме того, ввиду наличия исторически сформировавшейся функции государства по оформлению системы взаимодействия между индивидами, оно способно обозначать в качестве общеобязательных такие модели социального, экономического и политического поведения, которые также могут привести к общественному развитию.
Степень научной разработанности проблемы. Большую роль в изучении проблематики государственного управления, выявлении свойственных ему характеристик, обозначении его специфических черт, а также разработке вопросов эффективности госуправления и способов его повышения сыграли такие исследователи, как: Г. В. Атамчук, В. М. Васильева, Н. И. Глазунова, Р. Т. Мухаев и др.
Объектом исследования является система государственного управления в Российской Федерации.
Предметом исследования выступает эффективность функционирования системы государственного управления в Российской Федерации.
Целью исследования является изучение основных этапов развития современной теории государственного управления.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:
представить характеристику системы государственного управления;
раскрыть эффективность системы государственного управления;
рассмотреть основные этапы развития современной теории государственного управления.
Методология исследования. С целью выявления способов повышения эффективности государственного управления в Российской Федерации, а также осуществления оценки существующего положения дел в вопросах эффективности госуправления, использовались системный и сравнительно-исторический методы исследования.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе обобщаются теоретические аспекты, связанные с государственным управлением и оценкой его эффективности. Во второй главе производится оценка эффективности государственного управления в Российской Федерации, обозначаются способы повышения эффективности госуправления в России.
1. Система государственного управления
1.1. Характеристика системы государственного управления
Прежде чем начать изучения какого-либо явления объективной реальности необходимо обозначить набор научных понятий, которые в своем содержании отражают это явление и выражают его через посредство определенной лексической конструкции.
Для данной работы особую важность имеет разбор понятий, связанных с государственным управлением, оценкой его эффективности, контролем за деятельностью органов государственной власти, а также критериями на основании которых осуществляется выводы о успешности или безуспешности функционирования структурных единиц системы внешнего управления обществом.
Под государством принято понимать организацию, являющуюся носителем политической суверенной власти, осуществляющую управление обществом и реализующую регулирование различных сфер его жизнедеятельности.
Сущностным признаком данного института является суверенитет – верховенство государства во внутренних делах страны, которое имеет три плоскости: 1) Обязанность иных социальных образований данного общества выполнять управленческие решения принятые государственной властью; 2) Наличие у государства полномочий по отмене любых решений, принятых иными формализованными структурами данного общества; 3) Возможность государства принуждать исполнять выше обозначенные положения посредством реализации монопольного права на насилия [11, с. 56].
Эти утверждения, являющиеся набором теоретических суждений, реализуются на практике посредством функционирования конкретных организационных форм – органов государственной власти, или, если говорить иначе, публичной власти. То есть государство на социальном микроуровне можно обозначит в качестве организации – «социальной целостности, которая преследует определенные цели, является определенным образом структурированной, координированной активной системой, связанной с окружающей средой» [14, с. 26].
Эта ипостась государства выражается посредством понятия «государственный аппарат». Основным принципом взаимодействия людей в рамках данной институции является принцип социальной формализации – целенаправленного формирования стандартизированных образцов поведения в правовых и организационных формах. В связи с этим государство имеет четкую иерархическую структуру, характеризуется формализованной системой функционирования, предопределяемой различной нормативно-правовой документацией, а также внутренними регламентами.
Бюрократическим структурам также свойственна централизованность своей системы управления, жесткая иерархия, проявляющейся в односторонней зависимости – возможности вышестоящего бюрократа оказывать воздействие на деятельность и должностное положение бюрократа нижестоящего без того, чтобы тот другой мог воздействовать на первого.
Государственной аппарат представляет собой гетерогенную социальную структуру, которая наряду с людьми включает в себя элементы иного рода: 1) экосоциальные (географическую территорию, земельные владения, природные ресурсы); 2) социально-технические (вооружение специальных формирований, здания, предприятия, собственность иного рода).
Бюрократия, по сути дела, представляет собой материальную силу посредством которой осуществляется функционирования государства, достигаются сформулированные управляющим звеном этой организации цели и задачи.
Важнейшим свойством любой организации является цель ее существования. Публичный характер функционирования государственного аппарата делает его целеполагание общественно ориентированным, а также вынуждает его официально оглашать стратегические цели своего функционирования, а также задачи, которые будут реализованные в определенные плановые периоды.
Хотя большинство современных обществ провозглашают в качестве одного из принципов выстраивания государственной структуры принцип разделения властей это не мешает обозначать государство в качестве единой организации. Так как, во-первых, между ветвями и уровнями государственной власти имеется формализованная система взаимодействия, и, во-вторых, результатом их деятельности является единый управленческий продукт, имеющий общественное значение. Важно, что такой продукт только и может быть создан в условиях взаимодействия данных ветвей и уровней власти.
В рамках анализа эффективности государственного управления в Российской Федерации государство будет рассматриваться в качестве единого социального организма, оказывающего управленческое воздействие на общество.
Управление обществом, регулирование его жизнедеятельности является конечной целью всех процесс осуществляемых государством. Это основная функция данной институции.
В широком, макросоциальном, смысле, под государством понимается не просто организация, а крупнейший социальный институт современного общества, который, осуществляя институциональное давление посредством системы права, оформляет социум. Под приданием формы имеется ввиду утверждение определенных способов поведения людей и взаимодействий между ними в качестве обязательных – создание социальных норм [18, с. 40].
Общество, в сущности, представляет собой систему социальных взаимодействий, а так как система не может существовать без нормативного порядка, который бы обеспечивался силой власти, то государство выступает центральным и фундаментальным институтом любого общества.
Особенно актуальна эта мысль для современной исторической эпохи, которая характеризуется агрессивным наращиванием государством своего
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Глазунова, Н. И. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Н.И. Глазунова. – М.: Проспект, 2018 – 630 с.
2. Голикова Г.В. Управленческая экономика: Учебное пособие / Г.В. Голикова, Д.С. Петров, И.В. Трушина, Н.В. Голикова. – М.: Инфра-М, 2018 – 216 с.
3. Ершов, В.А. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / В.А. Ершов. – М.: ГроссМедиа, 2017. – 255 с.
4. Кайль, Я.Я. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / Я.Я. Кайль. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 364 с.
5. Мухаев, Р.Т. Система государственного и муниципального управления. Учебник / Р.Т. Мухаев. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 684 с.
6. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / С.Ю. Наумов. – М.: Дашков и К, 2016. – 556 с.
7. Наумов, С.Ю. Система государственного управления: учебное пособие / С.Ю. Наумов. – М.: Инфра-М, 2017. – 304 с.
8. Орешин, В.П. Система государственного и муниципального управления. Учебное пособие / В.П. Орешин. – М.: Инфра-М, 2018 – 320 с.
9. Пономаренко, Е.В. Управленческая экономика. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е.В. Пономаренко, В.А. Исаев. – М.: Юрайт, 2018. – 216 с.
10. Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / О.М. Рой. – СПб.: Питер, 2017. – 368 с.
11. Сажина М.А. Управленческая экономика. Учебник / М.А. Сажина. – М.: Инфра-М, 2018. – 208 с.
12. Тарасенко, О.А. О предпринимательской и приносящей доход деятельности некоммерческих организаций актуальные вопросы корпоративного права / О.А. Тарасенко // Юрист. – 2018. – № 23. – С. 15-18.
13. Халиков, М.И. Система государственного и муниципального управления. Учебное пособие / М.И. Халиков. – М.: Флинта, 2016. 480 с.
14. Чиркин, В.Е. Система государственного и муниципального управления. Учебник / В.Е. Чиркин. – М.: Норма, 2016. – 432 с.
15. Шедько, Ю.Н. Система государственного и муниципального управления. Учебник / Ю.Н. Шедько. – М.: Юрайт, 2016. – 570 с.
16. Яновский, В.В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность / В.В. Яновский. – М.: КноРус, 2016. – 200 с.
17. Чеканский, А.Н. Управленческая экономика. Практика применения. Учебное пособие / А.Н. Чеканский, В.А. Коцоева, С.Е. Варюхин. – М.: Дело, 2018 – 170 с.
18. Чепелева, Г.В. Управленческая экономика. Учебное пособие / Г.В. Чепелева, Н.А. Далисова. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. – 156 с.