Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Детские психологи наравне с учеными считают возраст ребенка с момента рождения до трех лет уникальным. И что важно именно эти три года являются стратегическими для последующего развития и воспитания личности человека. Если говорить о новорожденном малыше, то до шести месяцев жизни его мозг достигает 50% потенциала от мозга взрослого человека. Три года — это формирование на 80%, к 10 годам мозг сформирован полностью. Это все говорит о том, как важно сенсомоторное развитие детей раннего возраста.
Возрастные этапы развития ребенка разделены на группы, которые отвечают за определенное воздействие окружающего мира на мозг. Стоит отметить, чем меньше ребенок, тем больше он чувствителен и значение развития мозга очень важно именно в тот момент, когда для этого созданы самые благоприятные условия. Успех умственного развития, эстетического восприятия мира в большинстве своем зависит от сенсомоторного развития детей раннего возраста.
Недостаточное сенсомоторное развитие будущего члена общества приводит к возникновению трудностей, связанных с этапом начального уровня образования. Стоит рассмотреть этот вопрос подробнее и понять в чем особенность сенсомоторного развития исходя из возраста малыша. Большинство деток раннего возраста слабо выражают, общий интерес к окружающему миру, практически нет реакции на новые впечатления. Для таких детей каждый день похож один на один, это означает только то, что ребенок плохо развивается.
Координация таких малышей снижена, внимание неустойчиво и носит чисто формальный характер. Также очень заметно несоответствие работы глаз и рук в содружестве. Все это проявляется, прежде всего, в отсутствие игрового интереса ребенка.
Самый ранний этап развития — это формирование ориентировки широчайшего спектра. Ребенок с правильной сенсомоторной практикой воспринимает формы, цвета, величину каждого отдельного предмета. Также он свободно анализирует шумы, звуки, речь. Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат.
Важнейшим моментом сенсомоторного развития детей является усвоение сенсорного способа обследования предметов, прежде всего зрительно. Это своего рода общепринятые виды и свойства предметов. Каждый из предметов упорядочен по своему типу.
Для того чтобы малыш стал усваивать сенсорные способы обследования он должен быть к этому подготовлен определенным способом. Сам процесс эталонного развития достаточно длительный и растягивается на несколько лет после рождения малыша. Все происходит, постепенно переходя с каждым новым этапом все к более сложному по своей форме восприятию.
Цель исследования – выявить особенности формирования сенсомоторных навыков у детей раннего возраста.
Объект исследования – сенсомоторные навыки.
Предмет исследования – особенности формирования сенсомоторных навыков у детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Дать определение термину «сенсомоторные навыки»;
2. Выявить особенности формирования сенсомоторных навыков;
3. Дать характеристику этапам развития сенсомоторных навыков;
4. Охарактеризовать цели и задачи формирования сенсомоторных навыков;
5. Сделать выводы по итогам исследования
Глава 1. Теоретические основы формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста
1.1. Психофизиологические основы сенсомоторного развития
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете. Положение в пространстве и т.п. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания – память, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие [2].
Большое значение имеет обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов. А также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.
Важным фактором в формировании речи является развитие мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему) [11].
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. [9].
Сенсорное развитие младших дошкольников должно занимать одно из центральных мест в работе с ними. Именно этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсомоторного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсомоторный центр предназначен [12]:
• для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
• развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
• снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
• создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
• активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).
Одна из главных задач – дать ребенку как можно больше естественных знаний, для более точного выражения себя и своего видения мира.
Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов, используя современное оборудование.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета, т. е. усвоение сенсорных эталонов; стимуляции сенсорных функций и развитие мелкой и крупной моторики. Важным фактором сенсорного развития также является эмоциональный фон деятельности: ребенку должно нравиться то, что он исследует; его должны привлекать предметы, которые находятся в руках, а также то, что получается в результате собственной деятельности. Положительный эмоциональный фон в таком случае создает благоприятные условия для усвоения информации и оперирования ею в дальнейшем.
Усвоение сенсорных эталонов — это длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Занятия по сенсорному развитию начинают со знакомства с цветом и формой предметов. Для начала используют яркие цвета и простые признаки [20].
В качестве сенсорных эталонов цвета выступают так называемые хроматические (красный, оранжевый, желтый, голубой, зеленый, синий, фиолетовый) и ахроматические (белый, серый, черный) цвета. Эталонами формы являются геометрические фигуры, эталонами величины – соотношения объектов по величине в целом и по отдельным ее параметрам, система условных и, в конечном счете, метрических мер.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. – URL: http://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Min.. (дата обращения: 29.12.2019).
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современном дошкольном образовательном учреждении / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
3. Бабич И.Н. Новые технологии формирования сенсомоторных навыков в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». — Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». — 2009. — с. 68–70.
4. Богданова А.С., Степанова О.Д. Содержание и методика обучения формирования сенсомоторных навыков в ДОУ. – СПб.: Индикатор, 2017. – 185 с.
5. Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде: «за» и «против» /Г.М. Будунов. – М.: АРКТИ, 2012. – 192с.
6. Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / М.Ю. Бухаркина, Е.С. Полат; под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2010.
7. Васильева О.Н. Формирование сенсомоторных навыков в ДОУ. Принципы. Задачи. – М.: Просвещение, 1978. – 235 с.
8. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988.
9. Власова А.О., Богданова Е.А. Дошкольный возраст. Психолого-педагогические особенности. – Казань: ДЛТ, 2016. – 374 с.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2016. – 124 с.
11. Герасимов П.С., Беляева Н.С. Особенности формирования сенсомоторных навыков в ДОУ. – Воронеж: Альянс, 2017. – 322 с.
12. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования сенсомоторных навыков // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. — № 4.
13. Демидов А.К., Богданов С.В., Фомина О.Н. Формирование сенсомоторных навыков у дошкольников // Развитие личности. – 1997. - № 1.
14. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2х т.. М.: Наука, 1986.
15. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с.
16. Измайлова В.П. Современные подходы к формированию сенсомоторных навыков у дошкольников. – Волгоград: Пламя, 2017. – 377 с.
17. Ильин А.С., Суворов Д.Е. Организация занятий по формированию сенсомоторных навыков в ДОУ. – Мурманск: Полярные зори, 2016. – 389 с.
18. Ильина В.О. Практическая программа занятий по формированию сенсомоторных навыков для детей первых трех лет жизни // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2017 – С. 111-123
19. Каиров И.А., Богданова О.С. Азбука принципов формирования сенсомоторных навыков у новорожденных детей. – Екатеринбург.: Альянс, 2000. – 322 с.
20. Карнаухов Г.З. Детская психология. От младенчества до старшего дошкольника. – Хабаровск: Орион, 2015. – 287 с.
21. Кирилова Т.А., Подгорная А.В. Условия успешного формирования сенсомоторных навыков у детей первых трех лет жизни. // В сборнике: Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. С. 155-164.
22. Константинов Н.А., Медынский Е.Н. История педагогики. - М.: Просвещение, - 1982. – 445с
23. Корецкий В.И. Программа формирования сенсомоторных навыков у детей первых трех лет жизни. Принципы применения в современном российском ДОУ. // Материалы XV Международной научно-практической конференции «Приоритетные научные направления: от теории к практике» – Новосибирск: ООО «СИБПРИНТ», 2015 г. – С. 65-70
24. Костомаров Н.И. Принципы применения программы по формированию сенсомоторных навыков у детей первых трех лет жизни // Психолого-педагогические монографии и исследования. Кн. 5. М.: Академия, 2015. – 386 с.
25. Котов М.С., Егоров С.С. Формирование сенсомоторных навыков у детей раннего возраста. – Уфа: Курган, 2016. – 365 с.
26. Красильникова В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий для формирования сенсомоторных навыков у детей раннего возраста: учебное пособие; Оренбургский гос. ун-т. 2-е изд. перераб. и дополн. Оренбург: ОГУ, 2012. 291 с.
27. Кудашева Л.Р., Виноградова Е.Н. Особенности и эффективность методов формирования сенсомоторных навыков у детей раннего возраста // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(43). URL: https://sibac.info/archive/guman/6(43).pdf (дата обращения: 05.01.2020)
28. Леонтович К.Ф. Стадии развития личности, стиль поведения и образование // Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1979.
29. Лихачев Б. Педагогика. Курс лекций. – М.: РАО, 1999. - 463 с.
30. Любицына М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей. – Л., 1974.
31. Макаренко А.С. Соч. т.5. – М.: Учпедгиз,1960.
32. Матюхина Н.В. Михальчик Т.С. Психология младенцев и дошкольников. – М.: Просвещение, 1976. - 207 с.
33. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / А.М. Матюшкин. – М.: Директмедиа Паблишинг. – 2008. – 392 с.
34. Михайлова Ю.С. Орлова Ю.И. Особенности учебных программ применяемых для формирования сенсомоторных навыков у детей раннего возраста в ДОУ. – Монография. – Казань: Пальмира, 2015. – 432 с.