Фрагмент для ознакомления
2
данный акт в качестве цели этого решения.
Говоря о критериях эффективности государственного управления отмечают следующие критерии:
1) Целеориентированность – выражается в степени соответствия управляющих воздействия целям, исходящим из функционального положения государства в обществе. Исследуется путем анализа деятельности организации с точки зрения соответствия целевой направленности ее существования;
2) Временной – определяется тем временем, которое необходимо государственному, а также системе государственного управления, на формирование комплекса целей своего функционирования и реализацию этих целей.
3) Сложности организации субъекта управляющего воздействия – определяется уровнем сложности структуры государственного управления, количеством элементов государственного аппарата, которые необходимо задействовать для формирования и реализации той или иной цели государственного управления;
4) Издержки на обеспечение функционирования государственного аппарата, а также результативной деятельности системы государственного управления. К ним относятся расходы на покупку и поддержание оборудования, счета по используемой государственным аппаратом недвижимостью, зарплаты государственным служащим .
В качестве факторов предопределяющих эффективность функционирования системы государственного управления можно отнести:
1) Систему ценностей, характерную для данной страны;
2) Способ организации системы государственной власти;
3) Превалирующая в данном обществе система представлений о приемлемом стиле государственного управления, уровень политической активности населения, представления о кодексе чести государственного служащего;
4) Политические, социальные и экономические характеристики данного общества. Наиболее популярным в современно мире в качестве комплекса критериев, оценивающих эффективность функционирования государственного аппарата, является индекс человеческого развития. Он был сформирована в рамках ООН. Организация Объединенных Наций с 1990 года выпускает специализированные доклады о человеческом развитии.
Оценка эффективности государственного управления в рамках данного комплекса осуществляется на основании анализа индекса человеческого развития, который складывается на основании комбинации индексов:
1) Долголетия – средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни при рождении. ООН говорит о том, что всякое правительство должно стремиться обеспечить своим гражданам долгую, здоровую и полноценную жизнь;
2) Образованности – высчитывается уровень грамотности, а также полнота охвата обучением населения – государство должно содействовать росту уровня образованности своих граждан, давать им условия для обучения и свободного обмена информацией;
3) Уровня жизни – определяется через скорректированный реальный ВНП на душу населения – государственный аппарат должен обеспечивать население материальными ресурсами для их полноценного и достойного существования. Анализ данного индекса позволяет выявить комплекс идей, которые лежат в основании его выстраивания. Они, безусловно, провозглашают идею о том, что государство является институцией основной целью существования коей является содействие развитию социума, обеспечение удовлетворения материальных духовным потребностей общества .
Выявить уровень эффективности государственной политики можно только на основании анализа тех изменений, которые произошли в объекте управления в результате властного воздействия на него со стороны государственного аппарата. То есть тут говорится, опять же, о результативности управления. Создателей данного индекса мало интересует то, за какую цену были “куплены” положительные изменения в социуме, важно только то, что эти изменения произошли.
Второй базисной идей этого индекса является идея гуманизма и безусловности выбора. Под безусловностью выбора имеется ввиду то, что любой человек независимо от его культуры и социального положения всегда предпочтет прожит долгую, здоровую и благополучную жизнь, чем жизнь короткую и неблагополучную. Говорится о безальтернативности гуманизма – ценно только то, что обеспечивает развитие и благополучие человека – улучшает качество его жизни. Общественное развитие представляет собой процесс в центре которого расположен человек, его права и потребности. И только та система государственного управления признается результативной, которая содействует реализации человеческой личности .
Существует комплекс индикаторов эффективности государственного управления, создаваемый Всемирным банком. Посредством комплекса этих индикаторов можно выявлять характеристики уровня развития стран по тем или иным показателям, а также осуществлять сравнение состояния стран относительно этих же показателей.
Всемирный банк формулирует следующие индикаторы эффективности государственного управления:
1) Выявляет экономические показатели страны:
А) Уровень бедности;
Б) Размер государственного сектора;
В) Состояние инфраструктуры;
Г) Состояние финансового сектора;
Д) Состояние рынка труда;
Е) Состояние частного сектора экономики и торговли;
Ё) Обозначает характеристики экономической политики данного государства;
2) Выявляет социальные показатели (уровень бедности, распределение потребления и доходов, состояние системы образования, состояние системы здравоохранения);
3) Обозначает состояние окружающей среды;
4) Обозначает характеристики налоговой и бюджетной политики государства. В рамках управленческой науки сформировались представления об организационных патологиях, которые создают ситуацию хронического дисфункциональности институтов государственного управления.
К этим патологиям относят:
1) Патологии в строении организации:
А) Господство структуры над функцией. Функция является по отношению к структуре базисом – структура существует только с целью выполнять определенную функцию .
Организационная патология возникает тогда, когда институты управления начинают дублировать структуры, разрешать организационные задачи посредством создания новых элементов структуры. В результате возникает неповоротливый государственный аппарат, процесс функционирования коего характеризуется либо бездействием его структуры, либо постоянными конфликтами между различными элементами этой структуры.
Б) Патология клики – возникает в результате того, что чиновник начинает использовать свои право на личное усмотрение в исполнении тех или иных должностных обязанностей, сугубо в своих корыстных целях. Приводит к формированию в организации неформальных групп, использующих ее ресурсы, как уже было отмечено, в корыстных целях, наносят ей урон.
В) Бессубъектность – возникает в результате крайней формализации функционирования персонала государственного аппарата, когда делается ставка на исключительно на исполнительность должностного лица, что приводит к низкому уровню инициативности работника, его низкой мотивации;
Г) Стагнация – заключается в неспособности государственного аппарата к проведению изменений, что приводит к росту издержек управления, а значит и к падению эффективности управления;
Д) Неуправляемость – потеря контроля со стороны управляющей подсистемы над подсистемой управляемой. В результате чего взаимодействие данных структур единой системы государственного управления перестает слаженно функционировать, проявляется тенденция хаотизации ее деятельности;
Е) Патология конфликта – возникает в результате наличия конфликтной ситуации обусловленной личной неприязнью между сотрудниками организации;
Ё) Несовместимость личности с функцией – профессиональная непригодности к выполнению определенных должностных обязанностей.
2) Патологии в управленческих решениях:
А) Маятниковые управленческие решения – повторяющиеся колебания в принятии управленческих решений, при которых последующие решения непреднамеренно отменяют предыдущие;
Б) Дублирование организационного порядка – возникает в результате ситуации, при которой работнику приказывают делать то, что он и так обязан делать в соответствии со своей должностной инструкцией, в результате чего происходит разрушение существующего организационного порядка. Обесценивается значение должностных инструкций в глазах персонала;
В) Игнорирование организационного порядка – систематическое нарушение должностных инструкций со стороны персона, которые не вызывает
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Васильева, В. М. Государственная политика и управление / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – М.: Юрайт, 2018. – 441 с.
2. Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. - М.: Юнити, 2019. - 544 c.
3. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 494 c.
4. Васильев, В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / В.П. Васильев. - М.: ДиС, 2014. - 352 c.
5. Гегедюш, Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 238 c.
6. Захаров, Н.И. Государственное и муниципальное управление: Учебник / Н.И. Захаров, В.Д. Попов, В.А. Есин, Ю.Ю. Шитова. - М.: Инфра-М, 2016. - 158 c.
7. Звонников, В.И. Государственное и муниципальное управление (академический бакалавриат). Программы учебных дисциплин: Учебное пособие / В.И. Звонников, В.И. Звонников. - М.: Инфра-М, 2017. - 368 c.
8. Иванов, В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - М.: Инфра-М, 2018. - 222 c.
9. Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики; КноРус - М., 2016. - 528 c.
10. Липски, С.А. Государственное (муниципальное) управление и государственная служба / С.А. Липски. - М.: Русайнс, 2018. - 112 c.
11. Мельников В. В. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие - Омега-Л - М., 2017. - 352 c.
12. Мигачев, Ю.И. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение: Монография / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров; Под ред. Л.Л. Попов. - М.: Норма, Инфра-М, 2011. - 320 c.
13. Миронов, А.Л. Государственное управление в России. Конституционный и институциональный аспекты: Монография. / А.Л. Миронов. - М.: Юнити, 2015. - 135 c.
14. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеев и др. - М.: Дашков и К, 2016. - 556 c.
15. Печенская, М. А. Майские указы Президента: цель, показатели, динамика реализации / М. А. Печенская // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2014 - №36. – с. 243-252.
16. Попов, Л.Л. Государственное управление в России и зарубежных странах: административно-правовые аспекты: Монография / Л.Л. Попов. - М.: Норма, 2016. - 432 c.
17. Попов, Л.Л. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев. - М.: Норма, 2018. - 96 c.
18. Пучков, О. А. Эффективное государство: постановка проблемы / О. А. Пучков // Правопорядок: история, теория, практика. – 2014 г. - №3 – c. 73-76.
19. Райзберг, Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие / Б.А. Райзберг. - М.: Инфра-М, 2015. - 70 c.
20. Райзберг, Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие / Б.А. Райзберг. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 384 c.
21. Самойлов, В.Д. Государственное управление. Теория, механизмы, правовые основы: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Государственное и муниципальное управление" / В.Д. Самойлов. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2013. - 311 c.
22. Сёмкина, О.С. Государственное и муниципальное управление: вызовы и приоритеты: материалы iii международной научно-практической конференции. том 1 / О.С. Сёмкина. - М.: Русайнс, 2018. - 172 c.
23. Сёмкина, О.С. Государственное и муниципальное управление: вызовы и приоритеты: материалы 3 международной научно-практической конференции. том 2. / О.С. Сёмкина. - М.: Русайнс, 2019. - 189 c.
24. Соколова, Л. Г. Эффективность государственного и муниципального управления / Л. Г. Соколова //Известия Байкальского государственного университета – 2011 г. - №6 – c. 117-120.
25. Харченко, Е. В. Государственное регулирование национальной экономики / Е.В. Харченко, Ю.В. Вертакова. - М.: КноРус, 2017. - 328 c.
26. Ходов, Л. Г. Государственное регулирование национальной экономики / Л.Г. Ходов. - М.: Экономистъ, 2017. - 624 c.
27. Яновский, В.В. Государственное и муниципальное управление. введение в специальность (для бакалавров) / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. - М.: КноРус, 2018. - 352 c.
28. Официальный сайт «Росстат» - http://rosstat.ru.
29. https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/vzgliad-minekonomrazvitiia-na-ekonomiku-rf-v-2018-godu
30. https://www.economy.gov.ru/material/file/b90a44748de90be36f35d0e007b7fc15/190826.pdf