Фрагмент для ознакомления
2
представителями власти работники коммерческих организаций, которые в определенных случаях вправе налагать административные взыскания на работников. Не относятся к государственным или муниципальным служащим присяжные, представители общественности, которые обладают властными полномочиями в сфере охраны общественного порядка.
Так, для дальнейшего исследования мы определились, что служба – это особый род занятий, который осуществляется лицом, наделенным определенными функциями и полномочиями, и занимающим должность. Должностное лицо в контексте муниципальной службы имеет правовой статус, который отличает его от других специалистов и населения. [13, c. 76]
А.Ю. Кирьянов дает определение муниципальной службе с позиции деятельностного подхода, называя ее видом профессиональной деятельности, который связан с выполнением функций муниципальных управленческих организаций. [21, c. 54]
Эти организации имеют статус органов местного самоуправления, формируются в соответствии с уставом муниципального образования, наделяются публично-властными полномочиями по решению вопросов местного значения, обеспечению прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования.
Е.А. Чершинцева дает определение муниципальной службе с институциональной точки зрения. Муниципальная служба представляет собой особый правовой институт, нормы и правила которого регулируют поведение и деятельность гражданина в процессе его поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения. Вместе с тем данный институт регулирует определенную область правовых общественных отношений, формирование и функционирование которые осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «О муниципальной службе в РФ» .
На уровне субъекта Российской Федерации принимаются законодательные акты, регулирующие институт муниципальной службы в муниципальных образованиях, структуру муниципальных должностей в органах местного самоуправления и т.д. Практическое воплощение правовых норм и правил, установленных в федеральном законодательстве и законах субъектов Российской Федерации, осуществляется в муниципальных нормативных правовых актах и нормативных документах, инструкциях.
А.С. Изолитов указывает также и на то, что муниципальную службу можно рассматривать как социальный институт, под которым понимается совокупность норм и правил социальных действий, связанных с регулированием социальных отношений, возникающих в процессе осуществления муниципальными служащими своей профессиональной деятельности в муниципальном управлении. [15, c. 16]
Эти отношения носят не только формальный характер, обусловленный необходимостью выполнения установленных законодательным порядком норм и правил правового института муниципальной службы, но и неформальных отношений, которые регулируются организационной культурой соответствующей муниципальной организации. Муниципальная служба как социальный институт представляет собой свойственную только ей сферу профессиональной деятельности, которая по содержанию, формам и методам направлена на обеспечение исполнение полномочий органов местного самоуправления.
Муниципальная служба имеет специфические особенности. Одна из основных особенностей заключается в содержании муниципальной профессиональной деятельности. Так, муниципальный служащий исполняет две группы функций. Первая группа связана с регулированием отношений, которые возникают в процессе осуществления органами местного самоуправления своих публично-властных полномочий. Вторая группа касается решения вопросов предоставления населению муниципальных благ, что напрямую связано с управленческой деятельностью.
Вторая особенность находится в плоскости объема компетенции, выполняемой персоналом муниципальной службы. Муниципальная служба определяется как профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе, на муниципальной должности, не являющейся выборной. Муниципальная должность, как определено федеральным законодательством, образуется в соответствии с уставом муниципального образования с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению исполнения полномочий данного органа местного самоуправления.
Муниципальная служба не соотносится жестко с обслуживанием высшего должностного лица муниципального образования. Она нацелена, в первую очередь, на решение вопросов местного значения. В зависимости от того, в компетенции какого органа местного самоуправления находится решение вопроса, гражданин Российской Федерации, занимающий муниципальную должность, либо непосредственно исполняет полномочия в соответствии с уставом муниципального образования, либо обеспечивает их исполнение органом местного самоуправления. [7, c. 14]
Итак, муниципальная служба как своеобразная профессиональная деятельность связана со следующими аспектами ее функционирования:
. Особое значение приобретает приоритет самоуправления как ведущей ценности муниципальной службы, как социального института. Роль муниципальной службы в муниципальном управлении заключается не только в ее непосредственном участии в решении вопросов местного значения, Она призвана максимально и эффективно использовать свой социальный потенциал для содействия населению в осуществлении его прав на участие в местном самоуправлении.
2. Обособление ряда социальных норм границами муниципального образования, его спецификой, уровнем социально-экономического развития, а также культурно-историческими традициями и социальным опытом местных сообществ. Эти особенности должны учитываются в законодательстве субъектов Федерации о муниципальной службе и в муниципальных правовых актах. Деятельность данного социального института как механизма связи местного самоуправления и гражданского общества регулируется закрепленными принципами муниципальной службы.
1.2. Статус муниципального служащего в Российской Федерации
Деятельность муниципальных служащих, как и государственных служащих, базируется на некоторых фундаментальных принципах, о которых нельзя не упомянуть, поскольку они являются определяющими для правового статуса муниципальных служащих. [1,2]
Главенствующие принципы муниципальной службы содержатся в Основном законе РФ – Конституции:
а) Принцип верховенства Конституции России и федеральных законов над другими нормативно-правовыми актами, иными словами – принцип законности. Распространяясь на государственных и муниципальных служащих, реализация данного принципа предполагает, что муниципальный служащий обязан выполнять свои действия только в четко ограниченных пределах и руководствуясь своими полномочиями. Следовательно, служащий должен исполнять возложенные на него обязанности, не злоупотреблять предоставленными правами, соблюдать законодательные предписания, следовать ограничениям и запретам муниципальной службы. Служащий вправе принимать необходимые управленческие акты, которые соответствуют требованиям законности, полноты и обоснованности. Верховенство федерального законодательства предполагает неукоснительное следование ему и точное соответствие предписаниям Конституции.
б) Принцип приоритета прав и свобод человека, их обязательное признание, защита и соблюдение. Конституция РФ (ст. 2) провозглашает человека высшей социальной ценностью и отмечает, что государство обязано защищать права человека, охранять их от возможных посягательств. Приоритет человеческих прав в рамках государственной службы особенно актуален, поскольку государственный аппарат действует от имени государства, но и в интересах граждан. Права человека реализуются им непосредственно, то есть, разумно руководствуясь ими, поведение человека всегда будет правомерным. Для поддержания правомерности в обществе среди множества людей, государство регулярно издает федеральные законы (ст.ст. 24-25, 29, 6-, 9 Конституции РФ).
в) Принцип единства системы государственной власти и разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами, иначе – принцип федерализма. Данный принцип призван обеспечивать единство системы государственной и муниципальной службы и соблюдение разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти различных уровней. Кроме того, данный принцип обеспечивает единство государственно-служебных отношений и самой муниципальной службы.
г) Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти предполагает, что государственная и муниципальная служба будет создана во всех ветвях властях.
д) Принцип равного доступа граждан к государственной и муниципальной службе. Согласно ч.4 ст.2 Конституции России муниципальная служба – значимый институт участия граждан в управлении делами муниципальных образований. Подобный принцип предоставляет равное право всем гражданам участвовать и занимать должности в рамках, имеющихся у них навыков, способностей и профессиональной подготовки.
е) Принцип внепартийности муниципальной службы. Один из самых «молодых» принципов. В органах государственной власти и местного самоуправления не могут образовываться структуры общественных организаций, политических партий или профессиональных союзов. При этом муниципальные служащие должны быть внепартийными.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //"Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398
2. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 16.12.2019) "О муниципальной службе в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 05.03.2007, N 10, ст. 1152
3. Аширов Д. А. Управление персоналом / Д.А. Аширов – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2015. – 335 с.
4. Астахов Ю.В. Актуальные проблемы совершенствования кадровых технологий в системе муниципальной службы // Среднерусский вестник общественных наук. № 2 (7) 2008 г.
5. Андриченко Л.В. Урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе в субъекте Российской Федерации // Правовые инновации в сфере противодействия коррупции: материалы первого Евразийского антикоррупционного форума и VII Международной школы–практикума молодых ученых–юристов (Москва, 30–31 мая 2012 г.) / отв. ред. Л.В. Андриченко, А.М. Цирин. М., 2012. С. 321.
6. Бажин И. Система образовательных программ профессиональной подготовки и повышения квалификации государственных служащих // Государственная служба 2005. № 4
7. Бакушев В. Информационные технологии в системе обучения госслужащих // Государственная служба 2008. № 4
8. Беляцкий Н. П. Управление персоналом / Н.П. Беляцкий – М.: Интерпрессервис, 2016. – 507 с.
9. Бугаков В.М. Управление персоналом: Учебное пособие / В.П. Бычков, В.М. Бугаков, В.Н. Гончаров; Под ред. В.П. Бычкова. – М.: НИЦ ИНФРА–М, 2017. – 237 с.
10. Быстров О.Ф. Экономика предприятия (фирмы). Экономика предприятия (фирмы): Практикум / Л.П. Афанасьева, Г.И. Болкина, О.Ф. Быстров. – М.: ИНФРА–М, 2017. – 319 c.
11. Вакорин М. П., Булашова В. А. Анализ уровня использования трудовых ресурсов. / М.П. Вакорин, В.А. Булашова – Новосибирск: Экономика и бизнес: теория и практика, 2016. – 125 с.
12. Воронова М. М., Бессонова Е. А. Оценка финансовых результатов деятельности предприятий России // Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа и аудита, 2016. – с. 57–62
13. Галимова И.В. Управление деятельностью предприятия / И.В. Галимова. – СПб.: НИЦ АРТ, 2016. – 198 с.
14. Гаудж, П. Исследование мотивации персонала / П. Гаудж. – Баланс Бизнес Букс – Москва, 2014. – 272 с.
15. Гербер, Р. Кадры в системе социального управления. /Пер. с нем / Р. Гербер, Г. Юнг. – М.: Прогресс, 2016. – 1024 с.
16. Гончаров, В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала / В.В. Гончаров. – М., 2016. – 247с.
17. Ивлев, А. Организация и стимулирование труда: зарубежный опыт / А. Ивлев, Ю. Гарайбех // Человек и труд. – 2016. – № 12. – С. 23.
18. Изолитов А.С. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе и противодействие коррупции: монография. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2013. С. 50.
19. Ислантьев, Г.С. Кадры предприятия / Г.С. Исланьев, А.В. Селина. – М.: Экономика, 2016. – 420 с.
20. Кафидов, В.В. Управление персоналом: учебное пособие для вузов / А.В. Кафидов. – М.: Академический проект, 2016.–144 с.
21. Камнев И. Обзор теоретических концепций оценки результатов деятельности организации / И. Камнев, А. Жулина // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2011. – № 1, Ч. 2. – С.563–566.
22. Ключникова, Я.А. Правовое регулирование социального обслуживания и социальной поддержки граждан в сфере жилищно–коммунального хозяйства / Я.А. Ключникова // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. № 6.
23. Локосов В. В., Токсанбаева М. С., Коленникова О. А., Гузанова А. К. Кадровый потенциал организации академической науки: характеристики и социальная защищенность // Социологические исследования. 2017. № 3. С. 70–78
24. Липатова, Л. Оплата труда на российских предприятиях / Л. Липатова // Экономист. – 2016. – №3. – С. 25.
25. Мартынова, А.А. Основные методы управления системой жилищно–коммунального хозяйства // Молодой ученый. 2012. №7. С. 103–107.
26. Силин, Я.П. Жилищно–коммунальное хозяйство и качество жизни в XXI веке: экономические модели, новые технологии и практики управления : коллектив. монография. / Я.П. Силин, Г.В. Астратова, и др.; под ред. Я.П.
27. Семенов А.К. Этика менеджмента: Учебник. Пособие / А.К. Семенов Е.Л. Маслова. – Москва: Дашков и К, 2017. – 272 с.
28. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4–е изд., Перераб. И дополнительно. – Минск: Новые знания, LLC, 2017. – 688 с.
29. Смирнов Б.М. Кадровое нововведение в системе управления персоналом. – М.: ГАУ, 2016.–216 с.
30. Стратегическое управление: Под ред. Ларионова И.К. – М.: Дашков и к°. – 2016. – 235с.
31. Самыгин С.И. Менеджмент персонала. / Учеб. пособ. для ВУЗов. − Р–н/Д. 2014. – 479 с.
32. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учебно–практическое пособие. – М.: Дело, 2013. – 272 с.
33. Трошкин А. Принципы партнерства // Управление персоналом. – 2014. – № 10 (302). – С. 35–38
34. Фурута Х. Коммуникации – это наиболее важный управленческий инструмент для мотивации и вдохновения // Управление персоналом. – 2015. – № 37 (353). – С. 9–16.
35. Хазова Н. Несогласные с новой системой мотивации могут целым отделом перейти к конкурентам // Управление персоналом. – 2016. – № 7 (371). – С. 20–27.