Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Общее образование 5
1.1 Общее образование: понятие, сущность и виды учреждений осуществляющих эту деятельность 5
1.2 Характеристика и оценка состояния общего образования на примере Выборгского района, тенденции его развития 8
Глава 2. Органы государственной власти, осуществляющие государственное управление в сфере общего образования 12
2.1 Система органов государственной исполнительной власти Санкт-Петербурга и место в ней органов государственной власти, осуществляющих государственное управление в сфере общего образования 12
2.2 Характеристика и оценка организации деятельности Комитета по образованию Санкт-Петербурга и оценка эффективности его деятельности в сфере общего образования(на примере Выборгского района) 15
Заключение 19
Список используемой литературы 21
ПРИЛОЖЕНИЯ 23
Фрагмент для ознакомления
2
Приоритетными задачами в направлении работы с детьми, имеющими ОВЗ в районе являются:
- обеспечение доступности качественного образования;
- создание здоровьесозидающей образовательной среды для обучающихся;
- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды;
- совершенствование психолого-педагогического сопровождения.
ГЛАВА 2. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Система органов государственной исполнительной власти
Санкт-Петербурга и место в ней органов государственной власти, осуществляющих государственное управление в сфере общего образования
Система органов государственной исполнительной власти Санкт-Петербурга включает в себя: Правительство Санкт-Петербурга, Администрацию Губернатора Санкт-Петербурга, 35 комитетов, 3 государственные инспекции, службу государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, 3 управления, администрации 18 районов города.
Правительство Санкт-Петербурга — высший исполнительный орган государственной власти города. Во главе Правительства стоит Губернатор, являющейся высшим должностным лицом. Правительство города возглавляет иные исполнительные органы госвласти, представляющие собой целостную систему исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга — Администрацию Санкт-Петербурга.
Комитет по образованию представляет собой один из органов государственной исполнительной власти города, задача которого заключается в организации на вверенной ему территории эффективной системы дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования.
Деятельность Комитета осуществляется на основе федеральной и региональной политики в области образования. На Комитет возложена обязанность координировать деятельность подведомственных ему организаций и осуществлять государственную политику и управление в этой сфере. Образования имеет непосредственный контакт со всеми другими отраслями, следовательно, в круг непосредственных задач комитета входит и координации деятельности в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти, выполняющих отдельные функции, связанные с системой образования. Важным является построение скоординированной системы управления, которая позволяла бы удовлетворять интересы в образовательной сфере самых различных субъектов. Комитет по образованию наделён широким списком полномочий и осуществляемых функций (Приложение 1).
Основными задачами Комитета являются:
проведение в городе федеральной и региональной политики в области образования на уровнях дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования (не включая высшее);
разработка мер по осуществлению государственной политики в этой сфере, обеспечение реализации указанной политики;
осуществление государственного управления в сфере образования;
координации деятельности в этой сфере исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга;
информационное обеспечение подведомственных образовательных учреждений.
Реализация указанных задач требует нормативного регулирования отношений в области образования. Важным направлением деятельности Комитета является и осуществление научных разработок в системе образования, а также аттестация научных и научно-педагогических кадров.
Организация эффективной системы образования в рамках города требует наличия достаточного количества образовательных учреждений с учетом потребностей жителей в образовательных услугах. Для решения этой задачи Комитет формирует сеть государственных образовательных учреждений, исходя из текущей и перспективной потребности города в таких учреждениях.
Решение указанных выше задач требует тесного взаимодействия с другими органами исполнительной власти. Например, формирование сети образовательных учреждений предполагает согласование финансовых вопросов с Комитетом по финансам, вопросов строительства новых и реконструкции старых школ и детских садов – с Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, Комитетом по строительству, Комитетом по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга.
Обеспечение образовательного процесса в соответствии с нормами законодательства требует формирования кадрового резерва научных и педагогических кадров и привлечения в образовательные учреждения наиболее квалифицированных педагогов, а, следовательно, – тесное взаимодействие с Комитетом по науке и высшей школе и Комитетом по труду и занятости.
Развитие системы дополнительного образования формирует тесные взаимосвязи между комитетами по образованию и физической культуре и спорту, по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями.
Наплыв мигрантов из стран ближнего зарубежья и других регионов России приводит к необходимости координировать работу Комитета по образованию с Комитетом по Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики.
Этот список можно продолжить и далее, т.к. работа Комитета по образованию многогранная и затрагивает массу вопросов пограничных с другими отраслями и сферами деятельности. Без осознания того, что реализация политики в сфере образования должна решаться комплексно с привлечением квалифицированного мнения специалистов самых разных областей невозможно решать задачи, стоящие перед Комитетом и системой образования в городе.
Многие авторы подчёркивают особую значимость управления системой образования. Например, Князева О.А. обращает внимание именно на эффективность управления системой образования, т.к. образование обеспечивает динамичное развитие экономики, культуры, науки и техники страны.
2.2 Характеристика и оценка организации деятельности Комитета по образованию Санкт-Петербурга и оценка эффективности его деятельности в сфере общего образования
(на примере Выборгского района)
Деятельность Комитета по образованию Санкт-Петербурга регламентируется целым рядом нормативных документов, начиная от документов федерального уровня (Конституция Российской Федерации, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации и др.) и заканчивая региональным уровнем (Закон Санкт-Петербурга «Об образовании в Санкт-Петербурге», Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О Комитете по образованию»).
В Положении о Комитете по образованию указано, что данный орган в пределах своей компетенции осуществляет деятельность с учетом приоритета целей и задач по содействию развитию конкуренции на товарных рынках. Данное положение подчиняет всю деятельность исполнительного органа власти по сути рыночным отношениям.
Реализуя свою деятельность по проведению политики государства в области образования Комитет осуществляет от имени Санкт-Петербурга функции и полномочия учредителя государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета и администраций районов города, реализующих образовательные программы начального общего образования, обеспечивающих дополнительную углубленную подготовку.
Деятельность Комитет по образованию регламентируется приказом по Комитету, где определён порядок выполнения всех функций, возложенных на Комитет (начиная от нормативного регулирования и заканчивая порядком рассмотрения и визирования документов, а также организации приема и рассмотрения письменных обращений граждан. Чёткая регламентация процесса позволяет определить сроки выполнения той или иной работы, порядок взаимодействия с различными субъектами, обеспечить прозрачность деятельности Комитета и доступность внешней оценки его деятельности.
Проблема оценки деятельности исполнительных органов власти – в настоящее время является актуальной для многих сфер. Особую значимость она принимает в контексте оценки деятельности комитетов по образованию. Это обусловлено тем, что образование – есть основа для развития всё национальной экономики и общества в целом. Конечный результат управления системой образования – есть соединение усилий многих органов власти, а Комитету по образованию принадлежит, прежде всего, роль координатора процессов, направленных на удовлетворение образовательных потребностей как отдельной личности, так и государства в целом.
В основе оценки управления образованием лежит известный в науке принцип Эшби – соответствие уровней сложности управляющей и управляемой систем. Положительная оценка управления может быть в том случае, когда проводимые инновационные процессы повышают
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «Об образовании в Российской Федерации»
2. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 22.02.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»»
3. Паспорт национального проекта «Образование» утверждён на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf
4. Закон Санкт-Петербурга «Об образовании в Санкт-Петербурге» от 17.07.2013 № 461-83 (ред. от 11.07.2019) (принят ЗС СПб 26.06.2013)
5. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 № 225 (ред. от 19.09.2018) «О Комитете по образованию»
6. Приказ Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 22.10.2014 № 67-п (ред. от 29.05.2018) «Об утверждении Регламента работы Комитета по образованию» – Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/
7. Программа развития системы образования Выборгского района Санкт-Петербурга на 2016 - 2020 годы, утверждённая главой администрации Выборгского района Санкт-Петербурга 30.08.2016 г. – Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/0B-uIakvS1fLld1g4b21abFh5NEk/view
8. Кириллов Н.П., Молчанов С.В., Молчанова В.С. Практика правоприменения и регламентации системы функционирования органов управления образованием в рамках оценивания качества общего образования в РФ//Человек и образование. – 2019. – № 2 (59). – С. 28-34.
9. Клёнов С.Н., Разыгрина А.М. Особенности организации системы общего образования в Российской Федерации//Вестник Государственного социально-гуманитарного университета. – 2018. – № 1 (29). – С. 77-81.
10. Князева О.А. Государственное управление в сфере образования российской федерации (90-е гг. XХ века): Автореф.дис. кан. ист. наук.– М. – 2007 – 30 с.
11. Миронова Л.Е. Теоретические аспекты управления системой среднего общего образования на муниципальном уровне//Философия социальных коммуникаций. – 2019. – № 1 (46). – С. 60-63.
12. Панасюк В.П. Управление образованием и образовательными системами: состояние, тенденции, проблемы и перспективы//Образование и наука. – 2017. – Т. 19. № 2. – С. 72-88
13. Шобонов Н.А. Управление общеобразовательной организацией в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в РФ». Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: ННГУ, 2017. – 119 с.
14. Публичный доклад отдела образования Выборгского района Санкт-Петербурга за 2018-2019гг. – Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/1RzUzXewrKZ8Q_CLFA7gKOTzYRaQlWocv/view
15. Портал системы образования Выборгского района Санкт-Петербурга – Режим доступа: https://sites.google.com/a/shko.la/sisobraz/
16. Портал системы образования Выборгского района Санкт-Петербурга – Режим доступа: http://sisobraz.shko.la/roo
17. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга – Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/
18. Официальный сайт Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга http://k-obr.spb.ru/
19. Официальный сайт отдела образования Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга http://k-obr.spb.ru/