Фрагмент для ознакомления
2
Итак, в условиях сохранения тенденции депопуляции, важную роль восполнения численности населения занимают миграционные процессы. На сегодняшний день система управления миграционными процессами на территории России не в полной мере позволяет достичь желаемых результатов – обеспечить приток квалифицированных специалистов, сократить отток российских граждан за рубеж, решить задачу создания системы оптимального распределения населения на территории и т. д.
В этой связи необходимо внести ряд доработок в действующие нормативно-правовые акты, в частности, согласовать значения целевых показателей в документах одной направленности, при отсутствии добавить их, скорректировать программные документы с целью повышения эффективности их реализации, в частности, провести мероприятия по более широкому освещению среди населения возможностей трудоустройства в других регионах и мерах государственной поддержки и пр. Отдельно следует выделить целесообразность разработки единого программного документа о регулирующем воздействии государства на внутрироссийские миграционные процессы с целью оптимального распределения населения по территории страны. В целом для решения указанных проблем необходима реализация комплекса мер по социально-экономическому развитию регионов страны, в том числе, с целью повышения их миграционной привлекательности.
Глава 2. Перспективы и направления реализации государственной политики в сфере демографии на примере г. Калининграда
2.1 Правовое регулирование демографической политики в области рождаемости и семьи г. Калининграда
Конституция Российской Федерации определяет, что материнство и детство, семья находится под защитой государства. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Так, согласно Федеральному закону от 19.05.1995 № 81- ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» государственная поддержка материнства и детства обеспечивается через предоставления определенных видов государственных пособий, которые предполагают создание для определенной категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных функций. Демографическую проблему выражают через соотношения рождаемости и смертности, так как она включает в себя два показателя: снижение рождаемости и увеличение смертности .
В настоящее время в Российской Федерации прослеживается процесс депопуляции и важным фактором данного процесса является падение показателей рождаемости. Для реализации демографической политики в области рождаемости особый интерес представляет структура населения по семейному признаку, которая даёт представление о воспроизводстве населения, так как основной функцией семьи является забота ее членов о рождении, воспитании детей, обеспечение семейного быта. В современных условиях актуальной проблемой остается проблема регулирования рождаемости в стране. Выход из кризиса в области рождаемости – это очень длительный процесс, на который влияют многие факторы. Основные факторы, влияющие на рождаемость это жизненный уровень населения и репродуктивное развитие женщин. Одна из причин прекращения естественной убыли населения заключается в улучшении показателей численности женщин репродуктивного возраста. В связи с этим необходимо повысить уровень рождаемости за счёт изменения репродуктивного поведения населения. Для улучшения показателей в области рождаемости Концепция – 2025 ставит перед собой следующие задачи:
1. усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей;
2. развитие системы предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей;
3. предоставление дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского капитала;
4. обеспечения потребностей семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышения доступности и качества их услуг, в том числе на основе принятия стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста.
Для решения поставленных задач разрабатываются и реализуются государственные программы, направленные на поддержку материнства и детства и тем самым увеличивает показатели в области рождаемости в стране. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 85 «О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по реализации Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» действует Координационный совет при Правительстве Российской Федерации. Одной из главных задач данного Совета является подготовка предложений по определению приоритетных направлений государственной семейной политики. Всеобщая декларация прав человека закрепляет положение о том, что дети имеют право на особую заботу и помощь.
Семейная политика государства в Российской Федерации направлена на обеспечения благополучия и защищённости детей, реализуя тем самым одну из главных задач страны. В связи с этим на федеральном уровне создаётся Комитет по вопросам семьи, женщин и детей (далее – Комитет), занимающийся реализацией государственной семейной политики. Согласно распоряжению Президента Российской Федерации от 29.01.1992 № 41-рп «О Координационном комитете по вопросам семьи, материнства и детства при Президенте Российской Федерации», деятельность Комитета направлена на улучшение положения женщин, а также обеспечение равных прав женщин и детей в обществе. При помощи Комитета в Российской Федерации обеспечивается реализация эффективного применения мер, направленных на решение проблем в области материнства и детства. В целях улучшения показателей рождаемости государство гарантирует единую систему пособий для граждан, имеющих детей, которые обеспечивают материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» закрепляет:
1) пособие по беременности и родам;
2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
3) единовременное пособие при рождении ребенка;
4) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
5) пособие на ребенка;
6) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
7) единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что помимо основных пособий государство гарантирует и дополнительные меры, направленные на государственную поддержку семей, имеющих детей. Так, согласно Федеральному закону от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительными мерами могут воспользоваться только граждане, имеющих гражданство Российской Федерации, независимо от места их жительства. Дополнительные меры, направленные на улучшение качества жизни семей могут получить:
1) женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
2) женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшиеся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.
Применение дополнительных мер позволяет стабилизировать демографические процессы в стране. В качестве дополнительной меры, направленной на поддержание семей, имеющих детей, государство предоставляет материнский капитал.
Материнский капитал представляет собой средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки. Реализовать материнский капитал до 2016 года можно было
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Книги
1. Денисенко, М.Б. Развитие населения и демографическая политика: Учебник / М.Б. Денисенко. – М.: Проспект. – 2016. – 756 с.
2. Медков, В.М. Демография: Монография / В.М.Медков – М.: Норма. – 2013. – 185 с.
3. Медков, В.М. Демография: Учебник / В.М. Медков. – М.: ИнфраМ. – 2012. – 703 с.
4. Смирнов, И.В. Демография в Российской Федерации: Монография / И.В. Смирнов – М.: Статут. – 2014. – 350 с.
Нормативные правовые акты
5. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.
6. О референдуме Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ: офиц. текст по состоянию на 18.06.2017 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 05.07.2004. – № 27. – Ст. 2710.
7. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ: офиц. текст по состоянию на 02.12.2019 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 22.05.1995. – № 21. – Ст. 1929.
8. Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 «Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» (с изменениями и дополнениями от 1 июля 2014 г.) // СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru/191961/
9. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» // СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru/70170932/#help
Стандарты
10. ГОСТ Р 7.0.53-2007 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Международный стандартный книжный номер. Использование и издательское оформление. - М.: Стандартинформ, 2007. - 5 с.
Депонированные научные работы
11. Бутов, В.И. Демография: учебное пособие. Под ред. В.Г. Игнатова. 2-е изд., перераб. и доп. / В.И. Бутов. – М.: ИКЦ «МарТ»; 2016. – 576 с.
12. Игебаева, Ф.А. К вопросу о прогнозировании демографического развития региона в современных условиях / Ф.А. Игебаева // Маркетинговые и социологические исследования: технология использования компьютерных программных средств. Сб. ст. Международной научно-практической конференции. Пенза, 2010. – С. 18 – 20.
13. Клупт, М.А. Демография и статистика населения: учебник для академического бакалавриата. / М.А. Клут, И.И. Елисеева. – 3-е изд. – М.: Юрайт, 2016 – 405с.
Диссертации
14. Синельников, А.Б. Кризис брачно-семейных и межпоколенных отношений и приоритетные направления демографической политики в России: Диссертация … доктор социолог. наук: 22.00.03. – Калининграда: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2014. – 369 с. – URL:http://www.dslib.net/ekonomsociologia/krizis-brachno-semejnyh-i-mezhpokolennyh-otnoshenij-iprioritetnye-napravlenija.html
Авторефераты диссертаций
15. Лялякин, Ю.А. Конституционно-правовые основы регулирования миграционных отношений в Российской Федерации: автореф. дис. к. ю. н. / Ю.А. Лялякин. – Калининграда. – 2007. – 76 с.
Отчеты о научно-исследовательской работе
16. Стенографический отчёт о заседании совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru.
Электронные ресурсы
17. Мизулина Е.Б. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nra-russia.ru/file/a/5/b/f37.pdf
18. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Общие сведения и структура // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru
19. Прогноз социально-экономического развития городского округа «Город Калининград» на долгосрочный период (2020-2026 гг.) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.klgd.ru/activity/economy /planirovaniye/prognoz/prognoz_razvitiya.pdf
20. Численность и состав населения [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/wps
Статьи
21. Антипин, И.А. Определение миссии и целей развития территории: единые правила стратегирования / И.А. Антипин // Общество: политика, экономика, право. 2018. № 8(61). – С. 53–58.
22. Бойко, А.А. Поддержка молодых семей в Российской Федерации / А.А.Бойко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 11-7. – С. 45-52.
23. Бормотова, Т.М. Управления миграционными процессами в России: возможности совершенствования / Т.М. Бортомова // Социосфера. 2018. – № 2. – С. 172–174.
24. Волосенкова, Е.В. Миграционная политика в современной России: вызовы и ответы XXI века / Е.В. Волосенкова // Регионалистика и этипология. – 2013. – № 9. – С. 87-95.
25. Воробьѐва, О.Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики / О.Д.Воробьѐва // Аналитический вестник Совета Федерации. сер.: Основные проблемы социального развития России. – 2013. – № 9. – С. 9-15.
26. Зраева, И.М. Правовое регулирование миграционных процессов в России: проблемы и перспективы развития / И.М. Зраева // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 2. – С. 153–156.
27. Ростовская, Т.К. Проблемы реализации государственных программ, связанных с демографическим и миграционным потенциалом / Т.К. Ростовская // Государственный советник. 2019. № 1. – С. 25–32.
28. Маркин, А.В. К вопросу о роли актов гражданского состояния в динамике современных правоотношений / А.В.Маркин // Общество и право. – 2015. – № 1. – С. 55-59.
29. Низамутдинов, М.М., Орешников В.В. Пространственная мобильность населения России: кластерный и факторный анализ / М.М. Низамутдинов // Известия Уфимского научного центра Российской академии наук. 2019. № 3. – С. 61–68.
30. Хайрулина, Ю.Р. Материнский капитал. Инвестиции в будущее или социальное пособие / Ю.Р. Хайрулина // Вестник экономики, права и социологии. – 2015. – № 3. – С. 270-274.