Фрагмент для ознакомления
2
реализуют полномочия местного значения поселения и муниципального района и ряд государственных полномочий, которые поручаются органам местного самоуправления федеральными и региональными законами субъектов РФ 7, с. 67.
Также в соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» муниципальным образованием является также внутригородская территория города федерального значения и часть территории города федерального значения, в составе которой местная автономия реализуется жителями данного муниципального образования непосредственно либо через выборные и иные органы местного самоуправления 18.
Таким образом, можно сделать вывод, что территориальная организация управления муниципальным образованием является двухуровневой. На первом уровне находятся поселения, а на втором – муниципальные районы. Особняком стоят городские округа, включающие в себя компетенции первого и второго уровня. Однако такого рода союз городских и сельских поселений в муниципальные районы не подчиняет поселения и муниципальные районы, в силу того, что все муниципальные образования являются самостоятельными в силу индивидуальных полномочий 11, с. 73.
Финансовые основы управления муниципальным образованием представляют собой совокупность норм права, которые регулируют отношения, связанные с формированием и использованием местного бюджета и иных финансовых средств муниципальных образований, а также отношения, которые возникают в связи с управлением и использованием государственных финансовых средств, передающихся органам местного самоуправления в соответствии с законодательством 5.
Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» гласит, что экономической основой местного самоуправления являются следующие элементы: муниципальная собственность, имущество, которое находится в государственной собственности и передано в субъекты управления органов местного самоуправления, а также другая собственность;
Финансовую основу управления муниципальным образованием составляют такие элементы, как:
- налоги на имущество физических лиц, которые зачисляются в местный бюджет;
- земельный налог; налог на строительство, рекламу, содержание жилищного фонда, автомашин и т.д.
Местные сборы включают в себя: регистрационный сбор; курортный сбор; сбор на право торговли; лицензионный сбор; целевой сбор; сборы с владельцев собак; за выдачу ордера на квартиру; за парковку автомашин и т.д. 3, с. 45
Постоянными отчислениями, которые закреплены на долговременной основе, являются федеральные налоги и налоги субъектов РФ в соответствии с нормами федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации.
Таким образом, экономическую основу управления муниципальным образованием составляет совокупность норм, которые регулируют отношения, сопряженные с формированием и использованием муниципальной собственности, имущества, которое находится в собственности государства и передано в управление органам местного самоуправления, а также другой собственности, которая удовлетворяет потребности населения муниципального образования.
1.2 Полномочия и структура органов управления муниципальным образованием
В соответствии со статьей 131 Конституции РФ структура органов управления в муниципальном образовании определяется гражданами в самостоятельном порядке. Населением может утверждаться структура органов управления муниципальным образованием путем голосования на местном референдуме. Решение относительно структуры органов управления муниципальным образованием принимается представительным органом муниципального образования и закрепляется в его уставе 8, с. 16.
Структура органов управления муниципальным образованием является элементом их системы и охватывает не только набор органов местного самоуправления, взаимоотношения между ними, внутреннюю структура определенных органов местного самоуправления, но также и компетенции органов, должностных лиц, нормативную основа их деятельности, материальные и финансовые ресурсы. Также в систему вместе со структурой органов местного самоуправления могут включаться органы, наделенные признаками, которые свойственны государственным органам, и направлены на реализацию специфических государственных полномочий 6, с. 82.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» структура органов управления муниципальным образованием образована:
представительным органом муниципального образования;
главой муниципального образования;
местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом);
контрольным органом муниципального образования;
иными органами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования, которые обладают собственными полномочиями относительно решения вопросов местного значения 17.
В структуру местной администрации могут быть также включены отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации 14, с. 18.
В процессе решения относительно структуры органов местного самоуправления муниципального образования, которое принимается на местном референдуме, устанавливается:
структура (перечень) и наименование органов местного самоуправления;
порядок проведения выборов и полномочия главы муниципального образования.
порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также другие вопросы организации и деятельности указанных органов определяются в уставе муниципального образования 24, с. 79.
Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образова¬ния) производятся в соответствии с нормами законодательства субъекта Федерации. При этом учитываются исторические и иные местные традиции 12, с. 76.
Изменение структуры органов управления муниципальным образованием производится при помощи осуществления изменений в уставе муниципального образования.
Полномочия местного самоуправления представляют собой четко регламентированный и закрепленный в Конституции РФ, федеральном законодательстве, правовых актах субъектов РФ и органов местного самоуправления за населением, выборными и другими органами местного самоуправления перечень определенных прав и обязанностей, которые необходимы с целью осуществления задач и функций местного самоуправления в муниципальных образованиях 25, с. 79.
Полномочия органов управления муниципальным образованием осуществляются как населением муниципальных образований непосредственно, так и органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
К исключительным полномочиям представительных органов в соответствии с федеральным законом относятся:
- принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
- определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
- определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
- определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
- определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
- контроль над исполнением органами управления муниципальным образованием и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
- принятие решения об удалении главы управления муниципальным образованием в отставку 22, с. 35.
Необходимо отметить, что в структуру органов управления муниципальным образованием также входят контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения 10, с. 7.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аакер Д.А. Стратегическое рыночное управление. – СПб.: Питер, 2012–544 с.
2. Антипьев К.А. Информированность местного сообщества о деятельности муниципальной власти // Управление мегаполисом. – 2011. – № 6. – С. 122-126.
3. Асланов М. А. Традиционные и инновационные технологии в органах государственного управления // Проблемы современной экономики. – 2014. – № 2 (50). – С. 43-47.
4. Грищук В. А. Муниципальная служба и предпринимательство // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – № 1 (356). – С. 8-11.
5. Зотов В.Б. Муниципальное управление [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studentam.net/content/view/1139/27/ - Дата обращения 10.03.2020.
6. Киричук С.М. Управление муниципальным образованием: учебное пособие. – СПб: Питер, 2018. – 215 с.
7. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М.: Издательство НОРМА, 2002. – 272 с.
8. Колкнев Т.В. Правовые проблемы разграничения полномочий и предметов ведения государства и муниципальных образований в финансовой сфере местного самоуправления // Финансовое право. – 2005. – № 2. – С. 16.
9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года) (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. №7-ФКЗ, от 5.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ)//Собрание законодательства РФ, 14.04.2014, № 15, ст.1691.
10. Косинский, П. Д. Преобразование муниципальных образований как способ выравнивания бюджетной обеспеченности//Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2015. – № 2. – С. 6-10.
11. Лусников М.Р. Основные теории местного самоуправления: происхождение и развитие. – М.: Мир, 2016. - 400 с.
12. Мирзаев М. А. Очевидные проблемы в развитии местного самоуправления ⁄⁄ Вестник Дагестанского государственного университета. – 2015. – № 2. – С. 73-79.
13. Муниципальное право России: учебник/ отв. ред. Авакьян С.А. – М.: Проспект, 2009. – 544 с.
14. Муниципальное право: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. И. Овчинников, А. Н. Писарев. – 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. – 361 с.
15. Муниципальное право России: учебник для бакалавриата / отв. ред. Г. Н. Чеботарев. – 3е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРАМ, 2017. – 416 с.
16. Николаев К.А., Николаев В.К. Муниципальное хозяйство: модели и структура // Актуальные проблемы современности: наука и общество. – Балаково: Балаков. филиал РАНХиГС, 2017. – C. 4-6.
17. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации № 131-ФЗ от 06.10.2003 (ред. от 27.12.2019)//КонсультантПлюс.
18. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации № 184-ФЗ от 06.10.1999 (ред. от 27.12.2019) //КонсультантПлюс.
19. Официальный сайт городской Тюменской думы - Электронный ресурс. – Режим доступа: https://duma.tyumen-city.ru/obshchaya-informaciya/ - Дата обращения: 10.03.2020.
20. Официальный портал Администрации города Тюмени - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.tyumen-city.ru/vlast// - Дата обращения: 10.03.2020.
21. Пыркова О.М., Шишова И.А. Модели муниципального хозяйствования // Региональное развитие. – 2014. – № 2. – С. 68-71.
22. Ряжапов, Н. Этапы преобразования местного самоуправления в Москве //Власть. – 2015. – № 5. – С. 35-40.
23. Самсонова Т.Н. Актуальные проблемы законодательно-нормативного регулирования современного делопроизводства // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. – 2017. – №5. – С. 12-15.
24. Чаннов, С.Е. Муниципальное право: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / С. Е. Чаннов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М: Юрайт, 2019. – 302 с.
25. Юсуфов, Р.А. Совершенствование структуры управления администрации муниципального района//Экономика сельского хозяйства России. – 2015. – № 3. – С. 74-81.