Фрагмент для ознакомления
2
определенное равенство со взрослыми, и пытается добиться их признания.
Если взрослый сохраняет свое отношение к подростку в его детстве, возникает ситуация, которая чревата возникновением противоречий и даже конфликтов ... из-за расхождения представлений взрослого и подростка о характер прав и степень самостоятельности подростка.
Направление развития взрослой жизни и формирования жизненных ценностей. Создание образцов и морально-этических норм.
• Имитация внешних признаков взрослой жизни
• Равное качество «настоящего мужчины (женщины)» ... формирование мужских и женских идеалов. («+« А »-«).
• Взрослый как модель в деятельности ... в совместной деятельности, когда подросток приравнивается к взрослому в качестве модели (как выполнение обязанностей и овладение навыками) и занимает должность своего помощника.
• Развитие взрослой жизни в познавательной деятельности. В подростковом возрасте знание, его объем и глубина становятся важным критерием оценки взрослого, товарища и его самого. ... - желание что-то знать и быть способным по-настоящему, развитие познавательной деятельности, выходящее за рамки школьной программы ... потребность в новых знаниях удовлетворяется независимо, то есть посредством самообразования.
Не все подростки, приобретающие знания, становятся субъективно необходимым видом деятельности. Тем не менее, любопытство и любопытство являются характеристиками подростка. Он открыт для восприятия нового, интересного, значительного и, как губка, впитывает различную информацию, но основное любопытство может быть другим. Содержание, которое взрослый по тем или иным причинам скрывает от подростка, повышает интерес, запрет питает любопытство и активность.
Появление необходимости знать свои особенности, личный интерес и саморефлексию является характерной чертой растущих детей.
Подросток обращается к анализу своей личности как к средству, необходимому для организации отношений и деятельности, для выполнения важных личных задач в настоящем и будущем. Пожилые подростки характеризуются желанием овладеть аффективными реакциями и поведением в целом.
Важнейшим новым моментом в развитии личности в подростковом возрасте является то, что субъектом деятельности подростка становится он сам; в одном это сдерживает, другой ломает, третий создает новый. Он начинает влиять на себя, создавать себя, концентрируется на определенных закономерностях и особенно на личных важных задачах и целях, которые связаны с потребностями сегодняшнего и будущего. Появление таких усилий и действий, направленных на изменение себя для приобретения новых качеств, характерно для подросткового периода и означает переход на качественно новый уровень развития личности.
Важной характеристикой является то, что полноценная дружба формируется в подростковом возрасте на фоне повышенной активности в социальном взаимодействии. Благодаря близким дружеским отношениям, существующим около 12 лет и старше, страх уменьшается, развивается чувство коллективизма и улучшаются навыки общения. Мальчики обычно собираются в группы и имеют широкую сеть друзей, в то время как девочки предпочитают дружить с 1 или 2 друзьями. В дружеском общении девушки более честны, больше доверяют своим друзьям, предпочитают более интенсивные взаимодействия. Мальчиков больше волнует их положение в группе, девушек больше волнует характер общения.
Молодые люди переключают свое внимание с отношений с родителями и учителями на сверстников, которые становятся законодателями основных стандартов поведения. Группа сверстников начинает выступать в качестве основного источника информации об отношениях, ценностях и поведении. Иногда подростки считают, что поддержание тесных отношений с родителями и учителями приводит к потере одобрения со стороны сверстников. Области интересов молодых людей, включая наркотики, алкоголь, курение и сексуальную активность, часто возникают под влиянием сверстников.
Подростки озабочены своим развитием, что приводит к изучению всех происходящих изменений. Подростки постоянно сравнивают свои физические и социальные характеристики с характеристиками своих сверстников. Подростки, которые отличаются от сверстников по темпу или характеру развития, могут быть единственными, кто заметит эти различия. Однако эти оценки могут существенно повлиять на формирование самооценки.
Подростки все чаще борются за свободу и независимость от влияний, авторитета взрослых. В своем стремлении к независимости подростки критикуют уважаемых взрослых, практикуют вандализм и могут легко заниматься сексом, алкоголем, наркотиками и незаконной деятельностью [18].
Деятельность подростков меняет их самовосприятие, что в свою очередь также воздействует на их поведение и самочувствие. У многих подростков развитие самооценки сопровождается постоянной или ситуативной тревожностью. Для нормального развития самооценки ученики нуждаются в стабильности, объективности оценок и требований.
1.2 Мотивационная сфера подростков
В мотивационной сфере подростков, таких как Л.И. Божович, происходит чрезвычайно важное событие, состоящее в том, что они в значительной степени могут руководствоваться в своем моральном поведении теми требованиями, которые они ставят, и задачами, и целями, которые они перед собой ставят. Следовательно, происходит переход от следующих «реактивных» требований извне к активному построению своего поведения в соответствии с идеалом [4].
У подростков интерес к чему-либо часто принимает характер хобби. Считается, что подростковое хобби похоже на детство без игр. Хобби подростка сильны и часто следуют друг за другом, но иногда они приобретают «пьяный» характер; как правило, они не связаны с образовательной деятельностью. А. Е. Личко поделил их на интеллектуалов и эстетику (увлечение историей, радиотехникой, музыкой, живописью и т. д.); эгоцентричный (страсть к модным областям бизнеса: спортом, художественной самодеятельностью, редким иностранным языком и т. п. ради демонстрации своих успехов), телесно-мануальные (занятия спортом, вождение автомобиля или мотоцикла, занятия в столярной мастерской и т. п. - ради получения удовольствия от самого процесса деятельности), накопительские (коллекционирование во всех видах), информативно-коммуникативные (стремление к новизне слишком содержательной информации, не требующей глубокого осмысления и усвоения; потребность в легком общении со сверстниками, позволяющем обмениваться такой информацией). Некоторые из этих увлечений могут способствовать развитию личности подростков, так как они удовлетворяют их познавательные потребности, они способствуют формированию полезных навыков. Однако, обладая определенными личностными характеристиками, они также могут помешать развитию личности, сформировать тенденцию накапливать деньги, терять время, лихорадить с нарушением общественного порядка.
Важно, чтобы мотивы подростков содержали рассуждения и предсказания последствий решения, что свидетельствует о гораздо более полной осведомленности о мотивах и мотивации процесса мотивации, а также о большом участии в формировании мотива блока «внутренний фильтр». Это снижает импульсивность действий и действий подростков, особенно старших. [4]
Требования молодого человека к себе нуждаются в постоянной внешней поддержке. Отсюда и нестабильность ряда мотивов, изменчивость поведения. Особенностью этой эпохи также является несоответствие между целями и возможностями, что указывает на завышенное количество претензий и является причиной распространенных ошибок при реализации плана.
Желание старших подростков утвердиться в своем собственном мнении сильнее, чем в глазах других, означает, что их мотивы в первую очередь формируются с учетом их собственного мнения, что в конечном итоге проявляется в их упрямстве.
Как отмечает Л. И. Божович, в старшей школе на основе совершенно новой, возникающей мотивации социального развития происходят фундаментальные изменения в содержании и соотношении наиболее важных тенденций мотивации.
Это проявляется прежде всего в рационализации и интеграции всей системы потребностей через их возникающее мировоззрение. Старшие школьники обращены наружу, но они не только знают окружающий их мир, но и вырабатывают свою собственную точку зрения на этот счет, поскольку им необходимо выработать свои взгляды на моральные вопросы, чтобы самим понять все проблемы. В связи с этим принятые решения и формируемые
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алякринский Б.С., «Беседы о самообразовании». М., «Знание», 2007.
2. Бахур В.Т. «Это уникальное я». М., Знание, 2006
3. Бернс Р. "Развитие самооценки и воспитания". М., 2006
4. Божович Л.И. «Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности»: М., 2006.
5. Братус Б.С. «Аномалии личности». М., 2008
6. Грецов А.Г., «Узнай себя». Информационно-методические материалы для подростков - Санкт-Петербург, 2004.
7. Зейгарник Б.В. "Теории личности в зарубежной психологии", М., 2003.
8. Зинченко В.П. «Как построить свое «Я»» - М.: Педагогика, 2003.
9. Кон И.С. "Найти себя." Личность и ее идентичность. -, 2003.
10. Кон И.С. Открытие "Я". М., 2004
11. Кондрашенко В.Т. «Девиантное поведение у подростков». Беларусь, 2005
12. Кривцова С.В. «Подросток на перекрестке эпох». - М., 2007.
13. Ламаш И.В. Методическое пособие / «Основы научных исследований», Харьков, 2004.
14. Методические указания по подготовке к общему государственному экзамену по специальности «Психология»: раздел «Возрастная психология» / Сост. Канд. Psycho. Наук, доцент Е. Егорова. - Харьков, 2005.
15. Муздыбаев К. «Психология ответственности». М., 2003
16. Мухина В.С. «Возрастная психология», учебник для студентов. вузы - 7-е изд., стереотип - М., 2003.
17. Нартова - Бочавер С.К. «Копинг-поведение» в системе понятий психологии личности. Психологический журнал, том 18, № 5, 2007
18. Немов Р.С. Психология образования. М.: Образование: Владос, 2004.
19. Петровский В.А. К пониманию личности в психологии / Вопросы психологии. № 2, 2004
20. Попова Е.Г. «Узнай себя». Информационно-методические материалы для подростков - Санкт-Петербург, 2004.
21. Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 2006.
22. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 2003.
23. Райгородский Д.Я. «Теории личности в западноевропейской и американской психологии». Чтение книги по психологии личности. Самара, 2006
24. Савонко Е.И. «Возрастные характеристики взаимоотношений между ориентацией на самооценку и оценкой других людей» // Экспертиза мотивации детей и подростков. М., 2002
25. Самонаправление как эмоционально оценочная система. М.: МГУ, 2001.
26. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения индивида. Л.: Наука, 2001.
27. Сафин В.Ф. Проблема самоопределения личности и ее деятельности. На сб. «Вопросы самоопределения личности и их деятельности»: Межвузовский сборник научных трудов. - Уфа, Башкирский педагогический институт, 2005
28. Семиченко В.А. «Проблемы мотивации поведения и деятельности человека», К., 2004.
29. Смирнова Е.О. «Детская психология». М. 2005
30. Спиркин А.Г. «Осознание и уверенность в себе». М., 2002
31. «Индивидуальный образ жизни». Теоретические и методологические проблемы. Киев: Наукова думка, 2002
32. Эриксон Э. «Идентичность: молодежь и кризис». М., 2006