Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время в Российской Федерации идет становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в образовательное мировое пространство. Данный реформаторский процесс сопровождается изменениями в педагогической практике и теории, происходит смена образовательной парадигмы, предлагается другое содержание, другие подходы, другой педагогический менталитет.
В процессе реформирования разрабатываются новые программы, пересматриваются концепции учебных пособий и учебников, совершенствуются методы и формы обучения.
Для развития системы управления необходимо научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение процесса образования. Сюда входят: поддержка проектных разработок, создание необходимой для формирования и развития образовательного пространства материально-технической базы, создание программы информатизации образовательной системы и многое другое.
Цель – провести оценку эффективности управления системой общего образования на муниципальном уровне. Задачи:
провести теоретическое исследование основ оценки эффективности управления системой общего образования на муниципальном уровне;
провести анализ и совершенствование управления системой общего образования на базе администрации городского круга Балашиха.
Объект Администрация городского округа Балашиха. Предмет эффективность управления системой общего образования в Администрации городского округа Балашиха.
Методическая основа исследования.
В данной работе использовались такие методы исследования как: системный анализ, метод комплексного и сравнительного анализа.
Научная новизна исследования заключается в разработке конкретных мероприятий по совершенствованию управления в сфере образования в городе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и электронных ресурсов.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
1.1. Понятие и сущность эффективности муниципального управления общим образованием
В настоящее время основным федеральным законом, регулирующим образование, является от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» . Согласно этому закону, образование - единственный осмысленный процесс образования и обучения, являющийся социально значимыми товарами и осуществляемый в интересах людей, семей, общества и государства, а также набор приобретенных знаний, навыков, ценностей, опыта и способностей определенного размера и сложности с целью интеллектуального, духовного и морального, творческого, физического и / или профессионального развития личности, удовлетворения их образовательных потребностей и интересов.
Следует отметить, что современная государственная политика в области образования в основном ориентирована на модернизацию российского образования. Главная цель - обеспечить конкурентоспособность России, в том числе в сфере образования. Главной предпосылкой конкурентоспособности страны является инновационный путь экономического развития.
Муниципальная политика в области образования основана на государственной политике, основанной на гуманизме, общих ценностях и свободном развитии личности.
Базовыми нормативными актами, определяющими задачи органов местного самоуправления в области образования, являются:
«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [1];
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2];
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.) «Об образовании в Российской Федерации» [3].
Данные Законы фигурируют в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах Минобразования России, региональном законодательстве.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов относятся:
1) организация государственного и бесплатного дошкольного, базового общего среднего общего образования в программах базового образования в муниципальных образовательных учреждениях (за исключением Управления в целях обеспечения реализации базовых программ финансового образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);
2) организация дальнейшего обучения детей в муниципальных образовательных учреждениях (за исключением дополнительного образования детей, финансовой поддержки со стороны властей со стороны властей Российской Федерации);
3) создание условий для наблюдения и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;
4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных учреждений (за исключением создания органов местного самоуправления в городских районах и муниципальных высших учебных заведениях), внедрение функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных учреждений;
5) поддержание содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, организация прилегающих к ним районов;
6) регистрация для детей, получающих образование для дошкольных, базовых общих, базовых программ общего и среднего образования, консолидация муниципальных учебных заведений для конкретных районов городского округа, городских районов;
7) осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральным законом в области образования.
В настоящее время государственная политика в области образования идет в ногу с модернизацией и внедрением инноваций. Сегодняшним приоритетом для России является Национальный образовательный проект.
Цель этого проекта - ускорить процесс реформирования системы образования, добиться качественного образования, привести систему в соответствие с международными стандартами.
Муниципалитеты играют важную роль в проекте. Система управления образованием на муниципальном уровне представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов на различных уровнях и направлениях, сеть реализации своих образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, школьных органов муниципальных образований и их подведомственных учреждений, и организаций.
Органы муниципального образования выполняют следующие функции:
- планирование, организация, регулирование и управление деятельностью муниципальных образовательных учреждений;
- контроль за предоставлением зданий, помещений и другого имущества из подчиненных учреждений;
- координация деятельности негосударственных образовательных учреждений;
- взаимодействие с наукой и высшими учебными заведениями;
- содействие научно-методическому обеспечению муниципальных образовательных учреждений;
- обеспечение содержания и развития подчиненных учреждений;
- информационная поддержка подчиненных учреждений;
- мониторинг реализации законодательства об образовании, соблюдение образовательных стандартов и стандартов;
- анализ и прогнозирование состояния развития системы образования на территории.
Согласно постановлению Правительства РФ от 17.12.2012 N 1317 выделяются следующие показатели :
1. Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений (процентов).
2. Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений (процентов).
3. Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений (процентов).
4. Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях (процентов).
5. Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности