Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Миссия коммерческой деятельности – получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания - требует гибкого реагирования на изменения, происходящие на рынке. Миссия фокусируется на текущей предпринимательской деятельности организации и определяет направления развития компании. Нередко в миссии не формулируются конкретные количественные значения важнейших показателей, определяющих конкурентоспособность организации. Она представляет собой констатацию стратегического видения руководства относительно конкурентной позиции организации и характеризует положение и взаимодействие организации с внешней средой. Миссия определяет общее направление развития организации.
Роль процесса управления торговым ассортиментом заключается в том, чтобы умело сочетать финансы предприятия с ассортиментной политикой предприятия, обеспечивающей рост прибыли. Тщательно разработанная ассортиментная политика предприятия служит руководству указателем, генеральным курсом которым должно идти предприятие, что в свою очередь позволяет сотрудникам предприятия ориентировать свою работу в наиболее прибыльных направлениях. Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены. В связи с этим проблема эффективного управления торговым ассортиментом предприятия является всегда актуальной.
Объект исследования - ООО «Китфарм».
Предмет исследования - вопросы теории и практики формирования ассортимента товаров на предприятии.
Цель исследования – провести анализ формирования ассортимента товаров на предприятии, а также разработать основные направления по оптимизации ассортимента на исследуемом предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить формирование и управление торговым ассортиментом;
дать характеристику компании;
охарактеризовать особенности формирования ассортимента в ООО «Китфарм»;
определить мероприятия по совершенствованию ассортимента;
обосновать предложенные мероприятия.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по проблемам теории организации производства, создания и функционирования систем качества и ассортимента, обеспечения выпуска высококачественной продукции: Басовского Л.Е., Ермасовой Н.Б., Исаева Р.А., Карасевой И.М., Мизиковского Е.А., Шевчука Д. и др.
Для решения поставленных в работе задач использовались методы сравнительного, логического и системного анализа, экономико-математического и организационного моделирования.
В процессе работы над исследованием были использованы материалы, опубликованные в зарубежной и отечественной печати, методические разработки, законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
1. Теоретические аспекты формирования торгового ассортимента
1.1. Основные характеристики торгового ассортимента аптеки
Ассортимент аптеки – это едва ли не самый важный фактор, от которого зависит и лояльность покупателей, и выручка, и конкурентоспособность. Формирование ассортиментной матрицы состоит из нескольких этапов – определения типа аптеки и ее потенциального покупателя, классификации товаров по категориям, а также от заполнения .
Ассортимент аптеки – это едва ли не самый важный фактор, от которого зависит и лояльность покупателей, и выручка, и конкурентоспособность. Формирование ассортиментной матрицы состоит из нескольких этапов – определения типа аптеки и ее потенциального покупателя, классификации товаров по категориям, а также от заполнения.
Наиболее эффективным способом формирования аптечного ассортимента является модель наполнения «аптечного ящика», позволяющая не только разработать новый ассортимент, но и оптимизировать существующий.
Как правило, ассортимент даже небольшой аптеки составляет порядка 20 тысяч наименований аптечной продукции. Кроме того, за последние годы существенно расширилась номенклатура лекарственных препаратов - появились новые БАДы, аптечная косметика, детское питание, товары для беременных женщин и др. Сегодня даже крупные аптечные сети при разработке ассортиментной матрицы используют лишь общие принципы ее построения.
На данный момент существует множество современных концепций, но, несмотря на это, универсальной методики формирования матрицы ассортимента, которая бы подошла абсолютно любой аптеке, нет. А потому ассортимент лекарственных препаратов, который не соответствует спросу, приходится постоянно корректировать.
Большинство аптек при формировании аптечного ассортимента используют усредненный подход, не основываясь на специфики конкретной точки. Между тем характерные для разных типов аптек различия в параметрах клиентов - ключевой фактор ассортиментной политики.
В связи с этим возникает закономерный вопрос – каким образом сформировать ассортимент, удовлетворяющий потребности населения и приносящий максимальную прибыль? Самое оптимальное – использовать три принципа: универсальность; эффективность; простота.
Формирование ассортиментной матрицы аптеки невозможно без классификации товаров. Этому вопросу посвящено немало маркетинговых исследований, однако единой классификации товаров аптечного ассортимента до настоящего времени не создано. Кроме того, определенную сложность представляет большое число номенклатурных позиций. Кроме медикаментов выделяют и другие аптечные товары, в частности, изделия медицинского назначения, медицинская техника, витамины и БАДы, детские товары. К классификации товаров аптечного ассортимента предъявляются следующие требования: Один товар – одна товарная группа. Товарные категории зависят от психологических аспектов совершения покупок .
Для медикаментов наиболее подходит анатомо-терапевтическо-химическая классификация, или АТХ - международная система классификации лекарств, основанная на их терапевтическом применении. Для других товаров лучше всего формировать группы товаров в зависимости от функциональных особенностей или общих свойств, а также использовать принципы категорийного менеджмента. Определение структуры ассортимента в разрезе товарных категорий позволяет составить такую ассортиментную матрицу аптеки, которая будет наиболее полно удовлетворять потребности и запросы покупателей. Аптечные сети в целом справляются с ценообразованием и формируют достаточный ассортимент. В то же время управлять потребительским спросом аптечная розница еще не научилась.
1.2. Понятие и составление ассортиментной матрицы
Ассортиментная матрица — это документ (оформленный в виде таблицы), в котором представлен полный перечень товарных позиций, активных для реализации с учетом ценовой и ассортиментной политики, формата аптеки и ее месторасположения.
Создание ассортиментной матрицы — это вторая важная составляющая в категорийном менеджменте .
К созданию ассортиментной матрицы нужно подходить системно, с прохождением определенных этапов.
1. Формат аптеки, особенности позиционирования:
Площадь торгового зала.
Месторасположение, специфика («спальный» район, территория лечебного учреждения, проходная предприятия).
Финансовые возможности (работа с товаром, взятым под реализацию или по предоплате).
Ценовое позиционирование.
Активность конкурентов (маркетинговая и стратегическая).
2. Портрет потенциального покупателя, определение емкости спроса:
Сегментирование покупательского спроса по товарным категориям.
Оценка предложений конкурентного окружения (количественное измерение).
Частота покупок у конкурентов.
3. Сравнительный анализ ассортиментной политики конкурентного окружения:
Товарные категории, представленные у конкурентов (детское питание, изделия медицинского назначения, медтехника и др.).
Услуги и сервисы для населения, которые предлагают конкуренты.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анущенкова, К.А. Финансово-экономический анализ: учебно-практическое пособие [Текст] / К.А. Анущенкова. - М.: Дашков и К, 2017. - 403 с.
2. Арутюнов, Ю.А. Финансовый менеджмент: учебное пособие [Текст] / Ю.А. Арутюнов. - М.: КноРус, 2019. - 309 с.
3. Басова, Н.В. Перспективное финансовое планирование на современном этапе [Текст] / Н.В. Басова // Аудит и финансовый анализ. - 2018. - № 3. - С. 17-20.
4. Басовский, Л.Е. Экономический анализ: (комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности) [Текст]: учебное пособие для вузов / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 221 с.
5. Беленький, А. Антикризисные менеджеры [Текст] / А. Беленький // Управление персоналом. – 2019. - № 17. – С. 18-20.
6. Белов, А.М. Экономика организации (предприятия) [Текст]: практикум / А.М. Белов. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 272 с.
7. Белолипецкий, В.Г. Финансовый менеджмент [Текст]: учебное пособие для вузов / В.Г. Белолипецкий. - М.: КноРус, 2017. - 447 с.
8. Вахрушина, М.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебное пособие для вузов / М.А. Вахрушина. - М.: Вузовский учебник, 2017. - 462 с.
9. Ветрова, Л.Н. Бюджетирование - фундамент стратегии развития организации [Текст] / Л.Н. Ветрова // Все для бухгалтера. – 2019. - № 5. – С. 7-13.
10. Войтоловский, Н.В. Экономический анализ: основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации [Текст]: учебник / Н.В. Войтоловский. - М.: Высшее образование, 2019. - 513 с.
11. Гаврилова, А.Н. Финансы организаций (предприятий) [Текст]: учебное пособие / А.Н. Гаврилова. - М.: КноРус, 2019. - 563 с.
12. Глумаков, В.Н. Стратегический менеджмент [Текст]: практикум / В.Н. Глумаков. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 186 с.
13. Голубев, М.П. Финансовое планирование как инструмент оптимизации развития вертикально-интегрированных холдингов [Текст] / М.П. Голубев // Финансы. – 2019. – № 11. - С. 65-70.
14. Жиделева, В.В. Экономика предприятия [Текст] / В.В, Жиделева. – М.: Инфра-М, 2019. – 133 с.
15. Катичев, Ф.В. Экономический анализ [Текст] / Ф.В. Катичев // Экономический анализ: теория и практика. - 2018. – № 15. - С. 64-69.
16. Князев, И. Как наладить управление финансами в условиях кризиса [Текст] / И. Князев // Финансовый директор. – 2019. - № 2. – С. 12-14.
17. Ковалев, В.В. Финансовый менеджмент. Теория и практика [Текст] / В.В, Ковалев. – М.: Проспект, 2019. – 1024 с.
18. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности [Текст] / В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 432 с.
19. Когденко, В.Г. Экономический анализ [Текст]: учебное пособие для вузов / В.Г. Когденко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 390 с.
20. Колчина, Н.В. Финансовый менеджмент [Текст]: учебное пособие для ВУЗов / Н.В. Колчина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 464 с.
21. Колчина, Н.В. Финансы организаций (предприятий) [Текст]: учебник для вузов / Н.В. Колчина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 368 с.
22. Комаров, Н.Н. Финансовое планирование в России и за рубежом [Текст] / Н.Н. Комарова // Экономика природопользования. - 2018. – № 2. - С. 20-26.
23. Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятий общественного питания [Текст]: учебно-практическое пособие / Л.И. Кравченко. – Мн.: Фуаинформ, 2017. - 288 с.
24. Кузнецова, М.Н. Экономический анализ структуры и уровня запасов [Текст] / М.Н. Кузнецова // Экономический анализ: теория и практика. - 2018. - № 12. - С. 40-45.
25. Либерман, К. Как расшифровать бухгалтерский баланс? [Текст] / К. Либерман // Российский бухгалтер. – 2019. - № 4. – С. 12-15.