Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы власти и механизмы разделения властей 5
1.1 Сущность и предназначение, концепции власти. Субъекты и объекты власти 5
1.2 Субъект и объекты власти. Основные виды власти 9
1.3 Разделение властей в РФ 11
Глава 2 Законодательная и судебная власть в РФ: особенности 13
2.1 Федеральное Собрание и история его создания 13
2.2 Совет Федерации и Государственная Дума 17
2.3 Судебная власть в РФ 19
Глава 3 Специфика функционирования исполнительной власти в РФ 21
3.1 Основные функции Правительства РФ 21
3.2 Перспективы взаимодействия Президента РФ и Правительства РФ 28
Заключение 30
Список используемой литературы 34
Фрагмент для ознакомления
2
участия субъектов Федерации в реализации конституционных положений о национально-государственном устройстве РСФСР
Предложение Президента РФ об упразднении Съезда и Верховного Совета и переходе к новому парламенту, изложенное в Указе от 21 сентября 1993 г. было воспринято при подготовке проекта новой Конституции РФ.
Принятая всеобщим народным голосованием 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации определила статус Федерального Собрания как двухпалатного парламента Российской Федерации.
Федеральное Собрание – представительный и законодательный, постоянно действующий орган России. Федеральное Собрание включает в себя Совет Федерации (входи по два представителя от каждого субъекта РФ) и Государственную Думу РФ (депутаты, которые избираются в соответствии с федеральным законом). Последняя отвечает за принятие законов .
Совет Федерации и Государственная Дума формируют Счетную палату РФ, которая призвана контролировать исполнение федерального бюджета. Состав Счетной палаты РФ определяется федеральным законом.
Представительные органы государственной власти являются законодательными. Представительные органы призваны выражать волю народа РФ; принимают решения, которые находят свое воплощение в актах. Решения, принимаемые законодательными органами, являются обязательными к исполнению другими органами власти государства и органами местного самоуправления.
Федеральное собрание имеет влияние и в правоохранительной сфере, в частности, Совет Федерации назначает Генерального прокурора и его заместителей, Государственная Дума объявляет амнистии.
Осуществляя регулирование органов исполнительной и судебной власти, и участвуя в назначении их должностных лиц, Федеральное Собрание согласно принципу разделения ветвей и системы сдержек и противовесов, не должно нарушать самостоятельность данных органов и осуществлять их полномочия.
2.2 Совет Федерации и Государственная Дума
Организация деятельности Совета Федерации как законодателя страны осуществляется по двум направлениям:
Совместное участие верхней и нижней палаты парламента РФ в разработке законопроектов, рассмотрении их, и принятие одобрительных либо рекомендательных решений по принимаемым законам;
Совет Федерации вправе выступать с законодательной инициативой, самостоятельно разрабатывая проекты федеральных конституционных и федеральных законов.
Верхняя палата Федерального Собрания РФ в обязательном порядке рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы, касающиеся федерального бюджета, установления или отмены федеральных налогов и сборов, валютного, финансового, таможенного и кредитного регулирования, ратификации и денонсации международных договоров РФ, денежной эмиссии, вопросы военного положения и мирных соглашений.
Данные федеральные законы считаются одобренными Советом Федерации, если за него проголосовало более половины членов Совета Федерации или он не был рассмотрен в четырнадцатидневный срок.
Статья 102 Конституции РФ определяет вопросы, которые относятся к ведению Совета Федерации как верхней палаты Федерального Собрания – парламента РФ. Согласно данной статье, Совет Федерации:
1) утверждает изменение границ между субъектами РФ;
2) принимает решение по вопросу использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации;
3) утверждает указ Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения на территории Российской Федерации;
4) назначает выборы Президента РФ;
5) принимает решение об отрешение от должности Президента РФ;
6) назначает и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов;
7) назначает и освобождает от должности Генерального прокурора РФ и его заместителей;
8) назначает на должность судей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ
Основную деятельность Государственная Дума осуществляет по трем направлениям:
законодательная деятельность, связанная с законотворческим процессом посредством принятия федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов федерального уровня;
представительная деятельность связана с направлением парламентского запроса Председателю и членам Правительства РФ, Генеральному прокурору, Председателю Следственного комитета, Центрального банка, Центральной избирательной комиссии, руководителям иных органов государственной власти, которые в свою очередь обязаны дать устный или письменный ответ в течение 15 дней на заседании Государственной Думы;
международная деятельность связана с отстаиванием интересов Российской Федерации за рубежом по линии двусторонних контактов и в деятельности международных парламентских структур.
Особое внимание в деятельности Государственной Думы уделяется законодательному процессу, так как в исключительной компетенции нижней палаты Федерального Собрания РФ находится две стадии избирательного процесса: рассмотрение законопроекта и принятие законопроекта. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов, а федеральные конституционные законы – не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов.
В течение пяти дней принятые законодательные акты Государственной Думы передаются на рассмотрение и одобрение в Совет Федерации. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации, федеральный закон принимается не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов. Законопроекты вносятся вместе с заключением Правительства РФ в случаях, когда они касаются введения или отмены налогов, освобождения от уплаты, государственных займов и изменения финансовых обязательств РФ. Государственной Думе также принадлежит право законодательной инициативы.
2.3 Судебная власть в РФ
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей.
Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства .
Суды в России делятся на:
1) Конституционные суды. Они рассматривают дела о соответствии нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ – это делает Конституционный суд Российской Федерации. А Конституционные (уставные) суды субъектов РФ проверяют на соответствие нормативные правовые акты субъектов Федерации их Конституциям
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2) О Федеративном договоре [Тест]: постановление Президиума Верховного Совета РСФСР // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 26.07.1990. – N 8. – Ст. 112
3) Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 "Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию"//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207978/
4) Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы»// http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919
5) Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"// https://base.garant.ru/70170946/
6) Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) "О судебной системе Российской Федерации"// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12834/4aa549c1313d7821cc666a32cbb84c43e294199d/
7) Авакьян С.А. Федеральное Собрание – Парламент России: учебник / С.А. Авакьян. – М., 2018
8) Акопов Г.Л., Кислицын С.А. Политология. – М.: Феникс, 2018. – 350 с.
9) Баландин А.А. Взаимодействие Президента Российской Федерации с органами исполнительной власти // Актуальные проблемы социально-экономического развития СКФО. 80-я научно-практическая конференция. Ставрополь. 2017. С. 25-29.
10) Браун А. Политическое лидерство и политическая власть//Полис. Политические исследования. 2017. № 1. С. 104-120
11) Булаков О.Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации / О.Н. Булаков. – СПб.: изд-во «Юридический центр Пресс», 2018.
12) Гаджиев К. С. Российская Федерация: национальное государство или государство народов?//Полис. Политические исследования. 2018. № 3. С. 130-146
13) Ермаков В.Г., Быкова Е.А. Некоторые проблемы взаимодействия Президента Российской Федерации с исполнительной властью федерального уровня и перспективы расширения полномочий главы государства // Актуальные вопросы права и экономики. Сборник научных статей. Елец. 2017. С. 25-29.
14) Ирхин Ю.В. Социология культуры. М.: Экзамен, 2016. – 202 с.
15) Мартиросян Г.А. Политология: Курс лекций. – Рязань: РГРТУ, 2019. – 238 с.
16) Мухаев Р.Т. Политология: Учебник / Р.Т. Мухаев. – М.: Проспект, 2018. – 640 с.
17) Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://council.gov.ru/
18) Политология: учебник / С. В. Решетников. — 6-е изд., перераб. и доп. — Минск: ТетраСистемс, 2016. – 528 с.
19) Политология: учебное пособие/А.Г. Аникевич, Е. И. Камышев, М.Н. Ненин и др. Под редакцией А.Г. Аникевича – Красноярск, СФУ, 2016. – 226 с.
20) Самсонов В.Н., Макогон Б.В. Регламентная конкретизация правового статуса территориальных органов федеральных органов исполнительной власти // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 10 (77). С. 78-82.
21) Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии/А.И. Соловьев. – М.: Аспект-Пресс, 2018. – 559 с.
22) Харин А.Н. Введение в политическую культуру: учебное пособие. Киров: Изд-во «Лобань», 2016. – 330 с