Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В течение последних лет ведущие страны мира осуществляют устойчивое и последовательное развитие информационного общества. Безусловно, это связано с тем, что в условиях быстрого развития информационных технологий роль главного ресурса в современном мире начинают играть информация и инновации. Кроме того, существующие хозяйственные системы трансформируются в систему знаний. В рамках новой мирохозяйственной системы развитые страны мира концентрируют свои усилия на создании, распространении и применении новых инноваций и технологий в различных сферах жизнедеятельности, в также в области государственного управления.
Одним из наиболее популярных способов предоставления информации, а также оказания комплекса государственных и муниципальных услуг гражданам, бизнесу и различным ветвям государственной власти, при котором не требуется личное взаимодействие между органами власти и заявителем, является электронное правительство [15, c.20]
Для решения насущных проблем, для улучшения качества жизни, для развития экономики и социального развития, государство предпринимает определенные усилия и при использовании ИКТ достигает определенных результатов.
Россия является единственной страной, где появились документы и программы, направленные на развитие электронного правительства. В нашем государстве построение электронного правительства - это целевое развитие. Сейчас, понятие «электронное правительство» (E-government) используется в мировой практике для обозначения состояния деятельности органов власти, опирающихся на возможности ИКТ для достижения стоящих пред ними целей.
В России же термин «электронное правительство» возможно следует заменить термином «электронное управление» (E-governance). Для понимания сути данной проблемы является интересным анализ механизмов электронного правительства на современном этапе развития государства и общества.
В тоже время, нельзя игнорировать проблему низкого уровня грамотности населения и отсутствия доступа в быстрый и качественный интернет определенной долей населения. В 2018 году по данным Росстата около 58,2% граждан смогли обратиться за получением государственных и муниципальных услуг и воспользоваться механизмом их получения в электронной форме [14].
Таким образом, оценивая состояние и перспективы развития механизма предоставления населению услуг в электронном виде можно сделать вывод о том, что тема курсовой работы является актуальной.
Целью настоящего исследования анализ роли «Электронного правительства» в повышении эффективности деятельности государственного аппарата.
Достижение поставленной цели предопределило решение следующих задач:
- изучить понятие и структурные элементы «Электронного правительства»;
- рассмотреть модели электронного правительства;
- выявить стадии развития электронного правительства;
- охарактеризовать организационные и правовые основы внедрения электронного правительства в деятельности органов государственной власти;
- проанализировать внедрение технологий электронного правительства в деятельности органов государственной власти.
Объектом исследования является – механизм электронного правительства.
Предмет исследования – процесс предоставления населению услуг в электронном виде.
Актуальные вопросы, связанные с развитием в России электронного правительства, анализом проблем его функционирования нашли свое отражение в научных работах. В работе использовались труды И.Л. Бачило, А. Голобуцкого, О. Шевчука, М.Ю. Павлютенковой, Д. Трутнева занимающиеся изучением теоретических аспектов основ развития электронного правительства. Проблемы развития электронного правительства на территории России отражены в работах Е.С. Михненковой, П. Чачина, А.С. Киселева В.В. Кузнецов, Л.Н. Гарас и др.
В тоже время изучение научных работ показало, что многие аспекты развития и функционирования электронного правительства требуют более глубокого изучения.
Практическая значимость курсовой работы. Результаты работы могут быть использованы для дальнейшего, более детального изучения механизма электронного правительства.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
1.1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА»
Исследователями Университета ИТМО отмечается, что термин «электронное правительство» появится не сам по себе, а в рамках большого количества инициатив в области развития информационного общества, где использование информационно-коммуникационных технологий оказывают существенное влияние на основные социальные институты жизни, среди которых государственное управление [33].
Государство предпринимает усилия для решения насущных проблем, для улучшения качества жизни, для развития экономики и социального развития, и при использовании ИКТ достигает определенных результатов.
Улучшение работы государственных органов напрямую зависит от развития информационно-коммуникационных технологий и возможности их применения. Новые технологии позволяют применять новые процессы государственного управления, которые могут выполняться не людьми, а средствами ИКТ. В 2010 году начался новый этап в формировании электронного правительства в России, когда была утверждена государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)», которая служит логическим продолжением «Электронной России 2002–2010» [8].
В настоящее время наиболее емким определением электронного правительства можно считать совокупность понятий, представленных в Концепции формирования электронного правительства РФ и в Системном проекте электронного правительства Российской Федерации, поскольку они дополняют друг друга и включают в себя все элементы, благодаря которым электронное правительство функционирует.
Так, под электронным правительством возможно рассматривать «систему организации деятельности федеральных и региональных государственных органов власти, органов местного самоуправления, обеспечивающую на основе применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов» [31, с.40].
Исследователи Университета ИТМО утверждают, что страны Европы не строят электронное правительство целенаправленно [33, с.40]. Данный процесс происходит сам по себе при решении повседневных проблем, так как ИКТ играет значительную роль в жизни каждого человека, начиная от элементарного получения услуги в электронном виде, заканчивая электронным паспортом и идентификатором.
Россия является единственной страной, где появились документы и программы, направленные на развитие электронного правительства. В нашем государстве построение электронного правительства - это целевое развитие, в отличие от Европы. Сейчас, понятие «электронное правительство» (E-government) используется в мировой практике для обозначения состояния деятельности органов власти, опирающихся на возможности ИКТ для достижения стоящих пред ними целей. В России же термин «электронное правительство» возможно следует заменить термином «электронное управление» (E-governance) [25, с.129].
В ООН под электронным правительством понимается «правительство, которое применяет ИКТ с целью преобразования своих внутренних и внешних взаимоотношений» [33].
Целью электронного правительства является не то, чтобы оно было электронным, а то, чтобы оно помогало достигать поставленных целей в сочетании с серьезными преобразованиями: преобразованиями законов, кадров, процессов принятия решений и предоставления услуг.
Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации отмечаются следующие принципы развития и использования электронного правительства вплоть до 2020 года: ориентация на пользователя, социальная и экономическая эффективность, всеохватность, доверие и безопасность, адаптивность и гибкость, ориентация на данные, непрерывность функционирования [30]. Принцип ориентации на пользователя характеризуется тем, что электронное правительство должно в своем развитии ориентироваться на потребности, возникающие у всех категорий граждан, органов государственной власти с помощью их поэтапного и постоянного изучения в различных жизненных и деловых ситуациях [30]. Для более эффективной реализации данного принципа необходим анализ текущих и будущих требований и ожиданий пользователей.
Принцип эффективности включает в себя предоставление возможности для качественного и быстрого решения задач государственного управления с использованием информационных систем электронного правительства. Важным моментом является то, что без вовлечения в процесс управления граждан, без оптимизации управления, без поддержки диалога экспертных сообществ с государством принцип эффективности не будет реализован.
Принцип всеохватности включает в себя реализацию проникновения всех ветвей власти, всех видов организации, групп населения, уровней государственного и муниципального управления к взаимодействию со службами электронного правительства. Данный принцип будет реализован, если всем группам будет предоставлен весь объем использования информации, а также будет доступно поддержка совместной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11- ФКЗ): - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 ((дата обращения 21.03.2020).
2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.12.2019) // "Парламентская газета", N 126-127, 03.08.2006.
3. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О персональных данных // "Парламентская газета", N 126-127, 03.08.2006.
4. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2010, N 31, ст. 4179.
5. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "Об электронной подписи" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.12.2017) // "Собрание законодательства РФ", 11.04.2011, N 15, ст. 2036.
6. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" // Консультант Плюс. – [электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129336/ (дата обращения 18.03.2020).
7. Указ Президента РФ от 09.05.2017 №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // СЗ РФ. – 2017. – №20, ст. 2901.
8. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002г. №65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы) (в ред. От 09.06.2010) // СЗ РФ. 2002. №5. Ст. 531.
9. Постановление Правительства РФ от 28.12.2011 №1184 О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, наделённых соответствующими федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг, и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде // СЗ РФ. – 2012. – №1, ст. 199; 2016. – №10, ст. 1410.
10. Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376 (ред. от 07.02.2020) "Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг"// СЗ РФ. – 2012. – №53 (часть 2), ст. 7932; 2018. – №21, ст. 3019.
11. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" (ред. от 30.03.2018) // СЗ РФ. – 2014. – №18 (часть 2), ст. 2159; 2018. – №16 (часть 1), ст. 2357.
12. Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 632-р «Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года».
13. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 №2516-р (ред. от 13.10.2017) «Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде»// СЗ РФ. – 2014. – №2 (часть 2), ст. 155; 2017. – №43 (часть 2), ст. 6326.
14. Архипов, С.В. Предоставление государственных услуг: зарубежный опыт и направления для развития / С.В. Архипов, А.С. Закускина. - URL: http://nisse.ru/documents/broshuramfcuslugiev.pdf (дата обращения: 20.03.2020).
15. Голобуцкий А. Электронное правительство / А. Голобуцкий, О. Шевчук. - М.: Знание, 2014. – С. 21-25.
16. Единый портал государственных и муниципальных услуг России: [сайт] - URL: https://www.gosuslugi.ru (дата обращения: 19.03.2020).
17. Информационное общество: правовые вопросы социальных и демократических процессов в условиях использования информационных технологий (ежегодный теоретический семинар) / Государство и право. - 2011. - №8. – С. 118-120
18. Иншакова Е. Г. Стадии развития «электронного правительства» /
Е. Г. Иншакова // Правовая наука и реформа юридического образования. - 2012. - № 2 (25). - С. 109—113.
19. Иншакова Е.Г. Препятствия при формировании «Электронного правительства» на территории субъектов Российской Федерации: пути решения и перспективы / Е.Г. Иншакова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: право. – 2012. – №2(13). – 295 с.
20. Иншакова Е.Г. Электронное правительство в публичном управлении: монография / Е.Г. Иншакова. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – С. 99.
21. Киселев А.С. Причины и необходимость использования информационных технологий в деятельности российского государственного аппарата / А.С. Киселев // Социально-экономические явления и процессы. - Т.10. - №9. – 2015. – C. 190-197.
22. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: [сайт] - URL: http://minsvyaz.ru/ru/activity/directions/4/ (дата обращения 20.03.2020).
23. О планах развития Системы межведомственного электронного взаимодействия // Портал CNews. - URL: http://filearchive. cnews. ru/img/forum/2014/12/18/ (дата обращения 22.03.2020).
24. Пугачева Д.Д. Информационная политика государства по продвижению электронного правительства / Д.Д. Пугачева, И.В. Потанина // Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Воронеж: Издательско- полиграфический центр «Научная книга». – 2019. – С. 282 – 287.
25. Пугачева Д.Д. Государственные услуги в электронном виде: проблемы предоставления и перспективы решений / Д.Д. Пугачева, И.В. Потанина // Материалы 17 всероссийской научно-практической конференции. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга». – 2019. – С. 129.
26. Росстат заявил о хакерской атаке на сайт ведомства // РБК. - URL: https://www.rbc.ru/society/16/09/2019/5d7f6 (дата обращения 20.03.2020).
27. Рейтинг Росстата по количеству граждан, использующих механизм государственных услуг в электронной форме в 2018 году // Росстат. - URL: http://d- russia.ru/rosstat (дата обращения 21.03.2020).
28. Рейтинг уровня жизни стран мира за 2019 год // Бастеон.ру. - URL: https://basetop.ru/uroven-zhizni-v-stranah-mira-rejting-2019-goda (дата обращения 21.03.2020).
29. Рейтинг индекса развития уровня информационно-коммуникационных технологий в странах мира // Электронный журнал. - URL: https://gtmarket.ru/ratings/ict-development-index/ict- development-index-info (дата обращения 19.03.2020).
30. Системный проект электронного правительства Российской Федерации / Официальный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. - URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/sistemnyii-proekt-elektronnogo-pravitelstva- rf.pdf (дата обращения 18.03.2020).
31. Состояние и проблемы развития административного законодательства в сфере исполнительной власти по вопросам оказания государственных и муниципальных услуг / Е. Г. Крылова // Юрист. - 2014. - № 6. - С. 40
32. C-news. Издание о высоких технологиях: [сайт] - URL: http://www.cnews.ru/news/ (дата обращения 19.03.2020).
33. Трутнев Д. Электронное правительство в России: есть или только кажется? / Лекции центра технологий электронного правительства – Университет ИТМО. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=GBCoHkO2rxU (дата обращения 19.03.2020).
34. Чачин П. Правительство обещает, что СМЭВ облегчит жизнь граждан. // PCweek. - URL: http://www. pcweek. ru/gover/article/ detail. php?ID=134193 (дата обращения 20.03.2020).
35. Юртаев А.Н. Основные подходы к созданию «Электронного правительства» на региональном уровне / Юртаев А.Н. - Государство и право. – 2010. – №2. – С. 90-94