Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Развитие сферы физической культуры и спорта (далее – ФКиС) играет важную роль в формировании социально развитого общества Российской Федерации (далее – РФ), повышая самооценку людей, укрепляя духовное и физическое здоровье, увеличивая социальное взаимодействие, создавая рабочие места и снижая соблазн к антисоциальному поведению путем предоставления молодым людям целенаправленной деятельности [1]. Одним из ключевых направлений социально-экономического развития страны является физическое воспитание граждан в социально-культурной деятельности и образовании. В соответствии с действующим законодательство РФ именно спорт является одной из сфер социально-культурной деятельности человека. При этом он подразделяется на различные виды спорта, которые образовались в результате спортивной подготовки людей и их участии в соревновательной деятельности [22].
Спорт – это собирательное существительное и относится к широкому спектру процессов, общественных отношений и предполагаемых физических, психологических и социологических подходов. Например, существуют индивидуальные и командные виды спорта; контактные и бесконтактные виды спорта; моторные или преобладающие виды спорта, а также виды спорта, в которых особое внимание уделяется стратегии, шансам и физическим навыкам. Кроме того, характер и контекст участия может варьироваться от соревновательного, с акцентом на саморазвитие, до чисто рекреационной деятельности.
На всех уровнях управления (федеральном, региональном и муниципальном) приняты общие ключевые индикаторы выполнения государственных и муниципальных программ развития физической культуры и спорта: доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом; обеспеченность населения спортивными сооружениям (в % от установленного государством норматива); доля учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Программы нацелены на достижение уровня показателей экономически развитых стран, в которых физически активный здоровый образ жизни, по официальным данным, ведут до 80% населения.
Объект исследования: физическая культура и спорт.
Предмет исследования: совокупность теоретических и правовых вопросов, регулирующих роль местного самоуправления в развитии физической культуре и спорте.
Цель исследования: рассмотреть особенности государственного управления в сфере физической культуры и спорта.
Задачи исследования:
1. выявить значение физической культуры и спорта в современном обществе;
2. изучить систему *муниципального управления в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации;
3. провести анализ состояния сферы физической культуры и спорта в Павловском муниципальном районе;
4. определить направления совершенствования государственной политики в сфере физической культуры и спорта в Павловском муниципальном районе.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования.
Глава 1. Теоретическое основы организации муниципального управления в сфере физической культуры и спорта
1.1. Понятие и сущность муниципального управления сферой физической культуры и спорта
В начале 1990-х гг. Российская Федерация, в результате смены политического курса, шла по пути социально-экономического реформирования. Сфера физической культуры и спорта так же не стала исключением для реформ. В поиске оптимального формата управляющего органа, наиболее подходящего для управления в современных условиях и системы устройства сферы ФКС, имела место частая смена органа управления отрасли. Данная реорганизация федерального органа управления ФКС имела негативные последствия в виде понижения эффекта взаимодействия с регионами, что приводило к понижению централизации управления, вследствие чего устанавливалась невозможность осуществления выработки единой политики в этой области. Законодательное регулирование деятельности местных органов власти в регионах РФ и их взаимодействие с федеральными органами в сфере ФКС, было обеспечено Федеральным законом «О физической культуре и спорте в РФ» от 1999 г. (ст. 11) [3].
На данный момент система управления в сфере физической культуры и спорта в Российской федерации создана и действует в соответствии с нормативно правовым обоснованием. Данная система по типу устройства и функционирования является государственной. Законодательство о физической культуре регламентирует отношения, определяет полномочия всех уровней власти, проводит разграничения полномочий, другими словами устанавливает организационные основы управления в данной сфере.
Массовый спорт – это массовая и общедоступная часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий населения отдельными видами спорта или физическими упражнениями с целью физического самосовершенствования [23]. Основные задачи физической культуры совпадают с таковыми задачами массового спорта с специфическими особенностями, заключающимися в том, что в числе задач массового спорта находятся задачи рекреации, активного отдыха и восстановления позитивного эмоционального фона.
Среди функций массового спорта выделяются формообразующие и содержательные. Формообразующие связаны непосредственно с самими занятиями спортом – это оздоровляющая, развивающая, восстанавливающее-рекреативная. К содержательным относятся личностно-ценностные и социальные функции. Массовый спорт позволяет осуществить личностное самосовершенствование, социализирует человека определенным образом, способствует нравственному, гражданскому и патриотическому воспитанию. Уровень развития массового спорта служит одним из показателей развития нации в целом, это, в свою очередь, ставит перед государством комплексные задачи по развитию всех сторон исследуемой деятельности.
На сегодняшний день существуют программы федерального и регионального значения, разработаны для создания условий, которые могут обеспечить гражданам свободное ведение здорового образа жизни, производить систематические занятия массовым спортом разных направлений и профессиональной значимости.
Благодаря этому удается достичь социально и общественно важных результатов улучшая показатели:
продолжительности жизни людей, а также общего самочувствия и здоровья;
физической подготовки учащихся и студентов;
физической подготовки допризывников;
состояния людей, требующих социальной помощи;
качество подготовки людей, занятых в профессиональных видах спорта для достижения максимальных результатов;
конкурентоспособности участников международных соревнований и внутри российских спортивных мероприятий. Стоит отметить и основные положительные личностные аспекты процессов спортивного участия характерных для массового спорта:
улучшение физического, психического здоровья, снижение рисков развития заболеваний;
положительное влияние на самооценку, уверенность в себе, энергию, настроение, эффективность и благополучие;
возможность для встреч и общения с другими людьми;
возможность для приобретения физической подготовки и навыков, проверки силы и способностей;
возможность искать приключения и получать сильные эмоции в рискованных, но контролируемых ситуациях;
стимулирует эстетическое восприятие и удовольствие от принятия участия в физической активности;
может стать частью личного «набора привычек» и здорового образа жизни. Формальный перечень присущих массовому спорту свойств и предполагаемых, связанных, психологических и социологических результатов не учитывают жизненно важные различия между необходимыми условиями (т.е. занятий спортом) и достаточными условиями (условиями, при которых достигаются потенциальные результаты)[12].
Очевидно нельзя предположить, что любое из ряда преимуществ, обрисованных в общих чертах выше, будет автоматически получено при любых обстоятельствах всеми участниками. Достижение таких результатов является «только возможностью», поскольку нельзя предполагать прямой линейный эффект между простым участием и потенциальным результатом. Можно предположить, что наблюдение, руководство и управление необходимы для достижения многих результатов, однако, широкий ряд других факторов будет иметь немаловажное значение. Во-первых, участие в спорте – это лишь одна из многих вещей, которыми занимаются люди, поэтому его влияние будет зависеть от относительной полезности опыта и связанных с ним ценностей.
Так личные ценности, выражающиеся в целях, которые движут человеком, являются более важными.
Во-вторых, натура и степень любых воздействий будет зависеть от характера и качества опыта. Участие в спортивной практике не является однородным и стандартизированным опытом - характер опыта в одной и той же деятельности будет подвержен широким вариациям.
В-третьих, любые последствия будут определяться характером частоты и интенсивности участия и степенью стремления участников (т.е. в течение какого периода времени они продолжают участвовать). Хотя эти факторы особенно важны, чтобы получить физическую подготовку и пользу для здоровья, они также имеют явные последствия для развития технических и социальных навыков и развития конкретных взглядов и ценностей.
В-четвертых, даже если спортивное участие действительно помогает в развитии определенных видов личной компетентности, уверенности и взглядов, это не следует толковать как означающее, что оно будет влиять на более широкие социальные или общественные блага. В-пятых, есть проблема распутывания эффектов участия в спортивной деятельности от параллельных социальных влияний и процессов развития.
Например, увеличение продолжительности жизни населения отражается не только осуществлением спортивных программ, но и целым рядом других стратегий в области здравоохранения или более широкие меры по улучшению состояния окружающей среды. В-шестых, проблема личного выбора. Поскольку участие в спорте в основном зависит от выбора, то спорт может привлекать только определенные типы людей, которые более восприимчивы к занятиям спортом, а наиболее нуждающихся в спорте (с личной или общественной точки зрения) могут быть наименее вероятными участниками. Вовлеченный процесс – это не просто вопрос ценностей, которые передаются в спорте, а предположение, что люди должны быть восприимчивыми к позитивным отношениям и ценностям, приобретенным в других сферах жизни, дополняя друг друга. Другими словами, у некоторых людей будет склонность принять ценности и устои, предположительно присущие спорту, а у некоторых нет. Это не противоречит эффективности спорта, просто его воздействия будут иметь различные последствия. Анализ научных публикаций позволил выявить состояние массового спорта и тенденций его развития. К основному фактору, препятствующему развитию массового спорта, можно отнести неравномерность государственного финансирования в разных регионах страны. К тому же, дифференциация происходит и в региональном бюджете, когда средства распределяются по приоритетным направлениям, а в сфере ФКиС по остаточному принципу [14].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. - № 6-ФКЗ, от 30.12.2008г. - № 7-ФКЗ, от 05.02.2014г. - № 2- ФКЗ) ).
2. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.08.2009г. № 1101-р // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http: //www. consultant. ru.
3. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»//Рос. газ. — 2007. — 8 декабря.
4. Абдурашитова, Ш. А. Пропаганда здорового образа жизни - одно из главных направлений гигиенического обучения и воспитания населения / Ш.А. Абдурашитова // Молодой ученый. - 2017. - №7. - С. 128-131.
5. Близневский, А. Ю. Применение программно-целевого метода в управлении развитием физической культуры и спорта в Красноярском крае / А. Ю. Близневский, С. С. Филиппов // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». - 2017. -№ 2 (120). - С. 15-19.
6. Близневский, А. Ю. Стимулирующая система оценки физкультурно- оздоровительной деятельности муниципальных образований как фундамент ее развития в субъекте РФ / А. Ю. Близневский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2014. - №7 (113). - С. 27-34.
7. Бобровский Е. А. Развитие спортивной инфраструктуры для активизации массового спорта // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. №1 (22).
8. Буякова, И.А. Инновационная модель развития региона / И.А. Буякова, О.М. Михалева // Вестник Брянского государственного университета. - 2012. - № 3-1. - С. 92-95.
9. Воронкова, О.В. Меры повышения влияния налоговых льгот на эффективность бизнеса / О.В. Воронкова, А.Ю. Панова // Перспективы науки. - Тамбов : ТМБпринт. - 2018. - № 9(108). - С. 187-189.
10. Дабагян, Е. К. Развитие государственно-частного партнёрства в Российской Федерации / Е. К. Дабагян // Российское предпринимательство. - 2015. -№4.-С. 611-622.
11. Данные исследования, посвященного теме здорового образа жизни ВЦИОМ опубликованный 21.03.2019 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //www. wciom. ш
доступа: http://ipkfks.ru/sites/default/files/02%20CopoKnH.pdf
12. Иванова, С.В. Физкультурно-спортивная работа с населением: средовый подход : монография / С.В. Иванова, И.В. Манжелей. - М. : Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 243 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://biblioclub.ru.
13. Игнатьева, Л. П. Пропаганда здорового образа жизни. Еигиеническое воспитание и обучение как основной метод формирования образа жизни / Л. П. Игнатьева. - Иркутск: ИГМУ, 2014. - 324 с.
14. Ильинич, В. И. Физическая культура студента : учебник / В. И. Ильинич. -Москва: Еардарики, 2015. -248 с.
15. Клюев А.В., Кузнецов П.К. «Тенденции и барьеры управления массовым спортом в современной России». Управленческое консультирование. — 2016. — №2. — С.5-7.
16. Косариков, А. Особенности создания и эксплуатации спортивно- оздоровительных комплексов на основе государственно-частного партнерства / А. Косариков, А. Щепалина // Проблемы теории и практики управления. - 2016. -№ 12.-С. 97-101.
17. Макаревич, К. Еосударственное частное партнерство в спорте / К. Макаревич // СпортБизнесКонсталтирг. - 2014. - № 2-3. - С. 11-19.
18. Перевезин И.И. Менеджмент спортивно организации: учеб. Пособие. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Физическая культура и спор, 2006. — 464с
19. Попондопуло, В. Ф. Публично-частное партнерство в России и зарубежных странах: правовые аспекты / под общ. ред. В. Ф. Попондопуло, Н. А. Шевелевой. - Москва: Экономика, 2015. - 325 с.
20. Развитие физической культуры и массового спорта в Красноярском крае: состояние, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]. - Режим
21. Сазонов, В. Е. Особенности реализации проектов государственно-частного партнерства в области спорта / В. Е. Сазонов // Спорт: экономика, право, управление. -2012. -№ 3. -С. 5-10.
22. Сапогин М.В. Современное состояние спорта и физической культуры в регионах РФ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. — 2018. — № 6. URL: sibac.info/archive/humanities/6.pdf
23. Сысоев, В. И. Проблемы инвестирования в оздоровительную физическую культуру [Электронный ресурс] / В. И. Сысоев // Росс, электрон, библ. - Режим доступа: http://www.erudition,ru
24. Уголькова Е.Р. Совершенствование механизма координации работы органов государственной власти субъекта рф и органов местного самоуправления в сфере спорта. // Студенческий: электрон. научн. журн. —2017. — № 20(20). URL: https://sibac.info/journal/student/20/91863.
25. Федеральная служба государственной статистики. Центральная база статистических данных [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru. .
26. Филиппов С. С. Организационно-правовые особенности системы управления физической культурой и спортом. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2014. — № 6. — С.10-12.
27. Филиппов, С. С. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта / С. С. Филиппов. - Москва: Советский спорт, 2015. - 240 с.
28. Шибкова В.П., Алдашкина А.В. Влияние здорового образа жизни на развитие личности // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2017. №2.
29. Юманова У.В., Викторова А.В. Географическая оценка обеспеченности регионов России спортивными сооружениями // Науки о Земле: от теории к практике. 2017.