Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что человек, социальное существо, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Это обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как обязательного условия жизнедеятельности.
Общение, являясь очень сложной и многогранной деятельностью, требует особых знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного всеми ранними поколениями. Высокий уровень взаимоотношений выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.
Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, A.B. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность.
В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника. Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие взаимоотношения является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития. Развитие коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) становится очень актуальной так как в последнее время возрастает число детей, имеющих недостатки речевого развития.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: формирование взаимоотношений со сверстниками старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР уровня общение имеет недоразвитие.
Цель исследования: развитие специфики взаимоотношений со сверстниками старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
изучить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;
рассмотреть роль общения в развитии личности ребенка-дошкольника;
определить особенности взаимоотношения со сверстниками старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
рассмотреть цель, этапы и методы экспериментального исследования общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
изучить анализ результатов исследования.
В работе были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования; наблюдение; беседа, анкетирование, качественный анализ результатов исследования.
Методологической и теоретической основой исследования являются положения философии и социологии о человеке как высшей ценности общества и самоцели общественного развития, о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (Б.Г. Ананьев, A.B.Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн), общедидактические положения о формировании умений и навыков (Л.С. Выготский, А.Е. Дмитриев, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин), теоретические разработки в области педагогических технологий (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко и др.).
База исследования: исследования проводились на базе МБДОО «Детский сад комбинированного вида № 71» г. Курск.
В исследовании приняло участие 10 детей, из них: 5 мальчиков и 5 девочек.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. Теоретические аспекты специфики взаимоотношений со сверстниками старших дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст – очень важен в развитии малыша. Именно в этот период он совершает большой скачок в физическом и психологическом развитии. Происходит налаживание социальных контактов, расширение границ восприятия, контроль собственного поведения, подготовка к поступлению в школу. Во всех начинаниях ребёнку должны помогать его родители. В их силах создать максимально благоприятные условия для развития малыша как разносторонней личности [28, с. 84].
Старший дошкольный возраст длится с 5 до 7 лет. Этот период характеризуется перестройкой всех систем организма: нервной, эндокринной, опорно-двигательной и сердечно-сосудистой. Подросший малыш способен выдерживать интенсивные умственные и физические нагрузки. Это этап формирования готовности учиться новому в школе.
Ребёнок начинает лучше ориентироваться в окружающем мире. Он различает объекты живой и неживой природы, осознаёт связь между животными и средой обитания. У малыша закладываются морально-этические нормы, появляется собственное мировоззрение, происходит развитие мыслительных операций. Особенность этого возраста мнение ребёнка о том, что весь окружающий мир – творение человеческих рук.
Основные проблемы, влияющие на полноценное интеллектуальное развитие дошкольников
Прогресс в развитие ребёнка основывается на удовлетворении трёх главных потребностей: движения, общения, впечатления [20, с. 113].
Ребёнок 5-7 лет должен каждый день активно двигаться, регулярно общаться с одногодками и взрослыми, получать массу свежих впечатлений. Только так он будет изучать окружающий мир не пассивно, а в форме активного восприятия.
Малышу требуется постоянно постигать новое. Эта жажда знаний приводит к желанию обучаться в школе.
Бывают ситуации, когда возникают психологические проблемы, тормозящие интеллектуальное развитие. К ним относятся:
1. Личные проблемы, связанные с эмоциями (страх, агрессия, повышенная тревожность).
2. Проблемы интеллектуального развития (невнимательность, неспособность понять изучаемую информацию).
3. Поведенческие проблемы (враждебность, враньё, дерзость).
4. Социальные проблемы (обидчивость, необоснованные лидерские стремления, неспособность вписаться в коллектив) [16, с. 98].
Дошкольников старшего возраста необходимо водить в различные кружки и секции, где они будут развиваться разносторонне, однако родители должны активно участвовать в развитии малыша и быть для него основным авторитетным источником информации об окружающем мире.
В совершенствовании интеллекта основополагающим является чтение. Нельзя заставлять ребёнка читать силой, нужно привить ему интерес к этому занятию. То же самое относится ко всей другой познавательной деятельности. Малыша нужно отдавать в те кружки и дошкольные учебные заведения, в которых воспитатели не механически подают материал, а стараются заинтересовать детей, используют наглядность во время уроков, интерактивность, учитывая возрастные особенности воспитываемых. В процессе своих уроков воспитатели детских дошкольных учреждений должны предлагать детям задачи, головоломки, работу с обычной и цветной бумагой (рисование, вырезание, создание фигурок – оригами), лепку из пластилина, моделирование. Важно понимание того, что ребёнок изучает всё вокруг не с теоретической точки зрения, а при помощи практических действий. Самостоятельность – полезное качество, которое необходимо в жизни каждого человека. Ребёнка необходимо учить быть самостоятельным с детства. Многие мамы часто всё делают за своего малыша. Из-за того, что не верят в его силы, переживают за него, пытаются облегчить ему жизнь или просто из-за отсутствия времени или желания переделывать то, что может у него не получиться. Вне зависимости от своих мотивов, такие мамы тормозят разностороннее развитие личности ребёнка [2, с. 47].
Для развития самостоятельности необходимо повышать дисциплинированность. Малыш должен до автоматизма довести приобретённые навыки самообслуживания. Он должен следить за своим внешним видом, приводить в порядок свою одежду и комнату, в которой живёт, без ежедневного напоминания со стороны родителей.
Можно сделать вывод, что основы самостоятельности формируются под контролем взрослых при подчинении их требованиям. В дальнейшем, когда ребёнок усваивает то, чему его учат родители, им необходимо поверить в его силы и не подавлять его инициативу, чтобы он смог самостоятельно применять полученные знания и навыки в новых жизненных ситуациях.
Малыш старшего дошкольного возраста должен научиться:
1. Анализировать, то есть рассматривать какой-то объект, концентрируясь на его отдельных сторонах, свойствах, составляющих частях;
2. Синтезировать, то есть объединять ранее разрозненные понятия или вещи в единое целое.
Для развития таких мыслительных операций, как анализ и синтез необходимо предлагать малышу задания на выбор предметов из группы по одному или нескольким определённым признакам. Например, можно выложить на стол разные фрукты и овощи и предложить ребёнку отобрать только кислые продукты или продукты, из которых варится борщ [5, с. 34].
Сравнивать – обнаруживать между предметами схожие и различные черты или свойства. Ребёнку требуется концентрироваться на определённых признаках предмета и абстрагироваться от других. Сначала малышу предлагают сравнить два объекта, а потом уже группы объектов. Детям проще найти различия, чем что-то общее.
Классифицировать – разделять множество предметов на группы по определённым признакам. Можно классифицировать по размеру (крупные и мелкие), по назначению (ложки и стаканы, одежда и обувь), по цвету, форме, остальным признаками и другим разным основаниям: например, кто из животных на рисунке умеет бегать, а кто – плавать, или что из разложенных объектов является съедобным, а что – несъедобным [7, с. 60].
Обобщать – выражать вербально результаты сравнения. При этом выделяются и фиксируются общие особенности нескольких объектов.
Среди психологов, педагогов, лингвистов, которые создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников выдающимися являются: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин [9, с. 32].
Для развития наглядно-действенного мышления, необходимо собирать с ребёнком картинки-пазлы, детали различных конструкторов (Лего), кубик Рубика, головоломки из сцепленных вместе колец и т.п. Развитие мыслительных операций приводит к появлению такого важного элемента мышления, как умозаключение. В будущем ребёнок, опираясь на факты, сможет делать выводы, доказывать свою точку зрения, приводя веские аргументы.
Таким образом, в период подготовки к школе ребёнок должен узнать много нового об окружающем мире, о своём месте в этой жизни, должен научиться самостоятельности и принятому поведению в обществе, развить интеллектуальные способности. Во всех этих процессах обязаны участвовать родители, создавая благоприятные условия для личностного роста маленького человека.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : федеральный закон от 29.12.2012 №273–ФЗ (в ред. от 03.07.2016). – 160 с.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Методическое пособие [Текст] / А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика–Синтез, 2016. – 272 c.
3. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие[Текст] / В.С. Безрукова. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 381 c.
4. Вайндорф–Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата [Текст] / М.Е. Вайндорф–Сысоева, Л.П. Крившенко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 197 c.
5. Ваницына, Н. В. Инновационные технологии в образовательном процессе ДОО в соответствии ФГОС [Текст] / Н. В. Ваницына // Дошкольник р.ф. – 2018. – № 10. – С. 34–35.
6. Гайдай, Н.П. «Активные методы обучения, модерация и ФГОС» [Текст] / Н.П. Гайдай. – 2015. – С 7.
7. Дьяченко, Т. В. Роль общения в развитии личности ребенка-дошкольника / Т.В. Дьяченко // Молодой ученый. – 2019. – №38. – С. 60-62. – [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://moluch.ru/archive/276/62477/ (дата обращения: 04.04.2020).
8. Зарубина, О.С. Картотека сюжетно-ролевых игр [Текст] / О. С. Зарубина. – Иркутск.: Папирус-Арт, 2016. – 10 с.
9. Зацепина, М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. [Текст] / Зацепина М.Б.// ФГОС 2016. – 96 с.
10. Калиниченко, С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР: Лексико-грамматические занятия. Тема "Мебель": Учебно-методическое пособие [Текст] / С.А. Калиниченко. - М.: Владос, 2015. - 55 c.
11. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений [Текст] / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 119 c.
12. Коновская, М. В. Семинар-практикум для родителей «Сформированная речь – важный показатель готовности ребёнка к обучению в школе» [Текст] / М. В. Коновская // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – № 3.– С. 27–30.
13. Коурдакова, Е. Г. Развитие активного словаря дошкольников посредством дидактических игр [Текст] / Е. Г. Коурдакова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – № 2.1. – С. 16–17.
14. Курмакаева, Г. З., Кобылянская, Т. М. Составление рассказа по сюжетной картине «Наша семья» в старшей группе [Текст] / Г. З. Курмакаева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2019. – № 2. – с. 115.
15. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Краснощекова. – М.: Феникс, 2016. – 250 с.
16. Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения: Учебник и практикум [Текст] / Ю.Н. Лапыгин. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 248 c.
17. Панова, Н.А. Развитие речи дошкольников в режимных моментах [Текст] / Н.А. Панова, О.И. Дементьева //Воспитатель ДОО. – 2016. – № 2. – С. 51-57.
18. Петрова, С. С. Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр [Текст] / С. С. Петрова. – Республика Саха : Смик–Мастер, 2017. – 7 c.
19. Пинхасова, Е. А. Условия развития положительных взаимоотношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре [Электронный ресурс] / Е. А. Пинхасова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – № 2. – С. 97–101. – Режим доступа: https://moluch.ru (дата обращения: 04.04.2020).
20. Развивающие игры с детьми дошкольного возраста как средство активации и обогащения словаря [Текст] / Е. В. Гусева // Дошкольник РФ – 2018. – № 10. – С. 113.
21. Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста [Текст] / А. Д. Кузьмич // Молодой ученый. – 2018. – № 18. – С. 173–175.
22. Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогической и монологической речи у детей дошкольного возраста [Текст] / О. Е. Ситнова // Дошкольник р.ф. – 2018. – № 10. – С. 75.
23. Сатимбаева, Ю., Кориев А. У. Классификация методов обучения [Текст] / Ю. Сатимбаева // Молодой ученый. – 2017. – №43. – С. 113–115.
24. Стульник, Т.Д Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. [Текст] /Стульник Т.Д //ФГОС. Издательство «Мозаика- Синтез» 2016. – 180с.
25. Соколова, А. В. Практикум по организации игровой деятельности детей [Текст] / А. В. Соколова. – Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально педагогический университет», 2018. – 112 с.
26. Томина, Т. Н. Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр [Электронный ресурс] / Т. Н. Томина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – № 4. – С. 24–26. – Режим доступа: https://moluch.ru
27. Ушинский, К.Д. Русская школа [Текст] / Ушинский К.Д. - Институт русской цивилизации,- 2015- 668 с.
28. Ханова, Т.Г. Психолого-педагогические основы современного дошкольного воспитания [Текст] / Т.Г. Ханова, Н.В. Белинова // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 5. – С. 84-86.
29. Шестакова, Н. В. Состояние активного и пассивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.В. Шестакова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 66–70.