Фрагмент для ознакомления
2
Для HR-функции потребитель – это сотрудники компании .Помимо конкурентной заработной платы, компания должна сформировать массу инструментов для повышения вовлечённости сотрудников. Именно в этот момент возникает задача развития сильного HR-бренда, то в процессе создания HR-инструментов и процедур появляется дополнительная задача – сделать так, чтобы персонал узнал об этих инструментах и воспринял их соответствующим образом – как ценность.
Один из способов донесения важной информации и формирования нужного отношения ко компании у сотрудников являются социальные сети.
Зачастую в организациях происходят важные и ценные вещи, но сотрудники просто об этом не знают. Или знают только те подразделения, которые непосредственно вовлечены в это. А это неправильно с точки зрения формирования HR-бренда. Люди должны знать обо всём, от этого зависит то, как они воспринимают компанию.
Если у компании есть страницы, где «живут» сотрудники компании, и при этом это не закрытые страницы, то стоит формировать контент ленты таким образом, чтобы это было интересно и потенциальным кандидатам. Ведьэти страницы могут читать друзья ваших сотрудников, а среди них есть потенциальные кандидаты, которые вполне вероятно захотят работать в этой компании.
Если компания не имеет страниц в социальных сетях, то тогда HR-департаменту необходимо их сделать, ориентируя их на потенциальных кандидатов. Если уже есть страницы для клиентов, то важно договориться с маркетингом, чтобы среди рубрик были и те, которые ориентированы не только на клиента, но и на потенциальных кандидатов.
Известность компании – это работа не только маркетинга, это работа всех. К медиа можно относить ТВ, радио,журналы, газеты, каналы youtube, социальные сети.
Зачастую HR-департамент – это «серые» кардиналы, которые не выходят на свет софит. В то время как необходимо использовать любую возможность рассказать о компании и о том, как компания относится и что делает в отношении внешних и, что важно, в отношении внутренних клиентов, то есть сотрудников .
Написание статей в журналах и газетах – отраслевых, федеральных и узкофункциональных – должно стать регулярной деятельностью. Здесь тоже важно идти рука об руку с отделом маркетинга. Пускай в каждом информационном сообщении доносится рефреном информация о том, какая замечательная компания для сотрудников.
Можно обозначить несколько аспектов информационных сообщений для социальных сетей и статей:
• мероприятия для сотрудников, которые были проведены в вашей компании
• любые обучения, которые проводятся в компании
• позитивные нововведения компании, которые касаются сотрудников
• брать интервью у сотрудников
• публиковать результаты внутренних исследований, касающихся сотрудников.
Не стоит забывать о том, что сотрудникам очень важно работать в компании, которая заботится не только о финансовых KPI, но и о вкладе в общество. Кстати, представители поколения Y, очень трепетно относятся к этим понятиям. Чаще всего это поколение с большой радостью вовлекаются в волонтерские движения. Мало того, что эта деятельность имеет явно социальное значение, она выполняет ещё и HR-функцию – более близкое знакомство внутри компании, улучшение коммуникаций, формирование позитивного настроения и повышение вовлечённости сотрудников в деятельность компании.
Нельзя не согласиться с точкой зрения А. Биндмана о том, что особый аспект необходимости развития HR-бренда – удовлетворение потребности организации в креативных и талантливых сотрудниках. Слово «талант», применяемое в HR-среде для обозначения эффективных и подающих надежды сотрудников, из года в год используется всё активнее. Аналогично, из года в год приобретают масштабность такие понятия как «удержание талантов» и «переманивание талантов».
В кризис любая компания, заинтересованная в стабильности и развитии, должна быть заинтересована в удержании талантов. Ведь их потеря влечет за собой утрату уже налаженных бизнес-процессов, фактически, ущерб может оцениваться большими деньгами. Ведь вслед за одним сотрудником может уйти другой, третий. Это чревато утечкой информации, потерей привлекательности HR-бренда . Решение данной задачи возможно посредством акцентирования внимания на достижениях креативных сотрудников и использования внутренних ресурсов для информирования персонала всей компании о том какой вклад они делают в развитие бизнеса. Такое внимание к талантливой персоне несомненно будет ею приятно и высоко оценено и станет противовесом соблазна найти другое место работы.
Эффективным инструментом HR-маркетинга можно назвать создание внутрикорпоративного учебного центра, в котором сотрудники могут не только повышать квалификацию, но и участвовать в проектах по модернизации деятельности своего предприятия.
Привлекая персонал к развитию компании и делая его частью жизни и достижений предприятия, учебный центр формирует оригинальный язык и определённый стиль мышления. Часто бывает, что в ходе собеседования появляется возможность определить, где работал специалист ранее – по его микро жестам, словам, а иногда и убеждениям.
Подобная трансляция истории компании вовне формирует определённое информационное поле вокруг бренда таким образом, что вовлекает в корпоративные традиции не только своих сотрудников, но и их окружение, которое, в свою очередь транслирует идеи дальше. Примеров этому множество – достаточно вспомнить любую крупную газо-нефтедобывающую корпорацию – её информационное поле настолько широко и плотно, что у любого специалиста зарождается желание там работать без дополнительных усилий со стороны HR.
Лучший способ передать персоналу систему корпоративных ценностей – это транслировать её через корпоративную систему знаний. Не имеет значения – производственная мы или сервисная компания. Пониманиеи принятие сотрудниками ценностей предприятия позволяет удерживать качество сервиса на высочайшем уровне, а оптимизацию производственных процессов делать плавной и безболезненной.
Когда каждый отдельный сотрудник воспринимает цель компании как свою личную, он старается работать максимально эффективно. Ведь для достижения своей цели человек будет прикладывать все силы. К тому же, своиценности и цели всегда транслируются в окружающий мир, ища таким образом себе единомышленников в жизни.
В рамках учебного центра данная задача решается очень просто - система ценностей проходит красной нитью во всех учебных программах – начиная от программ по развитию soft skills, заканчивая узко специализированными техническими дисциплинами. И этого точно невозможно добиться, пользуясь услугами внешних провайдеров бизнес-обучения.
Развитие внутренних коммуникаций – особо сложная маркетинговая задача, так как она затрагивает самые уязвимые и неосязаемые связи в компании. Зачастую кажется, что они практически не управляемы, однако это совсем не так. Корпоративный центр решает сразу несколько аспектов кросс-функционального взаимодействия отделов и сотрудников:
• развивает командообразование;
• регламентирует наставничество в компании;
• даёт понимание функциональным департаментам о выполняемом функционале друг друга;
• предоставляет HR-службе возможность продиагностировать внутренние коммуникации на предмет слабых связей.
Помимо диагностики и анализа состояния коммуникаций, корпоративный центр решает вопросы по их формированию как таковых – с помощью деловых игр, геймификации или решения обучающих кейсов. Грамотно выстроенные взаимоотношения внутри компании – залог высокого уровня доверия сотрудников, что в свою очередь формирует у них полное понимание происходящих процессов и не вызывает дискомфорта и сопротивления при внедрении изменений либо при выполнении операционных задач.
Таким образом, HR-брендинг – это часть HR-маркетинга, деятельности, которая выстраивает коммуникацию с потенциальными кандидатами и сотрудниками компании. И, как в маркетинге, мы должны предложить какую-то ценность нашим кандидатам и сотрудникам. На стыке трёх составляющих – корпоративной идеологии, восприятия компании реальными, бывшими и потенциальными сотрудниками и, наконец, восприятия конкурентами появляется то ценное, что компания даёт своим внутренним клиентам – ценностное предложение, которое отражает уникальность бренда, соответствует запросам аудиторий и отличается от предложения конкурентов.
Гарантия стабильности отношений также важная часть имиджа работодателя в глазах любого сотрудника. И тут компании есть чему поучиться, например, у японских корпораций, лояльность сотрудников в которых бьет все рекорды. Специалисты в Японии работают на одном предприятии десятилетиями, иногда — всю жизнь. Отчасти это объясняется национальными традициями, но и особенностями азиатского HR-брендинга — тоже. В тяжелые времена японская компания прибегнет к увольнениям лишь в самом крайнем случае. Оптимизацию в кризисные периоды там традиционно начинают с зарплат руководителей высшего звена и дивидендов, выплачиваемых акционерам. Такой опыт необходимо перенимать и внедрять.
Современный HR-брендинг в полной мере использует возможности интернета. Корпоративные сайты, блоги, форумы, социальные сети позволяют достучаться как до сотрудников, так и до соискателей.
По данным исследования, 84% наиболее привлекательных компаний-работодателей в мире считают, что задача по развитию EVP в 2018 году являлась одной из приоритетных .
Таким образом, разработка грамотной корпоративной политики, то есть позиционирование компании как работодателя, включает в себя: вовлечение в деятельность организации, инвестиции в безопасность сотрудников, их обучение. Грамотные, вовлеченные в процесс люди — ценный ресурс, ведь такие сотрудники эмоционально привязаны, лояльны к компании, готовы выполнять больше обязанностей и более результативны, что влияет на финансовые результаты бизнеса.
Приведем в пример 3 работающие программы компании «Brambles»:
1. Brambles' Employee Survey (BES) — программа по вовлечению сотрудников в деятельность организации, которая помогает получить обратную связь от персонала. В 2017 году в BES участвовало 92% сотрудников, это более 12,5 тыс. человек. Интересно, что почти все, кто участвует в программе, а именно 91% опрошенных, поддерживают концепцию компании по устойчивому развитию. «Компания акцентируется на устойчивом развитии — это одна из причин почему я горжусь тем, что здесь работаю», — сказал один из участников опроса BES .
2. Brambles' Injury Frequency Rate (BIFR) — программа по безопасности и снижению частоты травматизма. Показатель BIFR рассчитывается исходя из количества травм любой степени тяжести, несчастных случаев и любых инцидентов на рабочем месте с привлечением медицинской помощи, разделенные на миллион отработанных часов.
В 2017 году этот показатель снизился на 32 % по сравнению с 2016 годом, а «синие» паллеты CHEP (ЧЕП) в Великобритании получили золотую награду от Британского Королевского Общества по Предотвращению Несчастных Случаев за низкие показатели травматизма пятый год подряд.
3. Brambles' Leadership programme — программа обучения и развития, которая позволяет повысить уровень знаний сотрудников. Обучение ведется на разных языках и в различных формах — мастер-классы, вебинары, видео, печатные материалы. В 2016 году провелось чуть больше 96 тыс. часов обучения, в 2017 году — на 78 % больше — 170 тыс. часов. В перерасчете на количество сотрудников, получается, что каждый сотрудник обучался в течение 1,73 дня, этот показатель компания планирует увеличить до 2–3 полноценных дней в 2018 году. После прохождения учебной программы, четверть сотрудников повышены до директоров, а треть — до старших менеджеров .
Таким образом, современные корпорации постепенно приходят к пониманию к необходимости сочетания ценностей бренда с изменяющимися ценностями потребителей и новыми вызовами общества (экологическими, гуманитарными, цифрой глобализации и т.п.).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Афоничкин А.И., Афоничкина Е.А. Корпоративный бренд как фактор интеграционной синергии // Вестник ВУиТ. 2015. №1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnyy-brend-kak-faktor-integratsionnoy-sinergii (дата обращения: 23.05.2020).
2. Бренд-активизм: инструкция по применению от Ipsos Flair Russia 2020 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://adindex.ru/publication/opinion/marketing/2020/01/21/278937.phtml (дата обращения: 10.05.2020)
3. Буракова А.И. История исследования общества потребления / А.И. Буракова, Н.Г. Пряхин // Субъективное и объективное в историческом процессе – Донецк: ГОУВПО «ДонНТУ», 2017. – С. 362-367.
4. Годин Доверительный маркетинг. Как из незнакомца сделать друга и превратить его в покупателя / Годин, Сет. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2019. - 246 c.
5. Елистратов В. Нейминг. Искусство называть / В. Елистратов, П. Пименов. – М.: Омега-Л, 2012. – 304 с.
6. Как модные бренды становятся эко-сознательными // https://vogue.ua/article/fashion/brend/kak-modnye-brendy-stanovyatsya-eko-soznatelnymi.html (дата обращения: 12.05.2020)
7. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент /Ф. Котлер, К. Келлер. — СПб.: Питер, 2016. – 816 с.
8. Котлер 10 смертных грехов маркетинга. Важнейшие заповеди успеха на современном рынке / Котлер, Филип. - М.: СПб: Нева, 2018. - 160 c.
9. Кривоносов А.Д. Ad story как ментальный инструмент брендинга / А.Д. Кривоносов // Брендинг как коммуникативная технология XXI века. – СПб.: СПбГЭУ, 2017. – С. 135-138.
10. Кучеров Д. Г. Бренд работодателя: область маркетинга или управления человече¬скими ресурсами? // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2009. Вып. 3. С. 98
11. Мансуров Р.Е. HR-брендинг — создание благоприятного имиджа работодателя / HR-брендинг. Как повысить эффективность персонала. — БХВ-Петербург, СПб.: 2011г.С.44
12. Матюнина М.В., Рожкова В.В. Маркетинговые коммуникации как инструмент оптимизации маркетингового управления // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/04/14532 (дата обращения: 13.05.2020).
13. Монахов О. Н., Газизуллин Н.Ф. Влияние брендинга на устойчивость коммерческих компаний // ПСЭ. 2013. №4 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-brendinga-na-ustoychivost-kommercheskih-kompaniy (дата обращения: 24.05.2020).
14. Мэри, Кэй Эш Mary Kay. Путь к успеху / Мэри Кэй Эш. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 256 c.
15. Надо, Рэймонд Живые бренды. Новый подход к созданию и продвижению брендов / Рэймонд Надо. - М.: Гребенников, 2014. - 232 c
16. Программа устойчивого развития: теория и практика // https://www.retail.ru/articles/programma-ustoychivogo-razvitiya-teoriya-i-praktika/ (дата обращения: 10.05.2020)
17. Пряхин Н. Г. Брендинг в современном мире (социально-философский анализ) / Н. Г. Пряхин // Международный научно-исследовательский журнал. — 2018. — № 11 (65) Часть 1. — С. 72—74. — URL: https://research-journal.org/philosophy/brending-v-sovremennom-mire-socialno-filosofskij-analiz/ (дата обращения: 23.01.2019). doi: 10.23670/IRJ.2017.65.164
18. Пряхин Н.Г. Философия бренда (онтолого-гносеологический аспект) / Н.Г. Пряхин // Брендинг как коммуникативная технология XXI века. – СПб.: СПбЭУ, 2016. – С. 25-28.
19. Пряхина А.В. Игровые технологии брендинга в условиях ценностного кризиса современного общества / А.В. Пряхина, Ю.Д. Яшутина // Брендинг как коммуникативная технология XXI века. – СПб.: СПбЭУ, 2017. – С. 60-64.
20. Ражабов, А. Х. О теоретических основах устойчивого развития / А. Х. Ражабов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 495-498
21. Судас Л.Г. Бизнес за устойчивое развитие // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. №64. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/biznes-za-ustoychivoe-razvitie (дата обращения: 24.05.2020).
22. Токарева Е.Г., Беркутова Е.А. Влияние бренда работодателя на результаты деятельности компании // КЭ. 2016. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-brenda-rabotodatelya-na-rezultaty-deyatelnosti-kompanii (дата обращения: 24.05.2020).
23. Тренды HR, о которых надо знать работодателю в 2019 году// https://www.paper-planes.ru/blog/hrbrand/trendy-chto-nado-znat-rabotodatelyu-v-2019-godu (Дата обращения: 14.05.2020)
24. Фэйлла Десять уроков на салфетках. Многоуровневый маркетинг / Фэйлла, Дон. - М.: Новосибирск: Экор, 2018. - 128 c
25. Что такое устойчивое развитие: пример холдинга Kering // https://vogue.ua/article/fashion/brend/chto-takoe-ustoychivoe-razvitie-primer-fashion-holdinga-kering.html (дата обращения: 10.0.5.2020)
26. Шишкина И. Как создание собственного учебного центра влияет на формирование HR-бренда компании? // Корпоративные университеты. – 2016 - №, С. 346
27. Шонесси, Дж. Конкурентный маркетинг. Стратегический подход / Дж. Шонесси. - М.: Питер, 2018. - 242 c.
28. Этические нормы: Burberry отказываются от натурального меха. Журнал VoGue [Электронный источник]// https://vogue.ua/article/fashion/brend/eticheskie-normy-burberry-otkazyvayutsya-ot-naturalnogo-meha.html (Дата обращения: 25.05.2019 г.)
29. Alireza Alizadeh, Asgharmoshabaki, Seyyed Hamid Khodadad Hoseini, Asadolla Kord Naiej «The Comparison of Product and Corporate Branding Strategy: a conceptual framework» // Journal of Business and Management, 2016, Volume 16, Issue 1. Ver. IV (Jan. 2014), PP 14-24
30. Francisco Guzman, Stuart Roper, Leonor Vacas de Carvalho «Branding and sustainable growth» // Journal of Product & Brand Management, 2013 Vol. 22 Issue: 7, https://doi.org/10.1108/JPBM-10-2013-0417
31. Hans Ruediger Kaufmann, Sandra Maria Correia Loureiro, Agapi Manarioti «Exploring behavioural branding, brand love and brand co-creation»// Journal of Product & Brand Management, 2016, Vol. 25 Issue: 6, pp.516-526, https://doi.org/10.1108/JPBM-06-2015-0919
32. Leslie de Chernatony, Susan Cottam (née Drury) «Internal brand factors driving successful financial services brands» // European Journal of Marketing, 2016, Vol. 40 Issue: 5/6, pp.611-633, https://doi.org/10.1108/03090560610657868
33. Masume Hosseinzadeh Shahri The effectiveness of corporate branding strategy in multy-business companies // Australian Journal of Business and Management Research, 2011, Vol.1 No.6, p. 51-59
34. Mike Schallehn, Christoph Burmann, Nicola Riley Brand authenticity: model development and empirical testing // Journal of Product & Brand Management, 2014, Vol. 23 Issue: 3, pp.192-199, https://doi.org/10.1108/JPBM-06-2013-0339
35. Minna Törmälä, Saila Saraniemi "The roles of business partners in corporate brand image co-creation" // Journal of Product & Brand Management, 2018, Vol. 27 Issue: 1, pp.29-40, https://doi.org/10.1108/JPBM-01-2016-1089
36. Roderick J. Brodie, Maureen Benson-Rea, Christopher J. Medlin Branding as a dynamic capability: Strategic advantage from integrating meanings with identification // Marketing Theory, 2016, 12, p.23-26
37. Sally RaoufRagheb Garas, Amira Fouad Ahmed Mahran, Hassan Mohamed Hussein Mohamed Internal corporate branding impact on employees’ brand supporting behaviour // Journal of Product & Brand Management, 2018, Vol. 27 Issue: 1, pp.79-95, https://doi.org/10.1108/JPBM-03-2016-1112
38. Salim L. Azar, Isabelle Aimé, Isabelle Ulrich Brand gender-bending: The impact of an endorsed brand strategy on consumers’ evaluation of gendered mixed-target brands // European Journal of Marketing, 2018, Vol. 52 Issue: 7/8, pp.1598-1624, https://doi.org/10.1108/EJM-04-2017-0278
39. Urška Tuškej, Klement Podnar Consumers’ identification with corporate brands: Brand prestige, anthropomorphism and engagement in social media // Journal of Product & Brand Management, 2018, Vol. 27 Issue: 1, pp.3-17, https://doi.org/10.1108/JPBM-05-2016-1199
40. Vish Maheshwari, Dave Bamber, Ian Vandewalle Place branding's role in sustainable development// Journal of Place Management and Development. – 2011. - № 4(2), p 198-213