Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи исследования
1. Изучить состояние проблемы совершенствования технико-тактической подготовленности теннисистов на этапе высшего спортивного мастерства при выполнении подачи.
2. Выполнить разработку и апробацию средств и методов совершенствования технико-тактической подготовленности теннисистов на этапе высшего спортивного мастерства при выполнении подачи.
3. Экспериментально обосновать эффективность усовершенствованного комплекса упражнений для совершенствования технико-тактической подготовленности теннисистов на этапе высшего спортивного мастерства при выполнении подачи.
2.2. Методы исследования
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) анализ научно-методической литературы;
2) педагогическое наблюдение;
3) экспертное оценивание;
4) тестирование;
5) педагогический эксперимент;
6) математико-статическая обработка.
2.2.1. Анализ научно-методической литературы.
Теоретический анализ материала и обобщение является методом, широко используемым в научных исследованиях, помогающим систематизировать знания, связанные с областью исследования.
В процессе исследования были использованы изучение и обобщение исследовательских и научно-методических публикаций. Особое внимание уделялось специальным публикациям по избранной проблеме в тематических сборниках, кандидатских и докторских диссертациях, рефератах и планах обучения.
Материал представлен в списке литературы.
2.2.2. Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение является методом, основанном на планомерном анализе и оценке индивидуального метода организации учебно-тренировочного процесса, при котором исследователь в ходе этого процесса не вмешивается.
Отличие педагогического наблюдения от бытового состоит, во-первых, в планомерности и конкретности объектов наблюдения, во-вторых, в наличии специфических приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов (используются специальные протоколы, условные обозначения при записях и пр.) и, в-третьих, в последующей проверке результатов наблюдения.
2.2.3. Педагогическое тестирование
Анализ технической подготовленности. При анализе технико-тактической подготовленности можно ограничиться регистрацией лишь небольшого числа игровых элементов. Запись игровой деятельности в нашем исследовании с помощью «нотационной» методики проверялась на высококвалифицированных теннисистах.
Регистрировались следующие показатели игровых действий спортсменов:
1. Попадание первой подачи (%).
2. Количество «чисто» выигранных мячей на подаче.
3. Количество двойных ошибок.
5. Выигранные мячи после выполнения первой подачи (%).
6. Выигранные мячи после выполнения второй подачи (%).
Из комплекса показателей, которые используются на всех международных соревнованиях, мы выбрали именно те, при помощи которых можно проследить за статистикой при выполнении подачи. Для анализа соревновательной деятельности в процессе исследования был использован метод записи и видеозаписи [10].
Педагогическое тестирование проводилось два раза в год, в тренировочное время.
2.2.4. Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент проводился с целью определить эффективность применяемого комплекса упражнений, направленного на повышение уровня технико-тактической подготовки теннисисток 15-18 лет.
2.2.5. Методы математической статистики
Результаты исследования подвергались математико-статистической обработке на персональном компьютере с использованием пакета прикладных программ Exel для среды Windows с определением:
− средней арифметической величины (М)
− среднего квадратичного отклонения (σ);
− средней ошибки среднего арифметического (погрешности) (m);
− прироста в %;
− достоверности различий (р) по t- критерию СтьюдентаОшибка! Закладка не определена.
2.3. Организация исследования
Педагогический эксперимент проводился на базе
Для проведения эксперимента было взято две группы:
− Экспериментальная (10 человек)
− Контрольная (10 человек)
Занятия в обеих группах проводились по одинаковой программе, однако на занятиях в экспериментальной группе применялась также предлагаемая методика, которая была направлена на повышение уровня технико-тактической подготовки спортсменок.
Педагогический эксперимент проводился в два этапа
1 этап - на начальном этапе исследования проводился анализ научной и научно-методической литературы, определялись цель и задачи исследования, была получена информация о каждом занимающемся, внедрена новая методика технико-тактической подготовки теннисистов. Проводилась также оценка результатов тестирования экспериментальной и контрольной группы в начале эксперимента у теннисистов 15-18 лет.
2 этап – на этом этапе проводилась оценка результатов тестирования экспериментальной и контрольной группы в конце эксперимента.
Результаты педагогического эксперимента были, описаны, систематизированы и обобщены, они также подвергались количественному и качественному анализу. Были сформулированы выводы, оформлялась работа.
Занятия проводились 3 раза в неделю по 120 минут.
Глава 3. Анализ результатов тестирования и оценка полученных результатов
3.1 Разработка комплекса средств и методов повышения эффективности выполнения подачи
Тренировочные занятия в экспериментальной группе включали в себя также комплекс упражнений, направленный на повышение технико-тактической подготовки теннисисток 15-18 лет.
В данный комплекс включены следующие упражнения:
Вращение набивного мяча вокруг туловища, перекладывание из руки в руку. Взять медбол весом 2кг в одну руку и, перекладывая из руки в руку, вращать вокруг туловища. Повторить 20-25 раз.
Перекидывание или перекладывание набивного мяча из руки в руку. Руки в стороны, взять медбол весом 2 кг в руку, перекидывать или перекладывать мяч из руки в руку выше головы. Выполнить 15-20 раз в 3 подхода.
Броски набивного мяча сверху. Взять медбол весом 2кг и поднять его двумя руками над головой. Максимально выпрямить корпус, с силой бросить медбол на землю. Если использовать наполненный воздухом мяч, нельзя исключить, что он отскочит в лицо. Выполнять 2-3 подхода по 8 повторов.
Броски медбола из-за головы подающей рукой. При подаче очень важно владение использованием энергии вращения. Это упражнение способствует развитию вращательных движений кисти и необходимой силы. Взять медбол в руку, отвести ее за голову, с силой бросить мяч. Начинать с 2-3 подходов по 8 повторений.
Бросание медбола из-за головы из положения лежа на спине на фитболе. Лечь спиной на фитбол, стопы плотно прижаты к полу. Взять медбол в руки, завести их за голову, с силой бросить медбол.
Принять упор лежа. Сгибание и разгибание рук, выполняется сериями.
Варианты выполнения упражнений:
а) руки на ширине плеч или шире, повторить 10-12 раз;
Показать больше