Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Финансовое планирование, как составная часть планирования в государственных учреждениях, является процессом разработки системы финансовых планов и плановых показателей по обеспечению организации необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности их финансово-хозяйственной деятельности в предстоящем периоде.
Финансовое планирование, как составная часть планирования в государственных учреждениях, является процессом разработки системы финансовых планов и плановых показателей по обеспечению организации необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности их финансово-хозяйственной деятельности в предстоящем периоде.
Таким образом, финансовое планирование трансформирует цели организации в конкретные количественные и качественные показатели потребности в финансовых ресурсах, их объема и источников, условий и времени привлечения, выбора объектов финансировании (инвестиций) и получения отдачи (эффекта) от их использования.
Согласно Федеральному закону от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Закон № 83-ФЗ), с 1 января 2011 г. на территории Российской Федерации действуют государственные учреждения трех типов: казенные, бюджетные (нового типа) и автономные. Для каждого из них предусмотрен свой порядок финансового обеспечения, в том числе финансового планирования.
Целью финансового планирования является обоснование стратегии развития государственных учреждений с позиции компромисса между доходностью, риском и ликвидностью, а также определение необходимого объема финансовых ресурсов для обеспечения данной стратегии. В результате объектами финансового планирования выступают, с одной стороны, объем оказания услуг и требуемые для этого нормативные затраты, с другой - финансовые ресурсы и денежные средства, необходимые для обеспечения государственного задания.
Таким образом, финансовое планирование трансформирует цели организации в конкретные количественные и качественные показатели потребности в финансовых ресурсах, их объема и источников, условий и времени привлечения, выбора объектов финансировании (инвестиций) и получения отдачи (эффекта) от их использования.
Целью финансового планирования является обоснование стратегии развития государственных учреждений с позиции компромисса между доходностью, риском и ликвидностью, а также определение необходимого объема финансовых ресурсов для обеспечения данной стратегии. В результате объектами финансового планирования выступают, с одной стороны, объем оказания услуг и требуемые для этого нормативные затраты, с другой - финансовые ресурсы и денежные средства, необходимые для обеспечения государственного задания.
Предмет исследования - процесс планирования формирования и использования финансовых ресурсов социальной сферы на примере ФКУ «Главное бюро МСЭ по г. Санкт-Петербургу»
Объект исследования - ФКУ «Главное бюро МСЭ по г. Санкт-Петербургу»
Цель исследования – характеристика современных тенденций планирования формирования и использования финансовых ресурсов социальной сферы.
Задачи исследования:
1. Характеристика финансовых ресурсов социальной сферы и источников их формирования.
2. Характеристика основных направлений использования финансовых ресурсов социальной сферы.
3. Анализ тенденций использования финансовых ресурсов социальной сферы в России и за рубежом.
4. Общая характеристика ФКУ «Главное бюро МСЭ по г. Санкт-Петербургу».
5. Анализ деятельности ФКУ «Главное бюро МСЭ по г. Санкт-Петербургу».
6. Характеристика финансового планирования в ФКУ «Главное бюро МСЭ по г. Санкт-Петербургу».
7. Определение возможностей совершенствования нормативно-правовой базы в вопросах социальных правоотношений.
8. Определение возможностей совершенствования нормативно-правовой базы в вопросах финансовых правоотношений.
9. Выявление направления совершенствования финансового планирования в социальной сфере.
Методология исследования. Работа выполнена с использованием общенаучных методов, в частности, формально-логического, системного подхода, анализа, синтеза, а также частно-научных, в том числе методов толкования норм права, формально-юридического, сравнительно-правового и иных методов.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты проведённого исследования для дальнейших теоретических исследований в финансово-правовой и социально-правовой сферах.
Практическая значимость работы заключается в разработке и обосновании предложений по совершенствованию финансово-правовых норм, регулирующих вопросы финансирования социальной сферы, унификации правоприменительной деятельности в данной области.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы и современные тенденции формирования финансовых ресурсов учреждений социальной сферы
1.1. Роль финансовых ресурсов в деятельности учреждений социальной сферы
Проводимая государством политика перераспределения национального дохода, основанная на принципе социальной справедливости, имеет статус социально ориентированной экономической системы. В основе современного экономического курса России лежит идеалистическая концепция социального рыночного хозяйства. Ее целью выступает планомерное и последовательное повышение уровня жизни населения, а также снижение социального неравенства, регенерация политической и экономической роли страны в мировом сообществе, базирующиеся на единстве государственных и рыночных методах хозяйствования и союзе свободного рыночного развития экономики с регулирующей ролью государства .
От степени государственного финансового регулирования социально-экономических процессов на определенном отрезке времени, зависят масштабы общественного сектора. Государственное управление финансами направлено на решение этой задачи, а именно на достижение баланса доходов и расходов бюджета, укрепление национальной валюты и сокращение государственного долга. Это в итоге должно привести к оптимальному сочетанию экономических интересов всех членов общества и интересов государства.
Социальная сфера, как некая совокупность отраслей, обеспечивающих реализацию социальной политики государства, относится к непроизводственному сектору экономики. Так как в этой отрасли создаются не материальные блага, а услуги социальной направленности, управление финансами в социальной сфере имеет свою специфику. Это объясняется тем, что услуги некоммерческого характера подразумевают многообразие видов деятельности, форм собственности субъектов хозяйствования, а также форм, методов, источников финансирования и структур управления .
Дальнейшие развитие социальной сферы возможно по следующим основным направлениям модернизации управления, напрямую связанных с финансами: развитие общественно-государственных форм управления, повышение ответственности за конечные результаты деятельности хозяйствующих субъектов с одновременным развитием их автономности, обеспечение взаимодействия органов управления на всех уровнях, а также разграничение их полномочий и источников их финансирования, переход от распределительного способа управления к регулирующему. Важно привлечь дополнительные источники финансирования и разработать механизмы рационального использования имеющихся средств .
От объема финансовых ресурсов напрямую зависит устойчивость функционирования отраслей социальной сферы. Основными источниками финансирования социальных расходов выступают средства государственных внебюджетных фондов социального назначения и бюджеты всех уровней. Наряду с этим, должна отводиться важная роль внебюджетным источникам:
доходам, получаемым учреждениями образования, здравоохранения и культуры, в результате предпринимательской деятельности.
Развитие предпринимательства в сфере социальных услуг поощряется государством, в одних случаях замещая недостающие бюджетные ассигнования, а в других пополнением бюджетных средств новыми источниками. Следует отметить, что высокие темы роста экономики в последние годы оказали благоприятное влияние на ресурсную обеспеченность отраслей социальной сферы .
С финансовым обеспечением социально-культурной сферы, связаны следующие задачи: преобразование в иные организационно-правовые формы государственных учреждений, способных функционировать в рыночной среде; реструктуризация бюджетного сектора; повышение производительности бюджетных расходов, переход от управления затратами к управлению результатами.
Система финансового обеспечения социальной сферы стремится организовать сосредоточение ресурсов на решение наиболее важных задач социально-экономического развития и доступности для населения всех необходимых социальных услуг.
Социальная инфраструктура объединяет в себе учреждения образования, здравоохранения, культуры, искусства, социального обслуживания. Отрасли социальной сферы оказывают огромное влияние на уровень благосостояния и качество жизни населения.
Финансирование социальной сферы осуществляется за счет централизованных и децентрализованных источников финансовых ресурсов.
Централизованные источники финансовых ресурсов играют ведущую роль в финансировании социальных расходов, обеспечивая более 80 % их общего объема. Они представляют собой фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства и органов местного самоуправления, функционирующие по общеобязательным для всей территории страны и всех экономических субъектов правилам и формируемые в основном за счет налоговых поступлений и страховых взносов. К ним относятся федеральный бюджет, региональные бюджеты, местные бюджеты и бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов .
Финансирование социальной сферы за счет децентрализованных источников осуществляется предприятиями и учреждениями в форме прямой оплаты за обучение, лечение, участия в добровольном медицинском страховании, организации досуга и отдыха своих сотрудников и членов их семей, софинансирования пособий по временной нетрудоспособности и материальной помощи в трудных жизненных ситуациях. Некоммерческие организации (как отечественные, так и зарубежные), к которым относятся благотворительные фонды, общественные и религиозные объединения, профессиональные союзы, также оказывают финансовую поддержку населения в виде безвозмездных выплат. Частные пенсионные фонды и страховые компании предоставляют гражданам возможность добровольного страхования на случай неизбежных или непредвиденных трудных жизненных ситуаций.
Нормативно-правовое регулирование процессов бюджетного финансирования социальной сферы в России осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях. Федеральным законодательством определено разграничение расходных полномочий в социальной сфере между уровнями бюджетной системы. Данные нормы зафиксированы в Бюджетном кодексе РФ, в федеральных законах «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» № 184-ФЗ от 31.12.2005 г. и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131 от 06.10.2003 г. Отраслевые федеральные законы раскрывают основные направления и особенности финансового обеспечения предоставления социальных услуг в образовании, здравоохранении, культуре («Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ, «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, «Основы законодательства РФ о культуре» № 3612-1 и др.).
На региональном уровне также принимаются соответствующие отраслевые законодательные акты, регламентирующие особенности организации предоставления услуг в социальной сфере с учетом отраслевой специфики.
При существующем распределении полномочий между уровнями власти территориальные бюджеты в большей степени нагружены обязательствами по финансированию социальной сферы, чем федеральный бюджет. Большая часть социальных расходов финансируется из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и составляет 65 %. Расходы на финансирование физической культуры и спорта, образования, культуры и здравоохранения на 75-85 % финансируются за счет бюджетов территорий. Среди источников финансирования расходов на социальную политику преобладает федеральный бюджет (67 %) .
1.2.Современные тенденции использования финансовых ресурсов учреждениями социальной сферы в России и за рубежом
Рыночной модели социальной политики присущ дифференцированный подход к различным группам населения, а что еще правильнее - адресный к каждому конкретному домохозяйству, поэтому для трудоспособных граждан роль государства должна сводиться к созданию условий для повышения их занятости и развитию самостоятельности в финансировании услуг социальной сферы, а государственная поддержка должна оказываться гражданам в случае болезни, несчастных случаев, достижения старости и потери работы.
Структура расходов на социальную сферу в соответствии с действующей системой разграничения расходных полномочий показывает, что наибольший удельный вес (17,8 % в консолидированном бюджете РФ, 23,2 % в федеральном бюджете) имеет статья «социальная политика», учитывающая в своем составе перечисление средств бюджету Пенсионного фонда на поддержку его сбалансированности. Социальные расходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов направлены на финансирование образования (26,4 %), социальной политики (15,7 %) и здравоохранения (14,07 %). Кроме того, к полномочиям субъектов и муниципальных образований относится финансирование учреждений культуры и спорта. Однако их доля в социальных расходах консолидированных бюджетов субъектов РФ составляет менее 5 %. За последние годы наблюдается сокращение перечня и объема финансирования социальных услуг, что является основополагающей проблемой в развитии социальной сферы. Это связанно с ограниченными финансовыми возможностями государства осуществлять финансирование социальной сферы в необходимом объеме. В связи с этим бюджетное финансирование направленно преимущественно на приоритетные области развития социальной сферы. Для этого разработаны и реализуются специальные проекты в области здравоохранения, образования, социальной политики. Важное место занимает направление «Новое качество жизни». В рамках данного направления планируется обеспечить доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам, условия, позволяющие гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом. Это позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на решение наиболее важных социальных проблем.
Поскольку финансирование социальной сферы является многоканальным, включающим целый ряд источников: средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, добровольного медицинского, социального и пенсионного страхования, предприятий, учреждений и организаций, личных средств граждан и иных источников, не запрещенных законодательством, - чрезвычайно важными представляются оценка потенциала финансирования (с учетом теневой экономики), а на этой основе - разработка адекватного финансового механизма.
Обязательным условием развития социальных отраслей является процветание экономики в целом, однако требуются также конкретные преобразования в подходах по формированию и использованию собственных финансовых ресурсов социальной сферы как самостоятельного сектора национального хозяйства страны. Решение этих проблем возможно различными путями и определяется необходимостью трансформации финансового механизма социальной сферы. Настоятельной потребностью сегодняшнего дня становится поиск возможных решений обострившегося конфликта между неизбежностью принять меры жесткой экономии в интересах макроэкономической стабилизации, сбалансированности бюджетной системы и целями долгосрочной социальной политики.
Важнейшим направлением теории государственной финансовой политики в социальной сфере должна стать проработка вопросов адекватности объемов и структуры расходов на отрасли социальной сферы за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повышения эффективности их финансирования, применения инновационных подходов в планировании и прогнозировании финансовых ресурсов социальной сферы, организации внутреннего и внешнего контроля и др.
Мобилизуемые в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды финансовые ресурсы используются для расходов на общегосударственные нужды, которые только за счёт частного предпринимательства не могут быть удовлетворены.
В целом, расходы имеют тенденцию к росту за последние 5 лет. За 2015-2017 гг. прослеживается сокращение расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, культуру и образование.
Доля расходов на социальные нужды в 2018 году составляла 614% от всех расходов, из них 3.6% на жилищно-коммунальное хозяйство, 10.7% на образование, 1.4% на культуру, 10,5% на здравоохранение. Самая большая доля расходов отводится на социальную политику и составляет 34.2%, а меньше всего на физическую культуру - 0.7% и СМИ - 0.4 %
Таким образом, на фоне роста расходов социальной сферы в России наблюдается незначительное финансирование данной области.
Следует отметить, что финансирование социальной сферы в отдельных странах значительно различается. В каждой стране затраты на социальные цели существенно дифференцированы в структуре источников финансирования в сторону увеличения. В настоящее время прослеживается в ряде развитых рыночных стран тенденция доминирования взаимодействия государственных и частных структур в социальной сфере.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации: от 12.12.1993. (с изменениями от 30.12.2008, 05.02.2014, 21.07.2014) // Российская газета. – 25.12.1993. -21.01.2009, 04.12.2013, 06.02.2014, 23.07.2014
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.08.2018) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) //СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
4. Федеральный закон от 28.12.2013 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» №442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) //Российская газета, 30.12.2013 г. № 295 (6271)
5. Федеральный закон от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) // Российская газета, 23.07.1999
6. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
7. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
8. Приказ Минфина РФ от 20 ноября 2007 г. № 112н «Об общих требованиях и порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений»
9. Приказ Минфина РФ от 28 июля 2010 г. № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения»
10. Информационное письмо Минздравсоцразвития РФ от 21.02.2005. №324-18 «О порядке взаимодействия федерального государственного учреждения «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» и федеральных государственных учреждений «Главное бюро медико-социальной экспертизы» в субъектах Российской Федерации.
11. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006. №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом». Информационная система Гарант.
12. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2011. №295н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медикосоциальной экспертизы». Информационная система Гарант.
13. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.11.2009. №906н «Об утверждении порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы».
14. Александрова, О.Ю. Механизм реализации прав граждан в сфере охраны здоровья при обращении в медицинскую организацию / О.Ю. Александрова, А.А. Крюкова, М.В. Горелов // Вестн. Росздравнадзора. - 2014. - № 3. - С. 71-77.
15. Антипенко, Э.С. Аспекты понятий и закономерностей формирования и развития системы здравоохранения (размышления) / Э.С. Антипенко, А.Э. Антипенко ; Моск. гос. медико-стоматол. ун-т им. А.И. Евдокимова МЗ РФ. - Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Спутник+, 2015. - 167 с..
16. Бурмистрова А.А., Родионова Н.К., Кондрашова И.С. Межрегиональная асимметрия социально-экономического развития регионов // Проблемы социально - экономического развития России на современном этапе // мат-лы VII Ежегод. всерос. науч.-практ. конф. (заочной) (с международным участием). Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2014.
17. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К', 2016. – 434 с.
18. Волкова И.А. Социальные отношения и социальная сфера // Социологические исследования. № 7. 2010. С. 36-41.
19. Вострикова Л.Г. Финансовое право. М.: Юстицинформ, 2017. С. 97-100.
20. Гартвич А.В. Налоги, сборы и страховые взносы. Правила исчисления / А.В. Гартвич. - М: Высшая школа, 2014. - 288c.
21. Геймур О.Г., Михайленко И.А. Актуальные вопросы исполнения бюджета: проблемы правового регулирования // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования, 2016. Т. 2. № 2. С. 75-77
22. Гейц, И. В. Практические рекомендации по выплате пособий по социальному страхованию. - М.: Дело и сервис, 2015. - 208 c.
23. Живаева Т.Л. Перечень необлагаемых страховыми взносами выплат //Бухгалтерский вестник. - 2012. - №5. - С. 30-42.
24. Захаров, М. Л. Социальное страхование в России. Прошлое, настоящее и перспективы развития / М.Л. Захаров. - М.: Проспект, 2016. - 310 c.
25. Карчевский В.В. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: учеб. Пособие / В.В. Карчевский. - М.: Вузовский учебник 2016. - 224 с.
26. Косаренко, Н. Н. Правовое обеспечение публичных интересов в сфере страхования / Н.Н. Косаренко. - М.: Wolters Kluwer, 2015. - 312 c.
27. Курбангалеева, О. А. Страховые взносы в Пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования. - М.: Рид Групп, 2015. - 272 c.
28. Лаврова Е. Л. Основные пути совершенствования деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации // Человек. Общество. Инклюзия. 2016. № 1.
29. Ловидова, А.Г. Закон № 44-ФЗ не сделал госзакупки эффективнее //Казенные учреждения. - 2015. - № 9
30. Маркушина И. Ю. Система обязательного социального страхования Российской Федерации - проблемы и пути решения. Часть II // Труд и социальные отношения. 2013. № 6. С. 46.
31. Мулюкова Р.Р., Тюрина, Ю.Г. Проблемы и перспективы развития социального налогообложения в России // Российское предпринимательство. -2013. -№ 10 (232). -С. 15-21.
32. Мурадова С.Г., Агаян Ш.А., Крахмалев Д.П. Структура страхового контракта при страховании одного риска в присутствие другого независимого риска //Управление экономическими системами (электронный научный журнал). Кисловодск, 2014. № 3 (63). С.2.
33. Никматулина Г.Р. Развитие внебюджетных социальных фондов Российской Федерации // научный журнал. - 2015. -680с.
34. Осипов Д.Г. Социальная сфера: теория и методология социологического анализа. М., 2011. 176 с.
35. Острая Л.В. Институциональные преобразования в социальной сфере как условие экономического развития России. М., 2010. 67 с.
36. Плесков А.А. Концепция создания каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд //Госзакупки.Ру. - 2015. - № 8. Система «Госфинансы».
37. Русецкая Э. А., Арустамова В. А., Аксененко В. и др. Страхование как механизм обеспечения экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 15. С. 52-59.
38. Смирнов А. А. Основные направления и пути совершенствования деятельности Фонда социального страхования // Вестник Межрегионального открытого социального института. 2015. № 1.
39. Соловьев А.К. Государственные внебюджетные фонды: учебное пособие / А.К. Соловьев. -М.: Издательство РАГС, 2015. - 160с.
40. Тарент И. Г. Система социальной защиты населения в Российской Федерации: учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС, 2015.
41. Туишев Л.Д. Социальная сфера как экономическая категория и ее структура // Вопросы инновационной экономики. 2013. № 5. С. 42-47.
42. Тулъчинский И.М. Финансирование образования в России. М., 2015. 89 с.
43. Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран: учебник / Н.Н. Тютюриков. - М.: Дашков и К, 2014. - 171с.
44. Урываева О.Е., Галимова А.Ш. Проблемы современной системы обязательного медицинского страхования в России и пути ее совершенствования // Проблемы экономики и менеджмента. 2014. №7 (35).
45. Чумакова М. К. Основные проблемные вопросы и направления совершенствования социального страхования в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2014. № 10 (51). С. 33.