Фрагмент для ознакомления
2
3 Разработка рекомендаций по развитию финансовых инструментов стимулирования несырьевого экспорта в РФ
3.1 Рекомендации по совершенствованию финансовых инструментов стимулирования несырьевого экспорта в регионах
Российская экономика уже несколько лет находится в довольно сложной ситуации, вызванной не только и не столько внешними факторами, сколько внутренними причинами. Инерционность экономической политики, ее противоречивость и несоответствие между словом и делом критически оцениваются многими экономистами, экспертами и политиками. Образно говоря, накопившиеся проблемы представляют собой клубок, который необходимо решить в ближайшие годы, чтобы вывести экономику на путь устойчивого развития и производить современные продукты, отвечающие потребностям национального и международного рынков. Успешное развитие зарубежных товарных рынков - это сложный, многоступенчатый и сложный процесс, требующий:
- производство конкурентоспособных товаров с учетом ценовых и неценовых характеристик, принятых в международной практике;
- создание благоприятных условий для выхода продукции на внешние рынки в рамках торговой политики. В связи с этим разработка и использование инструментов и методов государственной поддержки помогают улучшить положение компаний на международных рынках .
Россия обладает большой базой для ускоренного экономического роста, но в то же время у нее есть ряд сдерживающих факторов, в том числе зависимость экономики от экспорта сырья и импорта высокотехнологичных товаров, низкая конкурентоспособность российских предприятий, относительно низкие производственные мощности и т.д. В целом внешняя торговля играет важную роль в экономике страны. Объем и структура экспорта являются своеобразным показателем экономического потенциала. Если страна экспортирует в основном природные ресурсы, то это ресурсоориентированная экономика в целом.
Одним из основных приоритетов экономической политики любого государства является развитие экспортной деятельности. В нашей стране ключевым в усилении позиций в глобальной экономике, увеличении международного экономического сотрудничества, повышении вклада в социально-экономическое развитие территории выступает несырьевой экспорт.
И наоборот, если в структуре экспорта преобладают высокотехнологичные товары, это означает, что в стране широко распространено высокотехнологичное производство, а товары с высокой добавленной стоимостью экспортируются. Несмотря на то, что в настоящее время страна берет курс на импортозамещение, изучение экспорта является важной задачей, в частности, изучение несырьевого экспорта. Экспортеры формируют ядро промышленного потенциала национальной экономики: они создают рабочие места, конкурентоспособные на международном уровне, обеспечивают приток иностранной валюты в страну и являются пионерами прогрессивных изменений, особенно если их производство основано на развитых, а не унаследованных от страны факторах .
В настоящее время невозможно обеспечить устойчивый экономический рост без диверсификации производства и экспорта. В связи с этим в последние годы государство уделяет особое внимание вопросам поддержки экспорта, которые в целом являются наиболее важными в системе государственной поддержки внешнеэкономической деятельности. В этом разделе рассматриваются основные элементы системы государственной поддержки экспорта в России. В частности, рассматривается институциональная поддержка на федеральном и государственном уровнях. В ходе обсуждения будут рассмотрены существующие институты поддержки и основные нормативные документы в области поддержки экспорта, а также основные задачи, возложенные на учреждения поддержки экспорта для реализации существующих государственных программ содействия интернационализации российских предприятий, включая категорию регионов . Давайте более подробно рассмотрим существующую систему государственной экспортной поддержки в России. Он содержит следующие основные элементы:
- финансовая поддержка;
- информационная и консультационная поддержка;
- организационная поддержка и помощь в продвижении продукции на внешних рынках.
План, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 98-р от 27 января 2015 года, включает приоритетные меры по обеспечению устойчивого экономического развития и социальной стабильности, предусматривающие меры по поддержке экспортной деятельности российских предприятий в несырьевом секторе. Банк развития и внешней экономики (Внешэкономбанк) предоставляет финансирование и гарантии для экспортных операций. Согласно стратегии развития ВЭБа до 2021 года, предполагается, что большая часть экспортного финансирования будет приходиться на Российский экспортный центр (РЭЦ), в который входят ОАО "ЭКСАР" и ОАО "Росэксимбанк" .
РЭЦ входит в группу Внешэкономбанка и оказывает финансовую поддержку экспорту в следующих областях:
- Предэкспортное финансирование инвестиционных проектов; экспортная поддержка российских несырьевых и высокотехнологичных продуктов;
- финансирование инвестиционных проектов за рубежом с целью расширения доступа российской промышленной продукции на внешние рынки;
- Документация, аккредитивные и межбанковские операции в рамках экспортной поддержки.
Внешэкономбанк является одним из основных государственных органов, оказывающих гарантийную поддержку российским экспортерам, и сотрудничает в этой области с ведущими мировыми банками.
ЗАО "Росэксимбанк", полный пакет акций Внешэкономбанка, выполняет функции представителя Правительства Российской Федерации в области государственной гарантийной поддержки экспорта продукции российских экспортеров.
ЗАО "Росэксимбанк" было создано в 1994 году с целью оказания государственной финансовой поддержки российским экспортерам. Банк предоставляет государственные гарантии для покрытия экспортных операций российских компаний.6 Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (EXIAR) было создано в 2011 году для оказания страховой помощи российским экспортерам.
Агентство страхует экспортеров от риска неуплаты кредитов и поставок иностранным покупателем. В 2016 году экспортное кредитное агентство EXIAR поддержало российский экспорт в размере 7,9 миллиарда долларов США. Каждая сделка, совершенная EXIAR, покрывает 95% убытков в случае возникновения политического риска и 90% в случае коммерческого риска.
ОАО Банк ВТБ и Сбербанк России. Банки предоставляют услуги российским экспортерам по международным расчетам и предоставляют гарантии по экспортным операциям. Сбербанк предлагает долгосрочное проектное финансирование в рамках гарантий ведущих ECA на срок от 5 до 18 лет, а также экспортные кредиты. Таким образом, можно выделить следующие основные финансовые инструменты поддержки экспорта, предоставляемые вышеперечисленными структурами:
- государственные гарантии - обязательства правительства или Министерства финансов Российской Федерации. Эти обязательства устанавливают ответственность за невыполнение экспортером или банком, финансирующим его, условий экспортного договора. Институциональной структурой, ответственной за реализацию этого инструмента поддержки, является государственно специализированное ЗАО "Росэксимбанк". Росэксимбанк предоставляет такие гарантии, как гарантия участия в тендерах или тендерах, гарантия надлежащего выполнения договорных обязательств, гарантия погашения авансовых платежей, государственная гарантия Российской Федерации на обязательства заказчика перед банком;