Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что деятельность современных предприятий независимо от отрасли, размера и других параметров, обусловлена воздействием высокой динамичности и неопределенности внешней среды и высокой степенью конкуренции. При этом, конкуренция на любом рынке принимает принципиально новые формы, в первую очередь в условиях всеобщей цифровизации. В данном контексте залогом успеха организации в борьбе за лидирующие позиции в высоко конкурентной среде становится способность высшего руководства к стратегическому предвидению. Исходя из этого, первостепенное значение приобретают задачи формирования эффективной стратегии развития организации, нацеленной на повышение инвестиционной привлекательности. При этом разработка эффективной стратегии повышения инвестиционной привлекательности должна учитывать применение передовых методов управления.
В данной ситуации важной задачей является не только определение потенциала развития организации, но и определение мер по обеспечению инвестиционной привлекательности как на текущем этапе развития, так и в среднесрочной и долгосрочной перспективе, что поможет в принятии эффективных управленческих решений в процессе разработки мероприятий по предотвращению негативных последствий функционирования организации. При этом, разработка мероприятий по предотвращению последствий снижения инвестиционной привлекательности организации является одним из основных движущих факторов повышения эффективности хозяйственной деятельности организации.
Проблематика инвестиционной привлекательности была рассмотрена в трудах таких российских исследователей, как О.В. Васюхин, М.Н. Крейнина, С.А. Медведева, А.А. Трефилова, Т.В. Теплова и других, а также зарубежных исследователей – Т. Коупленд. А. Дамодаран, К. Уолш, Б. Стюарт, А. Раппопорт и других.
Все вышесказанное обусловило актуальность написания настоящей работы и позволила сформулировать цель исследования, которая заключается в определении рекомендаций по улучшению инвестиционной привлекательности организации.
На основе цели были определены задачи, которые необходимо решить в ходе настоящей работы:
1. Исследование теоретические и методические аспекты оценки инвестиционной привлекательности организации.
2. Проведение комплексного анализа инвестиционной привлекательности организации.
3. Разработка мер по улучшению инвестиционной привлекательности организации.
Объект исследования – ООО «САКУРА-ФАРМАЦИЯ» (аптечная сеть «Сакура»).
Предмет исследования – инвестиционная привлекательность ООО «САКУРА-ФАРМАЦИЯ» (аптечная сеть «Сакура»)
Методологическую основу работы составили общенаучные методы исследования, методы сравнения, методы экономического и стратегического анализа, включая финансовый анализ, конкурентный анализ, метод VRIO и другие.
Информационной базой работы являются данные аналитических отчетов, развития фармацевтической отрасли, данные финансовой отчетности ООО «САКУРА-ФАРМАЦИЯ».
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты и выводы могут быть использованы в последующих научно-исследовательских работах по улучшению инвестиционной привлекательности организации.
Структура работы соответствует очередности поставленных задач и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность и понятие инвестиционной привлекательности
Вопросы изучения инвестиционной привлекательности компаний получили широкое распространение в современной экономической теории, а различные методики ее оценки используются на практике, как инвесторами, так и компаниями. Однако, до настоящего времени в научной литературе не сформировано унифицированное определение термина «инвестиционная привлекательность». Причина отсутствия единого понимания сущности этого термина в том, что у каждого инвестора формируется собственное понятие о привлекательности вложения денежных средств в ту или иную компанию, в силу различных предпочтений относительно рискованности инвестирования, величины инвестиций, отраслевой специфики выбранной компании и ее перспектив, времени начала инвестирования и других факторов.
На данный момент литературе существует ряд определений инвестиционной привлекательности, в которых авторы подразумевают отображение данного понятия в финансовых показателях компании, ее потенциале или факторах, оказывающих влияние на компанию.
Рассмотрим более подробно наиболее известные взгляды исследователей на определение термина. Бланк И.А. понимает инвестиционную привлекательность, как «обобщающую характеристику для принятия инвестиционного решения, т.к. обобщает преимущества и недостатки инвестирования в тот или иной объект или сферу и носит индивидуальный характер для каждого инвестора и объекта инвестиций» .
Крейнина М.Н. связывает инвестиционную привлекательность с «финансовым состоянием компании, а именно с доходностью капитала, курсом акций и величиной дивидендов» . Данный подход не универсален, так как справедлив только для компаний-эмитентов ценных бумаг.
Трактовка, предложенная О.В. Васюхиным сводятся к пониманию инвестиционной привлекательности как «получения максимального экономического эффекта от инвестирования при минимальном уровне риска» .
Более широкое определение было дано С.А. Медведевой, которая определяет инвестиционную привлекательность, как «определенное финансовое и производственное состояние организации, при котором у инвестора появляется интерес к инвестированию в компанию» . Автор подразумевает учет рисков и перспектив функционирования компании.
А.А. Трефилова под инвестиционной привлекательностью понимает «финансовую устойчивость компании, платежеспособность, доходность капитала и уровень развития производства, включая качество продукции и уровень ее конкурентоспособности на рынке» . Данное определение более конкретизировано и универсально, чем предыдущие, однако оно не учитывает все цели инвестирования.
Более общее определение дает в своей работе Л.С. Валинурова подразумевая под инвестиционной привлекательностью «совокупность объективных признаков, свойств, средств и возможностей, обуславливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции» .
Л.В. Фомченкова придерживается мнения о «тождественности понятий инвестиционной привлекательности и инвестиционного предпринимательства, т.к. уровень инвестиционной привлекательности зависит только от уровня эффективности инвестиций» . Данный подход не рассматривает возможности привлекательности компании для инвестора до осуществления инвестиционной деятельности и получения ее результатов.
Наиболее конкретизированное определение предложено Т.В. Тепловой, которая под инвестиционной привлекательностью компании понимает «совокупность производственных, коммерческих и финансовых характеристик, которые демонстрируют эффективность работы компании и способность приносить инвестору стабильную выгоду» .
В целом, в отношении категории «инвестиционная привлекательность» компании, то нами были систематизированы четыре основных подхода к трактовке сущности данного феномена:
1. Инвестиционная привлекательность как условие развития организации. В рамках данного подхода инвестиционная привлекательность компании определяется как «состояние развития компании, при котором с высокой долей вероятности в приемлемые для инвестора сроки инвестиции могут дать удовлетворительный уровень прибыльности или может быть достигнут другой положительный эффект».
2. Инвестиционная привлекательность как условие инвестирования. Данный подход основан на предположении, что инвестиционная привлекательность – это совокупность различных объективных признаков, свойств, средств, возможностей, обуславливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в данную компанию».
3. Инвестиционная привлекательность как совокупность показателей (экономических, финансовых и иных), определяющих возможность получения максимальной прибыли в результате вложения капитала при минимальном риске вложения средств в развитие данной компании.
4. Инвестиционная привлекательность как показатель эффективности инвестиций. В рамках данного подхода проявляется обоюдная взаимосвязь инвестиций в развитие компании и ее инвестиционной привлекательности. Другими словами, эффективность инвестиций определяет инвестиционную привлекательность компании, а инвестиционная привлекательность является гарантом эффективности инвестиций. Чем выше эффективность инвестиций, тем выше уровень инвестиционной привлекательности и масштабнее инвестиционная деятельность, и наоборот.
Несмотря на различие подходов к трактовке сущности данной категории, инвестиционная привлекательность неразрывно связана с развитием компании и включает следующие основные компоненты:
– инвестиционный потенциал (совокупность количественных и качественных характеристик функционирования компании),
– инвестиционную активность (интенсивность и направления инвестиционной деятельности компании),
– инвестиционный риск (риски осуществления инвестиционной деятельности компании).
При этом взаимосвязь происходит следующим образом (см. рисунок 1.1).
Из представленного рисунка видна взаимосвязь на всех этапах стратегии развития и инвестиционной привлекательности компании. Так, например, инвестиционный потенциал компании предопределяется факторами внешней и внутренней среды, которые в свою очередь являются предпосылками разработки стратегии развития. Инвестиционная активность заключается в разработке стратегии развития, т.е. в формировании стратегических инициатив компании – разработке стратегических целей, планов, программ развития и т.д., инвестиционные риски определяются показателями эффективности и рисков стратегии развития компании.
Рис. 1.1. Взаимосвязь стратегии развития и инвестиционной привлекательности компании
Таким образом, инвестиционная привлекательность компании взаимосвязана со стратегией развития – чем выше эффективность стратегии развития, тем выше инвестиционная привлекательность компании.
1.2 Методика оценки инвестиционной привлекательности
Разными исследователями предлагаются различные подходы к методике оценке инвестиционной привлекательности.
Первый подход к методике оценке инвестиционной привлекательности заключается в применении различных показателей финансового состояния организации, таких как ликвидность, платежеспособность, рентабельность и т.д. Данным подходом оперировали многие известные экономисты, такие как Выборова Е.Н. , Грязнова А.Г.
Инвестиционная привлекательность организации при данном подходе рассматривается с точки зрения накопления ресурсов для выполнения им своих финансовых обязательств к назначенному сроку. Следовательно, в данном аспекте инвестиционная привлекательность организации связана в первую очередь с его способностью удовлетворять платежеспособный спрос при соблюдении принципа эффективного использования имеющихся в наличии ресурсов.
Второй подход к методике инвестиционной привлекательности организации заключается в анализе динамики и структуры капитала организации. При этом капитал организации рассматривается как авансированный и инвестированный. Под инвестированием понимается вложение в реальные и нематериальные активы организации. В данном случае собственный капитал рассматривается как «определенный запас прочности деятельности организации в будущем и гарантию кредиторам».
Данным подходом оперировали многие известные экономисты, такие как Ефимова О.В. , Ковалев В.В. , Шеремет А.Д. и др.
Третий подход к методике инвестиционной привлекательности организации в настоящее время применяется достаточно редко. В основе данного подхода лежит оценка финансово-экономической устойчивости организации в условиях защиты организации от различных рисков, так называемый, риск-ориентированный подход. Данным подходом оперируют следующие экономисты: Градов А.П. , Ершова И.В. , Раицкий К.А .
В зарубежной практике используются другие подходы к оценке инвестиционной привлекательности организации.
в современной практике сложилось несколько подходов к оценке инвестиционной привлекательности.
В соответствии с подходом исследователей Т. Коупленда, Дж. Муррина и Т. Коллера, оценка инвестиционной привлекательности организации базируется на концепции управления на основе стоимости (Value Based Management – VBM). На первоначальном этапе производится расчет и анализ текущих показателей инвестиционной привлекательности. Далее осуществляется оценка перспектив развития инвестиционной привлекательности с учетом внутренних изменений на основе прогнозируемых показателей, а также анализа потенциала роста стоимости бизнеса под воздействием изменения структуры капитала .
Одной из фундаментальных работ в рамках концепции VBM принадлежит А. Дамодарану, в соответствии с которым, оценка инвестиционной привлекательности организации основано на принятии во внимание основных драйверов роста стоимости, среди которых исследователь выделяет следующие :
‒ поиск резервов роста денежных потоков от существующих активов путем выявления активов, которые приносят меньше дохода и, соответственно, стоимости капитала,
– поиск резервов роста операционной маржи, а также снижения налоговых обязательств путем оптимизации системы налогообложения,
– поиск резервов снижения капитальных затрат по существующим активам и снижения объема оборотного капитала, выраженного в материальной (неденежной форме);
‒ поиск путей увеличения темпов роста прибыли, включая увеличение ожидаемых темпов роста доходности капитала, увеличение реинвестиций;
‒ поиск путей увеличения периода быстрого роста, включая брендирование, патенты, лицензии, издержки переключения;
‒ поиск путей снижения стоимости привлечения капитала, рассчитываемого для дисконтирования денежных потоков: снижение издержек финансирования, изменение операционного цикла, изменение сочетания элементов финансирования.
Таким образом, в соответствии с подходом А. Дамодарана инвестиционная привлекательность компании определяется денежными потоками, которые генерирует компания посредством имеющихся на балансе активов, а также реинвестиции прибыли в дальнейший рост и стоимость капитала.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента. Ника-центр. 2017. – с. 45
2. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. – 2-е рус. изд. (пер. с 7-го междунар. изд.). – М., 2008. – с. 116
3. Валинурова Л.С.,Управление инвестиционной деятельностью. М.: КНОРУС, 2019. – с. 84
4. Васюхин О.В., Павлова Е.А. Развитие инвестиционной привлекательности промышленного организации. Монография. М.: Академия естествознания, 2015. – с. 41
5. Выборова Е.Н. Методологические основы оценки устойчивости субъекта хозяйствования // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. - СПб: 2018. – № 1-2
6. Градов А.П. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой. - СПб.: Специальная литература, 2018. – с. 268.
7. Грязнова А. Г. Антикризисный менеджмент. - М. : Тандем : ЭКМОС, 2020.- с. 237
8. Дамодаран, А. Инвестиционная оценка: инструменты и методы оценки любых активов / А. Дамодаран. – 11-е изд. перераб. и доп.– М.: Альпина Паблишер, 2018. – С. 56
9. Ершова, И.В. Предпринимательское право: учебник/ И.В. Ершова. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: ИД «Юриспруденция», 2020. – с. 202.
10. Ефимова, О. В. Анализ финансовой отчетности / О. В. Ефимова, М. В. Мельник. – М.: Омега–Л, 2019. – с. 126
11. Ивашковская И.В., Кукина Е.Б., Пенкина И.В. Экономическая добавленная стоимость. Концепции. Подходы. Инструменты // ЖУРНАЛ "КОРПОРАТИВНЫЕ ФИ-НАНСЫ" №2(14) 2010. – с. 61
12. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. / В.В. Ковалев, Вит.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2020. – с. 110.
13. Коупленд Т. и др. Стоимость компаний: оценка и управление [Текст] / Т. Коупленд, Т. Коллер, Дж. Муррин. – М. : Олимп-бизнес, 2015. – С. 104
14. Крейнина М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. – М.: Дело и сервис, 2017. – с. 98
15. Мамедьяров З.А. Инновационное развитие мировой фармацевтической отрасли. – М.: ИМЭМО РАН, 2019. – С. 82
16. Медведева С.А. Инвестиционная привлекательность организации: сложность определения и основные особенности // Креативная экономика. — 2019.— № 10. — С. 35
17. Раицкий К.А. Экономика организации. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2019. – с. 192
18. Соколова С. В., Лин А. А. Фармацевтический рынок: фундаментальные особенности (Статья 1, часть 2) // Проблемы современной экономики. 2020. №. 3. – С. 322
19. Теплова Т. В. Инвестиционные рычаги максимизации стоимости компании. Прак-тика российских предприятий. М. : Вершина, 2018. – с. 118
20. Теплова Т.В. Инвестиции: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2021. – с. 56
21. Трифилова А.А. Управление инвестиционной привлекательностью организации. М.: Финансы и статистика, 2021. – с. 21
22. Уолш К. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании. – М. : Дело, 2016. – С. 74
23. Фомченкова Л.В. Формирование и реализация инвестиционной привлекательности промышленного организации / Л.В. Фомченкова // Российское предпринимательство. – 2015. – №8. – С. 53
24. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С.,Негашев Е. В. Методика финансового анализа.– М.: Инфра-М, 2021.– 108 с.
25. Отраслевого информационного портала Фармпром.рф – 2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pharmprom.ru/
26. Итоги деятельности фармацевтической службы Республики Татарстан за 2021 год и задачи на 2022 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minzdrav.tatarstan.ru/apteki.htm
27. Bachmann A. Changing patterns in technological leadership – evidence from the pharmaceutical industry // International Journal of Technology Management. 2018. Vol. 21. P. 45–77
28. Ottoson E., Weissenrieder F. Cash Value Added – a new method for measuring financial performance //Study N1996:1. Sweden. 10p.
29. Rappaport, A. Creating Shareholder Value: The New Standard for Business Performance. – New York : Free Press, 1986.