Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1.Теоретико-методологические и правовые основы управления развитием физической культуры и спорта 6
1.1 Физическая культура и спорт как объект научного познания и управления 6
1.2 Правовое регулирование деятельности органов государственного управления развитием физической культуры и спорта в Российской Федерации 11
1.3 Состояние физической культуры и спорта как приоритет деятельности органов государственного управления в Российской Федерации 22
2. Диагностика государственного управления развитием физической культуры и спорта в Хабаровском крае 29
2.1 Диагностика государственного управления развитием физической культуры и спорта в Хабаровском крае (на примере филиала Федерального автономного учреждения, министерства обороны (СКА Хабаровск) 29
2.2 Субъективные индикаторы эффективности деятельности государственного управления по созданию условий развития физкультуры и спорта 49
2.3 Проектный подход к управлению развитием физической культуры и спорта посредством разработки программы привлечения предпринимателей к проведению массовых спортивных мероприятий 51
Заключение 56
Библиографический список литературы 60
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данной темы исследования обусловлена значительными темпами развития физической культуры и спорта в Российской Федерации и регионов России за последние 20 лет. Необходимость укрепления здоровья и повышения качества жизни населения России, а также влияние общемировых трендов здорового образа жизни определили важность формирования и применения новых методов и принципов управления развитием физической культуры и спорта. Особенно значима данная проблема в регионах России, где не всегда хватает методологической поддержки, специалистов и финансирования для реализации соответствующих задач.
На территории Хабаровского края формируется система управления развитием физической культуры и спортом, которая уже демонстрирует высокий уровень эффективности. Тем не менее, важно обозначить проблемные аспекты и потенциал для дальнейшего совершенствования, что позволит добиться максимальной результативности достижения региональных программ по данному направлению. В связи с этим тема данного исследования особенно актуальна.
Цель данной работы – выявить направления совершенствования государственного управления развитием физической культуры и спорта как фактора укрепления здоровья населения на примере Хабаровского края.
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить поставленные задачи:
- рассмотреть теоретико-методологические и правовые основы управления развитием физической культуры и спорта;
- исследовать физическую культуру и спорт как объект научного познания и управления;
- представить правовое регулирование деятельности органов государственного управления развитием физической культуры и спорта в Российской Федерации;
- исследовать состояние физической культуры и спорта как приоритета деятельности органов государственного управления в Российской Федерации;
- осуществить диагностику государственного управления развитием физической культуры и спорта в Хабаровском крае на примере Министерства спорта Хабаровского края;
- выявить субъективные индикаторы эффективности деятельности государственного управления по созданию условий развития физкультуры и спорта;
- изучить проектный подход к управлению развитием физической культуры и спорта посредством разработки программы привлечения предпринимателей к проведению массовых спортивных мероприятий.
Предмет исследования – принципы и методы совершенствования государственного управления развитием физической культуры и спорта как фактора укрепления здоровья населения на примере Хабаровского края.
Объект исследования – деятельность филиала Федерального автономного учреждения, министерства обороны (СКА Хабаровск).
Степень изученности данной работы достаточно высокая, что обусловлено интересом к ней со стороны научного сообщества. При написании данной работы использовались труды таких авторов как В.А. Бескровная, В.Д. Иванова, М.И. Золотов, А.К. Кусаинова, Е.Ю. Коваленко, В.А. Ларионов, Е.В, Титова, А.Р. Хадеева, Н.В. Тыдыкова и других.
Нормативно-правовую основу исследования составляют международные нормативно-правовые акты, такие как Международная хартия физического воспитания и спорта и Конвенция против применения допинга 1989 г., а также Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 №329-ФЗ, Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», региональные законы по управлению развитием физической культурой и спортом на территории Хабаровского края.
Методы исследования: общенаучные методы анализа и синтеза, комплексного, сравнительного и исторического анализа, контент-анализа научной и периодической литературы, анализа нормативно-правовых источников.
Структура работы обусловлена сложностью и представлена двумя главами и шестью параграфами, заключением и списком использованных источников.
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
1.1 Физическая культура и спорт как объект научного познания и управления
Физическая культура как объект научного познания начиная с древности стала объектом интереса ученого сообщества, что подтверждает значимость данной сферы для жизни человека и развития общества. В связи с этим формировалось понимание основ управленческого воздействия процессов привлечения населения в спорт и мотивации к занятиям физической культурой как части национальной и региональной политики.
Анализ различных научных источников позволяет выделить несколько ключевых подходов к оценке физической культуры и спорта как объекта научного познания. Прежде всего, это общекультурный подход, согласно которому физическая культура рассматривается как органическая часть общечеловеческой культуры и ее самостоятельная область. Здесь раскрываются естественные физиологические и приобретенные эволюционные предпосылки развития физических способностей человека, а также формы его самовыражения.
С позиции государственного подхода выделяется роль физической культуры формировании здорового общества и определении качества и продолжительности граждан. Именно поэтому одним из приоритетов укрепления основ государства становится пропаганда физической культуры и спорта и воспитание людей, мотивированных к ведению здорового образа жизни и активной вовлеченности в спорт и занятия физической культурой.
Все это выстраивается в основы социальной политики государства и определяет направления пропаганды здорового образа жизни как приоритетных аспектов физического развития граждан и создания платформы для укрепления здоровья всех категорий населения и, особенно, подрастающего поколения.
Практически всеми учеными, которые исследовали данный вопрос подчеркивается необходимость приложения определенных управленческих усилий для формирования системы управления развитием физической культуры и спорта на территории государства, региона, муниципального образования. Формируется потребность в создании встроенной в государственную систему управления подсистему, в задачи которой должно входить развитие физической культуры и спорта во благо повышения продолжительности и качества жизни населения и укрепления здоровья нации.
С позиции управления процессами развития физической культуры и спорта важными обозначаются:
- максимальный охват всех слоев и групп населения;
- формирование организационной структуры управления;
- определение индикаторов и показателей реализации национальной политики по вовлечению населения в спорт и занятия физической культурой;
- выделение методов управленческого воздействия;
- формирование нормативно-правовой базы;
- создание платформы для мотивации и социального воздействия;
- развитие волонтерского движения;
- привлечение ресурсов предпринимательского сектора в решении задачи привлечения населения и предоставления широкого спектра физкультурных и спортивных услуг.
Таким образом, чтобы достойно ответить на вызовы ХХI-го века, необходимы инновационный метод освоения социального пространства, поиск средств, которые способны не только изучать и предсказывать различные социальные перемены, но и активно влиять на практическую жизнь, менять жизнь населения в лучшую сторону.
Развитие общества и понимания значимости спорта приводит к расширению спектра функций социального воздействия, что приводит к усложнению системы спорта и формированию самых разных спортивных
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция российской Федерации. Официальный текст. На 01.01.2016./ М.:. ИНФРА-М, 2016.
2. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 №329-ФЗ // Консультант Плюс
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
4. Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
5. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный источник] – URL: https://docs.cntd.ru/document/566430492?ysclid=lfp5p15omu918047274 (дата обращения: 24.03.2023)
6. «Об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года» [Электронный источник] – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56578100/?ysclid=lfp6bwaflg590340763 (дата обращения: 24.03.2023)
7. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ (последняя редакция). [Электронный источник] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/?ysclid=lfpq752ec2951871885 (дата обращения: 24.03.2023)
8. Межотраслевая программа развития студенческого спорта до 2024 года, утв. Приказом Минспорта России, Минобрнауки России, Минпросвещения России от 09.03.2021 г. № 141/167/90. URL: https://studsport.ru/10.03.2021_megotraslevaya_programma_razvitiya_stude... (дата обращения: 11.05.2023).
9. Бескровная В. А. Нормативно-правовые и экономические основы функционирования физической культуры и спорта в РФ / В.А. Бескровная // Законодательство и политика. 2007., С.23-28
10. Бурцева Ю.А., Чусовитина Ю.А. Средства формирования здорового образа жизни населения страны на примере спортивных объектов прибрежной территории реки Яуза / современные тенденции физической культуры и спорта. М.: 2016. – С.5-10
11. Варич Е.А., Лучинина И.Г. Приоритеты государственной политики в финансировании физической культуры и спорта в РФ // Московский экономический журнал. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritety-gosudarstvennoy-politiki-v-finansirovanii-fizicheskoy-kultury-i-sporta-v-rf (дата обращения: 04.05.2023).
12. Виды спорта [Электронный источник] – URL: https://cska-dv.ru/sports.html (дата обращения: 24.03.2023)
13. Дуплинская Е. Б. Приоритеты государственной политики в финансировании физической культуры и спорта в РФ [Текст] / Е. Б. Дуплинская, К. С. Селиванов // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 204
14. Золотов, М. И. Формирование системы управления ресурсным обеспечением массового спорта в России / М. И. Золотов // Теория и практика физической культуры. 2003. - №5., С.36-39
15. Иванов В. Д., Хадеева А. Р., Титова Е. В. Международное правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта // Теоретические и практические проблемы развития современной науки : сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. Махачкала, 2015. С. 141
16. Коваленко Е. Ю., Тыдыкова Н. В., Кусаинова А. К. Сравнительно-правовой анализ законов о физической культуре и спорте в Российской Федерации и странах Центральной Азии // Российско-Азиатский правовой журнал. 2020. № 3. С. 31-44
17. Ларионов В.А. О перспективах и источниках финансирования развития спорта в России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 3-1 (85). С. 189
18. Филиппов С. С. Организационно-правовые особенности системы управления физической культурой и спортом // Ученые записки университета Лесгафта. 2014. №6 (112) С.201
19. Рогачев Д.И., Редькина А.И. Актуальные проблемы структуры и содержания действующего Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Право и государство: теория и практика. 2020. №7 (187). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-struktury-i-soderzhaniya-deystvuyuschego-federalnogo-zakona-o-fizicheskoy-kulture-i-sporte-v-rossiyskoy (дата обращения: 24.06.2023).
20. Официальный сайт Департамента спорта и туризма Московской области// http://www.mosspotr.gov.ru/node/12685