Фрагмент для ознакомления
2
1. ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена значением того, что управление предприятием, основанное на максимизации его стоимости (стоимости его имущества), является ключевым, поскольку изменение стоимости предприятия за период, будучи критерием эффективности хозяйственной деятельности, учитывает практически всю информацию, связанную с его функционированием. Принимая то или иное управленческое решение, руководство предприятия должно соотносить последствия его влияния на деятельность предприятия, итоговым критерием которой является ценность. Каждое управленческое решение взаимосвязано с множеством других, например, решения по финансированию взаимосвязаны с дивидендной политикой компании, решения по заемному финансированию с взаимоотношениями предприятия с поставщиками и клиентами, и т.д.
Оценка бизнеса – важный процесс на пути развития предприятия. Существуют разные цели и задачи, которые преследуются при оценке той или иной компании.
Оценка предприятия представляет собой анализ всех существующих активов предприятия и представляет их стоимость в денежном исчислении. В теоретических источниках существует несколько классификаций методов оценки предприятия, тем не менее, сам процесс оценки является относительно объективным. Это обусловлено разными причинами. Во-первых, точность проведенного анализа зависит от целей, которые преследует компания. Иными словами, результаты могут намеренно завышаться или занижаться. Во-вторых, в некоторых случаях невозможно получить исчерпывающих данных от предприятия, следовательно, получившиеся результаты могут иметь некую погрешность.
Для определения целей оценки предприятия, необходимо выделить несколько заинтересованных субъектов, в зависимости от каждой группы, цели так же буду варьироваться.
Предприятие, которое выступает как юридическое лицо:
Стратегический план развития
Размещение акций на фондовой бирже
Эффективность существующего менеджмента
Собственник:
План по развитию и распоряжению собственностью
Определение кредитоспособности предприятия
Налогообложение
Управленческий план развития предприятия
Банки:
Финансовая стабильность заемщика
Определение возможного размера кредита
Инвесторы:
Целесообразность инвестиционных вложений
Определение цены покупки компании
Государство:
Оценка для различных судебных процессов
Приватизация предприятия
Данный список можно продолжать и расширять. В него так же можно добавить фондовые биржи, страховые компании и т. д. В данной работе мы будет отталкиваться от самых основных целей.
Главное предположение, которое лежит в основе всего процесс оценки – сегодняшняя стоимость анализируемой компании будет ориентировочно равна тем доходам, которые предприятие способно принести в будущем.
Целью работы является сравнительное исследование подходов к оценке и управлению стоимостью организации и определение критериев принятия управленческих решений на основе применения концепции ценностно-ориентированного менеджмента.
Поставленная цель определила следующие основные задачи исследования:
• описать основные теоретические предпосылки ценностно-ориентированного менеджмента, привести алгоритмы расчета и декомпозиции основных драйвером стоимости компании в рамках данной концепции;
• уточнить и дополнить существующие подходы к оценке ставки дисконтирования;
• разработать предложения по применению опционного подхода в практике оценки предприятия;
• разработать механизм повышения эффективности управления стоимостью компании и определить критерии принятия менеджерами эффективных инвестиционных решений;
• определить критерии выбора между реинвестированием и изъятием денежных средств из бизнеса.
Объект исследования – стоимость Группы компаний Импульс.
Предметом исследования являются методы оценки стоимости имущества предприятия и их применение в управлении предприятием.
2. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ИССЛЕДОВАНИЯ НА ТЕМУ ОЦЕНКИ И МОДЕЛИРОВАНИЯ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И РФ
2.1. Обзор научной и учебной литературы по вопросам оценки стоимости предприятий
В современной России развитие рыночной экономики привело к возрождению и росту частных и независимых собственников предприятий и фирм, чья собственность вращается в хозяйственном обороте страны. Это приводит к росту многообразия форм собственности. Развитие рыночных отношений в стране, в свою очередь, приводит к конкуренции между собственниками. Цель дальнейшего развития бизнеса, а именно увеличение его реальной стоимости является движущей силой конкурентоспособности российских компаний. Стабильный рост стоимости бизнеса обуславливает его долгосрочное и устойчивое функционирование, что в свою очередь ведет к росту благосостояния общества и социально-экономическому развитию страны.
В процессе развития рыночных отношений в России появилась потребность в оценке стоимости бизнеса, которая, по сути, представляет собой анализ его текущей деятельности и перспектив развития. Оценка стоимости любого объекта собственности представляет собой упорядоченный, целенаправленный процесс определения в денежном выражении стоимости объекта с учетом потенциального и реального дохода, приносимого им в определенный момент времени в условиях конкретного рынка.
Впервые с проблемой оценки столкнулись в связи с проведением приватизации, которая осуществлялась в России с начала 1990-х годов после распада СССР. В работе «Оценка бизнеса. Подходы и методы» А.П. Ларченко подчеркивает, что недостаточные знания и различные подходы в части оценки в период первичного распределения собственности привели к тому, что «огромная масса государственных предприятий была переведена в частную собственность, по намерено заниженным ценам. Государство, продавая экономические объекты по минимальным ценам, потеряло право на присвоение будущих доходов от их деятельности.
Оценка стоимости бизнеса носит рыночный характер, она не просто учитывает затраты, связанные с объектом оценки, но также учитывает влияние совокупности рыночных факторов на процедуру оценки. На оценку бизнеса могут влиять факторы времени и риска, рыночная конъюнктура, экономические особенности объекта оценки, его деловая репутация, а также внутренняя и внешняя экономическая среда.
Оценка включает в себя расчет стоимости всех активов компании, а именно: финансовых вложений, материальных активов (земля, недвижимость, оборудование, готовые товары и сырье и т.п.), нематериальных активов (интеллектуальная собственность, бренд, гуд-вилл и пр.). Кроме того. оцениваются рентабельность компании, ее доходы в прошлом, настоящем и будущем, перспективы ее развития, внутриотраслевая конкуренция. Результаты такого комплексного анализа позволяют сравнить оцениваемую компанию с ее аналогами и дать объективную оценку бизнеса, как имущественного комплекса, способного приносить прибыль.
Регулирование оценочной деятельности — «система мер и процедур, направленных на повышение качества услуг оценщиков и соответствия их определенным критериям, устанавливаемым профессиональным сообществом оценщиков (саморегулирование) или государственными органами (государственное регулирование), либо совместно» [3,37].
Вопросы теории и практики оценки бизнеса получили отражение в современной экономической литературе. Первый и один из лучших в России учебник выпущен под редакцией профессоров, докторов экономических наук А.Г. Грязновой и М.А. Федотовой в 2001 году. В нем заложена база оценочной деятельности в России, сформированы теоретические, методические и практические подходы к оценке бизнеса; даны определения основных терминов, используемых в оценке, приведены основные методы, а также особенности оценки бизнеса для различных целей.
Другие учебники таких авторов как В.Е. Есипов («Оценка бизнеса»), В.А. Щербаков («Оценка стоимости предприятия (бизнеса)») представляют более конкретизированные материалы по оценке стоимости, например. оценка стоимости предприятия, где учитываются все особенности предприятия, как объекта оценки.
Из большого количества учебно-методической литературы выделяются книга А.П. Ларченко «Оценка бизнеса. Подходы и методы», где проведен обзор правовой базы оценочной деятельности в Российской Федерации и обобщены подходы и методы оценки стоимости предприятия (бизнеса), а также учебные пособия «Основы оценочной деятельности» под редакцией Косоруковой И.В., «Оценка стоимости предприятия» Роновой Г.Н., Королева П.Ю.
В качестве прикладного пособия, где показаны концепции и методики, которые использовались в мировой практике оценки стоимости бизнеса с учетом метаморфоз мировой экономики, произошедших в начале тысячелетия, известна книга Т. Коупленда «Стоимость компаний. Оценка и управление».
Вместе с тем, авторы большинства учебников по оценке бизнеса не дают обоснования видов оценки с фундаментальных политико-экономических позиций. Содержание категорий, применяемых при оценке, не раскрывается, они только служат названием экономических явлений. В описательных определениях категорий оценки, как правило, одно определяется через другое. Так, ключевая категория оценки - «рыночная стоимость» определяется как «наиболее вероятная цена»: «Оценка стоимости любого предприятия (объекта) выражает целенаправленный процесс определения в денежном выражении рыночной стоимости с учетом потенциального и реального дохода, приносимого ею в каждый момент времени. Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Оценка стоимости бизнеса необходима для многих целей, например:
для заключения сделок купли - продажи, так как рыночная стоимость, полученная по результатам оценки, учитывает не только отдельно взятые интересы продавца или покупателя, но и ситуацию на рынке;
для выработки стратегии предприятия в целях усовершенствования процесса производства и повышения эффективности управления, что должно способствовать увеличению рыночной стоимости бизнеса и снижению риска банкротства и разорения;
для принятия правильных инвестиционных решений, как для собственника бизнеса, так и для внешнего инвестора, так как оценка стоимости бизнеса позволяет определить ожидаемые доходы от бизнеса.
кроме того, оценка стоимости государственной и муниципальной собственности способствует усилению контроля со стороны государства.
Таким образом, возникновение таких процессов как приватизация, купля - продажа недвижимости, предприятий или акций акционерных обществ, банкротство или слияние компаний, развитие системы выдачи кредитов коммерческими банками под залог имущества, и многое другое формируют потребность в проведении работ по оценке стоимости бизнеса.
Все это в свою очередь привело к возрождению и дальнейшему развитию оценочной деятельности в России, результаты которой в условиях рыночной экономики приобретают все большую значимость.
2.2. Исследования на тему оценки и моделирования стоимости компании в зарубежных странах и РФ
В последнее время интерес к проблеме оценки бизнеса и управлению стоимости компании постоянно возрастает. Развитие рынка во всем его многообразии способствовало тому, что вопрос о том, сколько может стоить компания, предприятие, отдельный бизнес или его часть, перешел в сугубо практическую плоскость. Оценка бизнеса необходима не только для проведения сделок купли-продажи или расчета его залоговой стоимости, но и для определения эффективности принятия управленческих решений, основным критерием выбора которых является увеличение стоимости компании. В процессе оценки бизнеса выявляются возможные подходы к управлению предприятием, и определяется, какой из них обеспечит предприятию максимальную эффективность, а следовательно, и более высокую рыночную цену, что и выступает основной целью собственников и задачей менеджеров фирм в рыночной экономике.
Оценочная деятельность представляет собой важнейшую составляющую при создании развитой инфраструктуры. Для того чтобы понять сущность и особенности оценочной деятельности, необходимо дать более развернутое определение. Оценка стоимости бизнеса, как и любого другого объекта собственности, представляет собой целенаправленный, упорядоченный процесс исчисления величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка.
Оценочная деятельность в Российской Федерации за последние годы достигла вполне конкретных и значимых результатов. Рыночная оценка осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ «Об оценочной деятельности в РФ» от 29 июля 1998 г. №135-Ф3. Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в РФ, состоит из названного закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов РФ и ее субъектов, а также из международных договоров [18]. Российского стандарта по оценке бизнеса пока нет. Российское общество оценщиков с 1994 г. является ассоциированным членом Европейской группы ассоциаций оценщиков (ТЕОУА) и может использовать Европейские стандарты оценки для разработки собственных стандартов и общероссийских стандартов (ГОСТ-Р). На сегодняшний день российские оценщики используют:
- Госстандарт России ГОСТ-Р 51195.0.01-98 «Единая система оценки имущества. Основные положения»;
- Госстандарт России ГОСТ-Р 51195.0.02-98 «Единая система оценки имущества. Термины и определения»;
- Стандарт Российского общества оценщиков СТО РОО 20-01-96 «Общие понятия и принципы оценки»;
- СТО РОО 20-02-96 «Рыночная стоимость как база оценки»;
- Стандарт Российского общества оценщиков СТО РОО 20-03-96 «Базы оценки, отличные от рыночной стоимости».
В зависимости от цели проводимой оценки и от количества и подбора учитываемых факторов оценщик рассчитывает либо рыночную стоимость, либо вид стоимости, отличной от рыночной.
В стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности России, определены следующие виды стоимости, в том числе:
- рыночная стоимость;
- стоимость объекта оценки с ограниченным рынком;
- стоимость замещения объекта оценки;
- стоимость воспроизведения объекта оценки;
- стоимость объекта оценки при существующем использовании;
- инвестиционная стоимость;
- стоимость объекта для целей налогообложения;
- ликвидационная стоимость;
- утилизационная стоимость;
- специальная стоимость [22].
Для оценщиков важно обеспечить соблюдение лучших методов и практики оценки. Стандарты показывают минимальный уровень качества, на основании которого оценщики должны оценивать свою продукцию.
Существуют различные стандарты оценки: европейские, американские, международные. Европейские стандарты оценки не предусматривают детального рассмотрения вопросов, связанных с оценкой бизнеса. Бизнес может быть оценен в соответствии с Европейскими стандартами оценки как действующее предприятие. Стоимость действующего предприятия есть стоимость, созданная в результате его деятельности. Она является выражением стоимости устойчивого бизнеса и получается из капитализации прибылей данного предприятия, отражающих оборот и условные обязательства
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс РФ
2. Налоговый кодекс РФ.
3. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в действующей редакции).
4. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в действующей редакции).
5. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»
(в действующей редакции).
6. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в действующей редакции).
7. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в действующей редакции).
8. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» в действующей редакции).
9. Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (в действующей редакции).
10. Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (в действующей редакции).
11. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в действующей редакции).
12. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в действующей редакции).
13. Федеральный закон от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».
14. Александров И. М. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник для вузов / И. М. Александров. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2010. – 226 с.
15. Банковский менеджмент [Текст]: учебник для вузов / [И. Д. Мамонова и др.]; под ред. О. И. Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2010. – 554 с.
16. Банковское дело: розничный бизнес [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. Г. Н. Белоглазовой, Л. Л. Кроливецкой. – М.: КноРус, 2010. – 413 с.
17. Бочаров В. В. Инвестиции [Текст]: [учебник для вузов] / В. В. Бочаров. – 2-е изд. – СПб. [и др.]: Питер, 2010. – 380 с.
18. Бочаров В. В. Корпоративные финансы [Текст]: [учебное пособие] / В. В. Бочаров. – СПб.: Питер, 2013. – 271 с.
19. Бюджетирование: шаг за шагом [Текст] / Е. Ю. Добровольский [и др.]. – СПб.: Питер, 2014. – 446 с.
20. Бюджетная система России [Текст]: учебник для студентов вузов / О. И. Пилипенко [и др.]; под ред. Г. Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 703 с.
21. Годин А. М. Страхование [Текст]: учебник для вузов / А. М. Годин, С. Р. Демидов, С. В. Фрумина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2011. – 501 с.
22. Деньги, кредит, банки [Текст]: учебник для вузов / Н. В. Байдукова [и др.]; под ред. Г. Н. Белоглазовой. – М.: Высш. образование, 2015. – 620 с.
23. Деньги, кредит, банки [Текст]: экспресс-курс: учебное пособие для студентов вузов / под ред. О. И. Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Кнорус, 2014. – 319 с.
24. Деньги. Кредит. Банки [Текст]: учебник для вузов / Н. М. Зеленкова [и др.]; под ред. Е. Ф. Жукова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 783 с.
25. Едронова В. Н. Рынок ценных бумаг [Текст]: учебное пособие для вузов / В. Н. Едронова, Т. Н. Новожилова. – М.: Магистр, 2014. – 684 с.
26. Ермасов С. В. Страхование [Текст]: учебник для вузов / С. В. Ермасов, Н. Б. Ермасова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 703 с.
27. Ермасова Н. Б. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: теория и практика в России и в зарубежных странах: учебное пособие для студентов вузов / Н. Б. Ермасова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2012. – 516 с.
28. Инвестиции [Текст]: учебник для вузов / отв. ред. В. В. Ковалев, В. В. Иванов, В. А. Лялин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – 584 с.
29. Инвестиции [Текст]: учебное пособие для вузов / [А. И. Черноусенко и др.]; под ред. М. В. Чиненова. – 3-е изд., стер. – М.: КноРус, 2011. – 365 с.
30. Ионова А. Ф. Финансовый менеджмент [Текст]: учебное пособие / А. Ф. Ионова, Н. Н. Селезнева. – М.: Проспект, 2010. – 582 с.
31. Камысовская С. В. Бухгалтерский учет и аудит в коммерческом банке [Текст]: учебник для вузов / С. В. Камысовская, Т. В. Захарова, Н. Н. Попова. – М.: КноРус, 2011. – 419 с.
32. Ковалев В. В. Финансовый менеджмент [Текст]: конспект лекций с задачами и тестами: [учебное пособие для вузов] / В. В. Ковалев, Вит. В. Ковалев. – М.: Проспект, 2011. – 504 с.
33. Ковалев В. В. Финансовый менеджмент [Текст]: теория и практика / В. В. Ковалев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 1024 с.
34. Ковалев В. В. Финансы организаций (предприятий) [Текст]: учебник для вузов / В. В. Ковалев, Вит. В. Ковалев. – М.: Проспект, 2010. – 352 с.
35. Ковалева А. М. Финансы фирмы [Текст]: учебник для вузов / А. М. Ковалева, М. Г. Лапуста, Л. Г. Скамай. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 521 с.
36. Кроливецкая Л. П. Банковское дело [Текст]: кредитная деятельность коммерческих банков: учебное пособие для вузов / Л. П. Кроливецкая, Е. В. Тихомирова. – М.: КноРус, 2013. – 278 с.
37. Кузнецов Б. Т. Инвестиции [Текст]: учебное пособие для вузов / Б. Т. Кузнецов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 623 с.
38. Кузьмина М. С. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях производственной сферы [Текст]: учебное пособие для вузов / М. С. Кузьмина. – М.: КноРус, 2010. – 248 с.
39. Лихачева О. Н. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия [Текст]: учебное пособие для вузов / О. Н. Лихачева, С. А. Щуров; под ред. И. Я. Лукасевича. – 2-е изд. – М.: Вузовский учебник, 2012. – 287 с.
40. Малиновская О. В. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: учебное пособие для вузов / О. В. Малиновская, И. П. Скобелева, А. В. Бровкина. – М.: КноРус, 2010. – 428 с.
41. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: учебник для вузов / И. Н. Мысляева. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 359 с.
42. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник для вузов / [А. Я. Барабаш и др.]; под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. – 6-е изд., доп. – СПб. [и др.]: Питер, 2010. – 522 с.
43. Налоги и налогообложение [Текст]: учебное пособие для вузов / [Г. А. Волкова и др.]; под ред. Г. Б. Поляка, А. Е. Суглобова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 631 с.
44. Ольхова Р. Г. Банковское дело [Текст]: управление в современном банке: учебное пособие для вузов / Р. Г. Ольхова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2014. – 304 с.
45. Рынок ценных бумаг [Текст]: комплексный учебник / Е. Ф. Жуков [и др.]. – М.: Вузовский учебник, 2014. – 253 с.
46. Рынок ценных бумаг [Текст]: учебник для вузов / Е. Ф. Жуков [и др.]; под ред. Е. Ф. Жукова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 567 с.
47. Сребник Б. В. Рынок ценных бумаг [Текст]: учебное пособие для вузов / Б. В. Сребник. – М.: КноРус, 2010. – 288 с.
48. Страхование [Текст]: учебник для вузов / [С. Б. Богоявленский и др.]; под ред. Л. А. Орланюк-Малицкой, С. Ю. Яновой. – М.: Юрайт, 2011. – 828 с.
49. Тавасиев А. М. Банковское кредитование [Текст]: учебник для вузов / А. М. Тавасиев, Т. Ю. Мазурина, В. П. Бычков; под ред. А. М. Тавасиева. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 655 с.
50. Федоров А. В. Анализ финансовых рынков и торговля финансовыми активами [Текст]: [пособие по курсу] / А. В. Федоров. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2014. – 234 с.
51. Финансовый менеджмент [Текст]: учебник для вузов / [Е. В. Серегин и др.]; под ред. Е. И. Шохина. – 3-е изд., стер. – М.: КноРус, 2011. – 475 с.
52. Финансы [Текст]: учебник / С. А. Белозеров [и др.]; под ред. В. В. Ковалева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2014. – 636 с.
53. Финансы [Текст]: учебник для вузов / под ред. М. В. Романовского [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 462 с.
54. Финансы [Текст]: учебник для студентов вузов / В. В. Курочкин [и др.]; под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 501 с.
55. Шеремет А. Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ [Текст]: учебное пособие для вузов / А. Д. Шеремет, А. Ф. Ионова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 479 с.