Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Особенностями российского образования до недавнего времени являлось разделение обуча-ющихся на здоровых и с ограничениями здоровья и жизнедеятельности.
Дети с ОВЗ практически не имели возможности получить образование и социализироваться в обществе. Сегодня проблема инклюзивного образования занимает одно из главенствую-щих положений в тенденциях реформирования и развития современной российской образо-вательной системы. В связи с ростом инвалидности среди детского населения Российской Федерации, число обучающихся, нуждающихся в особых условиях обучения возрастает.
Таким образом, возникает необходимость внедрения и дальнейшего развития в общеобразо-вательных организациях системы доступного для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, образования, которая бы позволила пройти полноценно дотрудовой этап социализации.
Согласно данным ВОЗ, школьников с ограниченными возможностями здоровья насчитыва-ется более 13 %. Дети с ОВЗ, обучающиеся в условиях инклюзивного образования, нередко испытывают затруднения в адаптации к учебе и детскому коллективу.
Это выражается, во-первых, в том, что школьники часто акцентируют внимание на особен-ностях внешнего вида и поведения таких одноклассников, могут сторониться его или даже вступать в открытый конфликт. С другой стороны, поведенческий репертуар ребенка с ОВЗ также может быть ограничен, а социальные навыки развиты недостаточно.
Необходимым условием организации успешного образования детей с ограниченными воз-можностями здоровья в образовательных организациях является создание безбарьерной адаптивной среды, предполагающей техническое оснащение образовательной организации, дополнительную подготовку педагогов, разработку специальных программ, направленных на облегчение процесса адаптации детей с ОВЗ и, позволяющей обеспечить их полноцен-ную интеграцию в обществе, социальную адаптацию и личностную самореализацию.
Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья в образова-тельных организациях - это шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на по-лучение доступного образования. Независимо от социального положения, физических и ум-ственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ре-бенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
Инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования.
На сегодняшний день инклюзивный процесс в образовательной среде воспринимается как специально-организованный образовательный процесс, который обеспечивает включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду своих сверстников, не имеющих каких-либо ограничений. Его обучение происходит по образовательной программе с учетом его особых, индивидуальных потребностей.
Основной задачей инклюзивного образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья - это получение образовательного и социального опыта одновременно со сверст-никами.
Критерием в данном случае будет являться - успешная социализация, развитие социального опыта всех детей, включая и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально разви-вающимися сверстниками важно и ценно для всех категорий обучающихся: детям с особы-ми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми для получения качественного образования и социально-психологической адаптации в обществе; детям, не имеющим никаких ограничений в своём развитии, такое общение поможет быть толерант-ными, сформирует позитивные модели поведения с «необычными» детьми. Инклюзивное образование стремится устранить социальную изоляцию по различным признакам отдель-ных категорий граждан и предполагает удовлетворение потребностей всех детей независи-мо от их состояния здоровья или каких-либо иных отличий за счет включения их в образо-вательный процесс и жизнь образовательного учреждения.
Реализация этой идеи требует кардинальной перестройки системы образования, начиная со структуры и стратегии, содержания и заканчивая взаимодействием «педагог – обучающий-ся». Необходимо создать благоприятную среду, организовать процесс образования так, что-бы он соответствовал запросам детей всех категорий, давал положительный результат их развития и образования.
Дети всех категорий одновременно должны включаться в процесс образования и жизнь об-разовательного учреждения без ущемления прав и свобод. И решение этой колоссальной за-дачи ложится на педагога, что и привело к возникновению проблемы готовности педагога к реализации инклюзивного образования, решению которой уделяли внимание такие ученые, как С.В. Алехина [2], В.В. Хитрюк [35], Е.Л. Агафонова, С.А. Черкасова [34], С.И. Сабель-никова [28], Э.А. Гафари [6] и др.
Готовность педагога к реализации инклюзивного образования будет эффективной, если у педагога сформированы ориентация на Человека как на ценность, ценностное отношение, признание и принятие ценности другого с его особыми возможностями и потребностями. Методы исследования: анализ литературы, обобщение полученных результатов, конкрети-зация, эксперимент. Методологический подход: аксиологический.
Выводы по 1 главе.
В современном мире отмечается тенденция ухудшения детского здоровья, в том числе уве-личение количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Важно отме-тить, что дети с ОВЗ — это те дети, состояние здоровья которых затрудняет освоение основ-ных программ образования вне специальных коррекционных школ.
Дети с особенностями в развитии имеют серьезные отклонения от нормального физического и психического развития. Эти отклонения вызваны генетическими, врожденными или при-обретенными дефектами.
Согласно мнению специалистов, такие дети нуждаются в дополнительной психолого-педагогической помощи. Инклюзивное образование, в свою очередь, предполагает реализа-цию этой помощи, а также выстраивает программы образования детей с ОВЗ в системе ра-венства.
Инклюзивное образование представляет собой процесс совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограни-чений.
При инклюзивном образовании обучение детей с ОВЗ осуществляется не в специализиро-ванном, а в обычном учебном заведении. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отноше-ние ко всем людям, создаёт особые условия для ребят, имеющих особые образовательные потребности.
Сегодня в инклюзивной школе создаются необходимые организационно-педагогические условия для получения образования детей с особыми возможностями.
Многие дети с ОВЗ не способны самостоятельно адаптироваться к условиям обычной жиз-ни, что требует дополнительного внимания и соответствующих условий. А обычная образо-вательная организация в массе своей пока не может предоставить таким обучающимся тью-торов и выделить рекреационные помещения.
Как показал анализ литературы, взгляды ученых на сущность и структуру феномена «готов-ность педагога к реализации инклюзивного образования» различаются.
Построенная модель развития личностной готовности педагогов общеобразовательной шко-лы к реализации инклюзивного образования позволяет провести экспериментальную работу и проверить полученные в первой главе теоретические выводы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Об образовании в Российской Федерации: закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // СПС КонсультантПлюс. М., 2019.
2. Алехина, С. В. Инклюзивное образование: история и современность // Педагогиче-ский университет «Первое сентября». 2013. — 33 с.
3. Агафонова, Е. Л. Педагогическое обследование детей младшего школьного возраста с синдромом детского аутизма (характеристика по результатам диагностического и динамиче-ского обследования / Е.Л. Агафонова, О.О. Григорян // Коррекционная педагогика. - 2014. - №1. - С. 12-27
4. Бедердинова, М. В. Использование проектного метода «Storysack» в работе с детьми с ОВЗ, или Как потрогать сказку [Текст] / М. В. Бедердинова, Н. С. Бессонова // Дошкольная педагогика. — 2018. — №2. — С. 7-9
5. Волосовец Т. В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании / Т. В. Волосовец. — Москва: Мозаика-Синтез, 2014. — 143 с.
6. Гафари Э.А. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограничен-ными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования (на материалах Ис-ламской Республики Иран): Автореф. ...канд. пед. наук. – Душанбе, 2012. – 23 с.
7. Герасименко Ю. А. Профессионально-личностная готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования // Педагогическое образование в России. 2015. № 6. С. 145-149
8. Губанова М. И., Максимова Н. А. Профессиональная компетентность педагогических кадров для инклюзивного образования: необходимость и возможности формирования // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Подготовка кадров для ин-новационной экономики на основе широкого внедрения передовых технологий : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Кемерово, 11 апреля 2018 г.). Кемерово : ГБУ ДПО «КРИР-ПО», 2018. С. 30-33
9. Дмитриев А. А. О некоторых проблемах интегрированного обучения детей с особы-ми образовательными потребностями / А. А. Дмитриев // Дефектология. — 2014. –№ 4. — С.4–8
10. Денисова О.А., Поникарова В.Н., Леханова О.Л. Подготовка педагогических кадров к осуществлению инклюзивного образования педагогические науки. // Вестник Череповец-кого государственного университета.- 2015. - № 4 Т. 1
11. Инклюзивное образование как первый этап пути к включающему обществу / Н. Я. Семаго [и др.] // Психологическая наука и образование. — 2011. — № 1. — С. 51–58.
12. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. С. В. Алехина. — Москва: Буки Веди, 2013. — 712 с.
13. Инклюзивное образование: инновационные проекты, методика проведения, новые идеи. Сборник научно-методических материалов [Текст] / под науч. ред. А. Ю. Белогурова, О. Е. Булановой, Н. В. Поликашевой - М. : Издательство «Спутник+», 2015 – 254 с.
14. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Иннова-ционный опыт [Текст] / авт.-сост. А. А. Наумов., В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. – Волго-град : Учитель, 2012 – 147 с.
15. Иоакимиди Ю.А., Бгуашев А.Б. Педагогические условия формирования толерантно-сти у студентов педагогических вузов // Целостное развитие личности в системе образова-ния: материалы междунар. очно-заочной науч.-практ. конф. Майкоп, 2017. С. 51-55.
16. Кондратьева, С. Ю. Особый музей для «особенных» детей [Текст] / С. Ю. Кондратье-ва, С. А. Музыкина // Дошкольная педагогика. — 2018. — №1. — С. 50-55
17. Кутепова, Е. Н. Готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивной прак-тики / Е. Н. Кутепова, Ж. Н. Черенкова // Инклюзивное образование: практика, исследова-ния, методология: сборник материалов II Междунар.науч.-практ. конф. / отв. ред.: С. В. Але-хина. — Москва, 2013. — С. 588–592.
18. Лапп Е.А. Формирование кадров для коррекционно-развивающей педагогической деятельности с лицами с ограниченными возможностями здоровья в современной России // Экономика. Образование. Право. Научные исследования состояния и развития современно-го общества: Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции (Волгоград, 01-31 октября 2016 г.). Под редакцией А.А. Ващенко. Волгоград, 2016. С. 708-713
19. Лебединская К. С. Задержка психического развития / К. С. Лебединская - М.: Педаго-гика, 2015. - 280 с.
20. Лебединский В. В. Нарушение психического развития / В. В. Лебединский — М.: Педагогика, 2015. - 306 с.
21. Леонтьев Д.А., Александрова Л.А., Лебедева А.А. Развитие личности и психологиче-ская поддержка учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного профессионального образования. - М.: Смысл, 2017. - 79 с.
22. Малофеев Н. Н. Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения. Дефек-тология. 2015. — С. 71–78
23. Малярчук Н.Н., Волосникова Л.М. Готовность педагогов к работе в условиях инклю-зивного образования // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. Т. 1. № 4 (4). С. 251-267
24. Мансарлийская, Л. Ф. Модель формирования инклюзивного образовательного про-странства в детском саду [Текст] / Л. Ф. Мансарлийская // Современный детский сад. — 2018. — №1. — С. 10-12
25. Мельник, Ю. В. Инклюзивное образование в России и за рубежом: теория и практика [Текст] : монография / Ю. И. Мельник, Н. А. Одинокова, А. А. Смирнова ; Центр содействия развитию науч. исследований. - Новосибирск: ООО Агенство Принт, 2015. - 206 с.
26. Организация и содержание подготовки педагогов к деятельности в условиях инклю-зивного образования: монография / О. С. Кузьмина, Н. В. Чекалева, Т. Ю. Четверикова / под общ.ред. Н. В. Чекалевой. — Омск: Издатель-Полиграфист, 2014. - 242 с.
27. Основные показатели здоровья матери и ребенка, деятельность службы охраны дет-ства и родовспоможения в РФ. – М.: Министерства здравоохранения Российской Федера-ции, «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения РФ, 2018. – С. 170
28. Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2009 – № 1 – С. 42-54.
29. Семенова, Л. Э. Психологическое благополучие субъектов инклюзивного образова-ния [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Л. Э. Семенова. - Электрон, тек-стовые данные. - Саратов : Вузовское образование, 2019 - 84 с.
30. Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограни-ченными возможностями здоровья [Текст] : учеб. - М. : Академия, 2014 - 240 с.
31. Шаповалов А.В., Гунажоков И.К., Карягина Н.В. Здоровьесбережение в образова-тельных учреждениях как научная проблема // Наука. Образование. Молодежь: сб. ст. XIII Междунар. науч. конф. молодых ученых и аспирантов. Майкоп: Изд-во АГУ, 2016. С. 392-396.
32. Тимохина Т.В. Компетентностная готовность педагога к реализации инклюзивного образования // Инклюзивные процессы в образовательных организациях высшего и средне-го профессионального образования: опыт, проблемы и перспективы. Сборник статей Все-российской научно-практической конференции. Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2017. С. 280-286
33. Тимошенко, Т. В. Особенности эмоционально-нравственного развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Т. В. Тимошенко // Современный детский сад. — 2018. — №1. — С. 56-57
34. Ушакова Н.Н. Проект: Равные возможности – детям // https://onf.ru/project/49743/news/
35. Хитрюк В.В. Педагогическая система формирования инклюзивной готовности педа-гогов.//Вестник ПСТГУ. IV: Педагогика. Психология. – 2015. Вып. 2 (37). – С. 14–23.
36. Черкасова И.И., Яркова Т.А. Педагогика: краткий курс: Учебное пособие. – То-больск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2014. - 188 с
37. Шадрина Д.Д. Проблема формирования конфликтной компетентности педагогов // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, 19-21 ноября 2013 г., г. Ярославль / под ред. проф. Ю.П. Поваренкова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. С. 351-352
38. Яковлева И. М. Подготовка педагогов к реализации инклюзивного образования / И.М. Яковлева // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; редкол.: С.В. Алехина [и др.]. – Москва, 2011. – С. 242-243
39. Яковлева, И. М. Формирование профессиональной компетентности учителя-олигофренопедагога: монография. – М.: Издательство «Спутник+», 2009. – 220 с.
40. Яковлева, Н. Н. Инклюзивное образование: социальнопсихологический аспект / Н.Н. Яковлева // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; редкол.: С.В. Алехина [и др.]. – Москва, 2011. – С. 240-242.
41. Ярская-Смирнова, Е. Р. Инклюзивное образование детей-инвалидов / Е.Р. Ярская-Смирнова, И.И. Лошакова // Социологические исследования. – 2003. – № 5. – С. 100-106