Фрагмент для ознакомления
2
Несмотря на рост господдержки, малые формы хозяйствования не могут конкурировать с крупным бизнесом. В связи с этим решение многих проблем малых форм хозяйствования связано с кооперацией. Динамичный темп развития сельского хозяйства является положительной тенденцией для экономической системы любого государства. Особенно это важно для России, поскольку исторически она является аграрной страной.
После неэффективной политики, проведенной в 90-е годы, наблюдается прогрессивное развитие АПК. Государство начинает направлять дотации, субсидии в сельское хозяйство. Разрабатывает гранты на создание хозяйств, привлекает инвестиции. Благодаря этому предприниматели стали открывать бизнес в данной отрасли.
Развитие сельского хозяйства в России проходит при помощи специальной программы господдержки, рассчитанной на 2013-2020 гг. Целью вышеозначенной программы является достижение продовольственной независимости страны, эффективное развитие имеющихся сельскохозяйственных территорий, финансовая стойкость всех компонентов системы АПК, а также результативное использование земельных и природных ресурсов РФ для целей сельского хозяйства. В 2013-2020 гг. правительство планирует направить субсидии на развитие сельского хозяйства в размере 2126 млрд. руб. [6].
С 2018 г. по 2021 г. данная программа переводится на проектное управление, состоящая из приоритетных проектов и ведомственных программ:
- ведомственный проект «Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»;
- ведомственный проект «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе»;
- ведомственный проект «Техническая модернизация агропромышленного комплекса»;
- приоритетный проект «Экспорт продукции АПК» [3].
Новая программа господдержки нацелена на снижение ассигнований развития сельского хозяйства в РФ.
Рисунок 6 – Снижение финансирования Госпрограммы развития АПК в 2019-2021 годах
Известно, что система налогообложения оказывает огромное влияние на объем финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов. Достаточный размер денежных средств способствует модернизации отрасли и определяет уровень развития инвестиционных процессов.
Проблема налогового стимулирования сельского хозяйства интересовала многих ученых на протяжении нескольких лет. Например, таких как, В.В. Казаков, Ю.Н. Иванова, А.В. Тихонова, Н.Ф. Зарук. В своих работах особое внимание они уделяли вопросу импортозамещения, поскольку условия реализации данной стратегии прогрессировало роль налогообложения как источника стимулирования развития АПК [1, с. 149-152].
На наш взгляд, государство должно поддерживать сельскохозяйственных товаропроизводителей, создающих конкурентоспособную сельскохозяйственную продукцию.
В России в 2021г. планируется отказ от импортозамещения в пользу стимулирования экспорта и международных отношений. Данное направление позволит увеличить объем бюджетных ассигнований на 1616,2 млн. руб. [3].
Одним из показателей, дающих возможность предпринимателям осуществлять инвестиционную деятельность, является уровень налоговой нагрузки. По данным ФНС России, коэффициент налоговой нагрузки на сегодняшний день равен 4,3 % [5].
По этим цифрам можно сделать вывод, что налоговая нагрузка в сельском хозяйстве является невысокой по сравнению с другими отраслями (в строительстве – 10,2 %, деятельности гостиниц и предприятий общественного питания – 9,5 %) и дает положительную тенденцию развития отрасли.
В российском налоговом законодательстве для сельхозпроизводителей предусмотрено два режима налогообложения:
- общий режим налогообложения
- специальный налоговый режим – единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), упрощенная система налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД), патентная система налогообложения [2, с. 72-78].
Также в налоговом законодательстве РФ применяется значительное количество преимуществ для АПК. Организации, использующие общий режим налогообложения, до 1 января 2019 г. освобождались от уплаты налога на прибыль [4]. Фермеры и индивидуальные предприниматели, участвующие в программе поддержки начинающих фермеров, освобождаются от уплаты НДФЛ.
Помимо перечисленных налоговых льгот, предприятия АПК РФ вправе применять налоговые скидки, связанные с расходами, уменьшающими их налоговую базу, а также с вычетами из налоговой базы определенных доходов и имущества. Формируя амортизационную налоговую политику, агропредприятия могут использовать "амортизационную премию", включая в состав расходов отчетного или налогового периода произведенные затраты на капитальные вложения (не более 30 % первоначальной стоимости основных средств или расходов).
За рубежом с налоговыми привилегиями все иначе. Например, в Германии НДС относится к косвенному налогу и оплачивается по льготной ставке 7 %. Индивидуальные предприниматели в отрасли сельского хозяйства названной страны объединены в группы в зависимости от размера получаемого дохода. Соответственно, группа с минимальным доходом платят самый наименьший совокупный налог и имеют дополнительные льготы при расчете коллективного налога.
В фермерских кооперативах Германия не включает в налогооблагаемую базу финансовые операции участников кооператива с самими кооперативами.
Таким образом, налоговое стимулирование сельского хозяйства в России является развивающейся отраслью, поддерживающейся государством. По моему мнению, для оптимального развития АПК на данный момент, политика государства должна разрабатывать меры стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности через систему налоговых привилегий, повышать конкурентоспособность отечественной продукции.
1.1. Особенности товарного кредитования как элемент системы государственной поддержки
Сельское хозяйство выполняет важнейшую социальную функцию государства – обеспечивает продуктами питания население. Помимо этого, признана стратегическая значимость данного сектора. Аграрный сектор формирует особый жизненный уклад, отличный от городского, и в сельскохозяйственном производстве традиционно было занято большое количество российских граждан.
Сельскохозяйственное производство относится к отраслям материального производства с длительным сроком производственного цикла. В зависимости от отраслевой принадлежности (растениеводство, животноводство) предприятие вынужденно в течение длительного времени связывать свои материально-технические ресурсы в виде незавершенного производства, снижая свою ликвидность, ухудшая показатели производственно-финансовой деятельности. При этом относительно низкая доходность (по отношению к другим отраслям – промышленность, торговля, услуги) не всегда позволяет возместить понесенные потери, компенсировать ущерб, понесенный из-за появления длительного временного лага. Поэтому возникает потребность в использовании инструментов, позволяющих хотя бы частично компенсировать данный эффект. Одним из таких механизмов может выступать товарное кредитование сельхозтоваропроизводителей.
В общем виде товарный кредит – «это вид заемного обязательства, возникающий при предоставлении кредитором заемщику вещей, определенных родовыми признаками, в определенном наименовании, количестве и ассортименте на началах платности, возвратности, срочности, обеспеченности» [5, с.126]. В этой форме он представляет собой форму коммерческого кредита с отдельными особенностями (форма предоставления ресурсов).
В современных условиях виды и типы товарного кредитования носят разнообразный характер, что представлено на рис. 4. Благодаря этому разнообразию, товарное кредитование в настоящее время может быть использовано как активный элемент системы государственной поддержки АПК. Еще в 1974 г. М.И. Козырь и С.М. Лурье считали, что целью «… товарного кредита является не обмен товарами, а создание полезного эффекта.» [17, с.55]
Рисунок 7 – Классификация видов товарного кредитования в сельском хозяйстве
Товарная форма кредита в сельскохозяйственном производстве призвана оказать стимулирующее воздействие на весь процесс воспроизводства в АПК, поскольку ему присущи все функции, что и общепринятым формам кредита.
Так, в условиях рыночной экономики товарный кредит обеспечивает следующие цели (рис.8).
Рисунок 8 – Цели товарного кредитования в АПК
Наиболее полно и разнообразно возможности товарного кредитования используются в системе государственного регулирования АПК США [30, с.205]. Там в 1948 г. была создана Товарно-кредитная корпорация (ТКК), одной из функций которой являлось товарное кредитование сельхозтоваропроизводителей. Кроме традиционных товарных кредитов, ТКК выдают краткосрочные кредиты (на финансирование оборотных средств) под залог будущего урожая. При погашении подобного кредита фермер имеет две возможности:
1) погасить кредит с набежавшими процентами денежными средствами и самостоятельно распоряжаться выращенной продукцией;
2) не оплачивать кредит и оставить свой урожай в собственности ТКК.
С точки зрения государственной поддержки необходимо выделить два момента:
1) ставка по кредиту меньше, чем ставка по краткосрочным кредитам в коммерческих банках;
2) цена по которой право собственности переходит ТКК (залоговая цена) определяется заранее (Федеральным Законом) и ежегодно индексируется.
Таким образом, она является нижним уровнем внутренней рыночной цены в США и обеспечивает стабильность цен на основные группы сельскохозяйственной продукции (зерно, мясо, молочная продукция) внутри страны.
В общем, товарное кредитование в США выполняет следующие функции:
- обеспечение оборотными средствами производственного процесса;
- формирование государственных интервенционных фондов;
- стабилизацию сезонного спроса-предложения на сельскохозяйственную продукцию;
- стимулирование приоритетных направлений развития АПК;
- стимулирование внешнеэкономической деятельности для сельскохозяйственных, машиностроительных и других предприятий;
- таргетирование инфляции (через залоговые цены на сельскохозяйственную продукцию) и др.
В России использование товарного кредитования в сельском хозяйстве пока ограничивается двумя основными направлениями.
Первое - коммерческий кредит на уровне хозяйствующих субъектов (предоставление в начале сезона семян, ХСЗР, удобрений и др. и расчет в конце – деньгами или готовой продукцией).
Второе – товарное кредитование с государственной поддержкой через предприятия АПК. В рамках этого направления, государство предоставляет племенной или товарный скот сельскохозяйственным предприятиям региона. По завершению срока кредитования организация должна вернуть одну голову скота. При этом ежегодный платеж составляет 5% от балансовой стоимости исходной головы. При этом достигается одна из стратегических целей – сохранение и увеличение численности поголовья в регионе. Подобный вид товарного кредитования используется и во многих регионах [31, с.88].
В условиях инфляции банковские кредиты, как правило, предоставляются на условиях ежеквартальной, ежемесячной или ежедневной уплаты процентов. При натуральном кредитовании стоимость товаров оценивается в рублях или привязывается к курсу доллара, чтобы при возврате кредита заемщиком в рублях не потерять на курсовой разнице.
При кредите натурой погашение его может проходить как в натуральной, так и в денежной форме. Процент за пользование заемными средствами при погашении натурой выступает также в натуральной форме в виде части прироста натурального продукта. Этот кредит также погашается в конце срока кредитования. Если погашение кредита планируется производить в натуральной форме, то здесь следует учитывать фактор изменения цен. В сельскохозяйственном производстве в силу неэластичности спроса на продукты питания в случае высокого урожая, цена на данную продукцию значительно понижается. Для того, чтобы кредитор не оказался в проигрыше, стоимость объема возвращаемой заемщиком продукции должна быть эквивалентна сумме займа и процентов. Гарантией соблюдения интересов участников такой кредитной сделки является рыночная стоимость произведенного натурального продукта, складывающаяся на момент реализации. А так как рыночная цена учитывает не только затраты на производство и реализацию продукции, но и имеет инфляционную составляющую, то потери от инфляции субъектам кредитных отношений не грозят, или они окажутся незначительными.
Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что уже в настоящее время на этапе своего развития сельхозпроизводители могут успешно проводить операции товарного кредитования, что особенно актуально в условиях импортозамещения, планируется расширять сферу деятельности предприятий АПК, охватывая все новые инфраструктурные направления (племенная работа, карантинирование и др.).
В среднесрочной перспективе предполагается расширение функций товарного кредитования за счет специализированного оборудования для животноводческих предприятий. В рамках этого направления предполагается тесное сотрудничество с аграрными университетами и другими вузами с целью разработки современных технологий, оборудования, IT-приложений для создания животноводческих производств полного цикла. Полученные наработки предполагается предоставлять сельхозтоваропроизводителям либо на условиях товарного кредита, либо в лизинг.
Следовательно, товарное кредитование получило широкое распространение, благодаря разнообразию форм и условий. Наряду с традиционным подходом – предоставление товаров на условиях платности, возвратности, срочности, широко используется вид товарного кредитования как форма государственной поддержки, в том числе и в условиях сельскохозяйственного производства. Наиболее широкое распространение такой подход получил в США, в рамках созданной Товарно-кредитной корпорации. Она выполняет самые разнообразные функции в рамках системы государственного регулирования.
В Российской Федерации практика товарного кредитования ограничена территориально (Тамбовская, Самарская области и ряд других регионов) и функционально (поддержка приобретения товарных и племенных животных для комплектования стада).
2.Анализ состояния сельскохозяйственного производства Самарской области
2.1. Тенденции производства сельскохозяйственной продукции в регионе
Несмотря на высокую урбанизированность Самарской области, доля продукции сельского хозяйства региона в общероссийском производстве составляет 2%, по Приволжскому федеральному округу (ПФО) — 8,5%. По объему валовой продукции сельского хозяйства Самарская область входит в первую двадцатку субъектов РФ.
АПК Самарской области — многоотраслевая производственно-экономическая система, в которой функционируют 559 сельскохозяйственных организаций, 1900 крестьянских (фермерских) хозяйств, свыше 365,3 тыс. личных подсобных хозяйств и около 1000 пищевых, перерабатывающих организаций и предприятий, оказывающих услуги по поставке и сервисному обслуживанию сельскохозяйственной техники.
Общая численность занятых в сельском хозяйстве ‒ 95,6 тысяч человек (5,6% от общей численности занятых в Самарской области).
В Самарской области более 4 млн. га земель сельскохозяйственного назначения. Площадь сельхозугодий в составе земель сельскохозяйственного назначения ‒ 3,8 млн. га (более 7% сельскохозяйственных угодий по Приволжскому федеральному округу), в том числе пашни ‒ 2,9 млн.га. Естественные кормовые угодья (сенокосы и пастбища) составляют около 800 тыс.га.
Объём валовой продукции сельского хозяйства в 2018 году составил 89 млрд. рублей. Доля продукции сельского хозяйства Самарской области в общероссийском производстве составляет 1,7%, по Приволжскому федеральному округу – 7,5%.
В структуре валовой продукции сельского хозяйства в 2018 году продукция растениеводства составила 63%, продукция животноводства – 37%.
Отрасль растениеводства специализируется на выращивании зерновых,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004г. №327 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору"
2. Постановление Правительства РФ от 08.04.2004г №201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору"
3. Положение об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл, утверждено Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 15 апреля 2013 года № 176
4. Авдийский Владимир Иванович . Национальная и региональная экономическая безопасность России: учеб. пособие / В.И. Авдийский, В.А. Дадалко, Н.Г. Синявский. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 363 с.
5. Агафонов, И.С. Обязательство товарного кредита // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2017. – №2. – С. 126-130.
6. Барышников Николай Георгиевич. Диагностика развития сельского хозяйства региона: состояние, тенденции, прогноз: монография / Д.Ю. Самыгин, Н.Г. Барышников. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 140 с.
7. Белокрылова Ольга Спиридоновна . Региональная экономика и управление: Учебное пособие / Белокрылова О. С., Киселева Н. Н., Хабалова В. В. - М.: Альфа М, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 240 с.
8. Борзов С. М. Семикина Г. Ю. Поляк Г. Б. Морозова Татьяна Глебовна Шубцова Людмила Владимировна Барменкова Н. А. Победина М. П. Шишов С. С. Региональная экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Г.Г. Морозова [и др.] ; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. — 4-е изд., перераб, и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 527 с.
9. Бурмистрова, А.А. Государственная поддержка сельского хозяйства – важнейший фактор развития АПК России / А.А. Бурмистрова, Н.К. Родионова, И.С. Кондрашова // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. - №3 (061). – С. 14-16.
10. Буздалина Ольга Борисовна. Развитие государственной финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в условиях экономической неопределенности / Буздалина О.Б. - М.: Дашков и К, 2015. - 86 с.
11. Буров Михаил Петрович. Региональная экономика и управление территориальным развитием: Учебник для магистров / Буров М.П. - М.: Дашков и К, 2017. - 446 с.
12. Защитина Елена Константиновна . Инструментарий поддержки экономико-управленческих и инвестиционных решений в высокотехнологичном производстве с учетом концепции импортозамещения: монография / А. Ю. Павлов, Е. А. Кобец, Е. К. Защитина, Е. С. Огурцов, К. В. Самонова; Южный федеральный университет. – Ростов -на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. - 115 с.
13. Зандер Евгения Викторовна . Региональное управление и территориальное планирование/Зандер Е.В., Лобкова Е.В., Смирнова Т.А. - Краснояр.: СФУ, 2015. - 282 с.
14. Зиновьева Ирина Станиславовна . Региональные аспекты развития малого предпринимательства в секторах экономики: Монография / Морковина С.С., Бугаков В.М., Зиновьева И.С. - Воронеж: ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова, 2018. - 276 с.
15. Иванова Юлия Николаевна. Региональные стратегии российских корпораций / Иванова Ю.Н. [Znanium.com, 2017, выпуск №3, стр. 5-8].
16. Каменских Надежда Алексеевна. Региональное управление и территориальное планирование: стратегическое партнерство в системе регионального развития: учеб. пособие / Н.А. Каменских. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 127 с.
17. Козырь, М.И. Договорные отношения сельскохозяйственных предприятий в СССР. Теория и практика. / М.И. Козырь, С.М. Лурье. – М.: Наука , 1974. – 312 с.
18. Кундиус, В. А.. Экономика агропромышленного комплекса: учебное пособие для системы доп. проф. образования; доп. МСХ РФ [Текс] / В. А. Кундиус. - М.: Кнорус, 2013. - 540 с. - (Бакалавриат). - ISBN 978-5-406-00192-9 УДК 333С 51
19. Литвиненко Инна Леонтьевна . Региональная система в условиях инновационного сценария развития: управленческий аспект: монография / Л.Д. Киянова, И.Л. Литвиненко. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — 179 с.
20. Лубский Анатолий Владимирович. Методология региональных исследований: учеб. пособие / А.В. Лубский. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 223 с.
21. Никифорова Вера Дмитриевна . Региональная экономика: Учебное пособие / Никифорова В.Д., Путихин Ю.Е., Никифоров А.А. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 304 с.
22. Наумчик Сергей Олегович . Финансовый механизм государственной поддержки АПК в России и Беларуси: монография / М.Р. Пинская, Е.Ф. Киреева, Т.В. Сорокина; под ред. д-ра экон. наук М.Р. Пинской, д-ра экон. наук Е.Ф. Киреевой. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 258 с.
23. Орешин Валерий Петрович. Региональная экономика и управление: Учебное пособие / Орешин В.П., - 2-е изд. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 200 с.
24. Попов Ринат Александрович. Региональное управление и территориальное планирование: Учебник / Р.А. Попов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 288 с.
25. Полтарыхин Андрей Леонидович. Региональная экономика: Учебное пособие / А.Л. Полтарыхин, И.Н. Сычева. - М.: Альфа М: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 400 с.
26. Поздняков Владимир Яковлевич. Региональная экономика: Учебное пособие / Г.П. Ермошина, В.Я. Поздняков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 576 с.
27. Пшихачев, С.М. Управление рисками и контрактное сельское хозяйство: теория и практика: монография / С.М. Пшихачев, В.А. Балашенко, [и др.]. – М.: ООО «НИПКЦ Восход–А», 2016. – 208 с.
28. Ручкина Гульнара Флюровна. Правовое регулирование финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: монография / Г.Ф. Ручкина, М.В. Демченко, Я.А. Ключникова, С.В. Фрумина, Е.Л. Венгеровский. — М.: ИНФРА М, 2019. — 154 с.
29. Сладкова Татьяна Валерьевна . Государственная поддержка сельского хозяйства как фактор повышения конкурентоспособности АПК в условиях ВТО: Монография / Сладкова Т.В., Пыжикова Н.И. - Краснояр.: СФУ, 2016. - 124 с.
30. Селищева Тамара Алексеевна. Региональная экономика: Учебник/Селищева Т.А. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 470 с.
31. Сейдл, Э.Ф. Аграрный закон США: предпосылки роста агробизнеса для России / Э.Ф. Сейдл, С.М. Пшихачев, В.В. Носов, В.А. Балашенко В.А., И.Н. Сотникова, Е.А. Калиниченко // Проблемы развития АПК региона. – 2016. – № 1 (25). – С. 205–209.
32. Тихонова Анна Витальевна. Государственная финансовая поддержка АПК: налоговые и бюджетные инструменты: Монография/Пинская М.Р., Тихонова А.В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 178 с.
33. Тихонова Анна Витальевна. Государственная финансовая поддержка сельскохозяйственной кооперации: куда смотреть - на Запад или "под ноги"? / Тихонова А.В. [Znanium.com, 2016, вып. №9, стр. 10-16]
34. Тихонова Анна Витальевна. Косвенная финансовая поддержка молодежного предпринимательства в системе налогообложения: зарубежный опыт / Тихонова А.В. [Znanium.com, 2017, вып. №12, стр. 11-16]
35. Толстой Дмитрий Анатольевич . Региональные технологические платформы – как инструмент инновационного развития территории: Монография / Куимов В.В., Суслова Ю.Ю., Щербенко Е.В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 343 с.
36. Третьяк, Л.А., Белкина, Н.С., Лиховцева, Е.А. Экономика сельскохозяйственной организации: Учебное пособие, 2-е изд. [Текс] / Л.А. Третьяк. – М.: ИТК Дашков и К, 2015. – 396 с.
37. Фетисов Глеб Геннадьевич . Региональная экономика и управление: Учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 416 с.
38. Хасаншин Ильдар Анварович. Системы поддержки принятия решений в управлении региональным электронным правительством / И.А. Хасаншин. - М.: Гор. линия-Телеком, 2013. - 104 с.
39. Хмелева Галина Анатольевна Региональное управление и территориальное планирование: учеб. пособие / Г.А. Хмелева, В.К. Семёнычев. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 224 с.
40. Официальный сайт Россельхознадзора РФ (федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору) http://www.fsvps.ru/
41. Официальный сайт Россельхознадзора РФ по Самарской области (Управление Россельхознадзора) http://www.ursn.ru/
42. Отчет о деятельности Управления Россельхознадзора по Самарской области за 2018 год http://www.ursn.ru/ru/about/746/
43. Публичная декларация целей и задач Управления на 2017-2018 годы
44. План Управления Россельхознадзора по Самарской области по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2017-2018 годы
45. План Управления Россельхознадзора по Самарской области по реализации мероприятий в области открытых данных на 2017-2019гг.
46. План-график размещения в сети "Интренет" наборов открытых данных Управления Россельхознадзора по Самарской области на 2017-2019гг.
47. Презентация Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области «Эффективность государственной поддержки агропромышленного комплекса Самарской области в 2019 году»
48. Презентация Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области «Эффективность государственной поддержки агропромышленного комплекса Самарской области в 2018 году»
49. Презентация Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области «Эффективность государственной поддержки агропромышленного комплекса Самарской области в 2017 году»
50. Официальный сайт Презентация Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области http://mcx.samregion.ru/