Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. «Эффект Даннинга-Крюгера»: описание, сущность. 4
1.1.Основная идея 4
1.2.Видимое знание, как сущность эффекта Даннинга-Крюгера 5
Глава 2. Итоги «Эффекта Даннинга-Крюгера» 7
2.1. Культурные различия 7
2.2.Значение «Эффекта Даннинга-Крюгера» для гендера и науки 7
Заключение 9
Литература 10
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В конце XX века профессор Мичиганского университета Д. Даннинг, опираясь на многочисленные пословицы и поговорки, а также на высказывания знаменитых мудрецов и философов, обратил внимание на одну закономерность: люди с низким уровнем компетенции склонны преувеличивать свои знания и умения, в то время как люди с высокими способностями, наоборот, чаще всего не рассматривают свои знания как нечто выдающееся. Данный феномен получил в дальнейшем название «Эффект Даннинга - Крюгера».
Эффект рассматривается в плоскости метакогнитивного искажения, которое возникает из-за систематического отклонения от рационального поведения. Это означает, что когнитивные искажения - это ошибки в мышлении, влияющие на принимаемые индивидом решения. Следовательно, необходимо заранее выявить риск появления таких искажений, чтобы в дальнейшем избежать последствий.
Объектом исследования выступает феномен «Эффект Даннинга - Крюгера».
Предметом исследования является сущность «Эффект Даннинга - Крюгера».
Целью исследования выступает анализ «Эффект Даннинга - Крюгера».и рассмотрение его основных черт.
Задачи исследвоания:
• Необходимость замещения отсутствующего сотрудника;
• Стимулирование работников для повышения квалификации;
• Точная оценка навыков сотрудников.
Структура работы. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав состоящих из четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. «Эффект Даннинга-Крюгера»: описание, сущность.
1.1.Основная идея
Эффект Даннинга-Крюгера описывает когнитивное искажение самооценки некомпетентных людей, которые переоценивают свои собственные знания и способности. Эта тенденция основана на неспособности объективно оценить себя с помощью метапознания. Этот термин восходит к публикации Дэвида Даннинга и Джастина Крюгера в 1999 году.
Два социальных психолога заметили в предыдущих исследованиях, что, например, при записи текстов, игре в шахматы или вождении автомобиля незнание часто приводит к большей уверенности в себе, чем знание.
В Корнельском университете она изучала этот эффект в других экспериментах и в 1999 году пришла к выводу, что менее компетентные люди склонны переоценивать собственные возможности, не замечают превосходных способностей в других, неправильно оценивают степень своей некомпетентности, через образование или практику, чтобы не только повысить свою компетентность, но и научиться лучше оценивать себя и других1.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Джастин Крюгер, Дэвид Даннинг: неквалифицированный и неосведомленный об этом. Как трудности с осознанием собственной некомпетентности приводят к завышенным самооценкам // Журнал личности и социальной психологии. № 6. с. 1121–1134
2. Марк Бенеке : Смеющаяся наука. Из секретных архивов Нобелевской премии в области развлечений. Bastei Lübbe, Bergisch Gladbach 2005, ISBN 3-404 60556-X , стр. 185–190.
3. Филипп Херманнс: «Организационное высокомерие» - взлеты и падения известной фирмы на примере CargoLifter AG . Kölner Wissenschaftsverlag, Кельн 2012.
4. Д. Даннинг, К. Хит, Дж. М. Сулс: Ошибочная самооценка: последствия для здоровья, образования и рабочего места. В кн . : Психологическая наука в интересах общества. Том 5, № 3, декабрь 2004 г., стр. 69-106.
5. Д. Даннинг, К. Джонсон, Дж. Эрлингер, Дж. Крюгер: Почему люди не осознают свою некомпетентность. В кн . : Современные направления психологической науки. Том 12, № 3, июнь 2003 г., стр. 83-87.
6. Дж. Эрлингер, К. Джонсон, М. Баннер, Д. Даннинг, Дж. Крюгер: Почему неквалифицированные не знают: Дальнейшие исследования (отсутствующего) самооценки среди некомпетентных. В: Организационное поведение и процессы принятия решений людьми. Том 105, № 1, январь 2008 г., стр. 98-121.
7. Дж. Эрлингер, Д. Даннинг: Как хроническая самооценка влияет (и может вводить в заблуждение) на оценки эффективности. В: Журнал личности и социальной психологии. Том 84, № 1, январь 2003 г., стр. 5-17.