Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. За последние несколько десятилетий изучение феномена профессионального выгорания стало важной темой в психологии. Возрастающая интенсивность современной жизни проявляет-ся в увеличении частоты негативных эмоций и стрессов, что приводит к ухудшению профессиональной деятельности и эмоциональному истоще-нию, что является одним из симптомов выгорания. Эта тема требует осо-бого внимания, поскольку негативные последствия психического выгора-ния, проанализированные в исследованиях, отражаются не только на ра-боте отдельного сотрудника, но и на всей организации.
Этот синдром предполагает реакцию на постоянный стресс в меж-личностном общении, поэтому он обычно характерен для специалистов коммуникативных профессий, которые предъявляют высокие требования к психологической устойчивости сотрудника в среде общения.
Изучение содержания, структуры и методов диагностики синдрома эмоционального выгорания проводилось в работах зарубежных и отече-ственных ученых (Г. Фрейденбергер, Дж. Гринберг, М. Буриш, К. Маслах, С. Джексон, Б. Перлман, Э. А. Хартман и др.). Такие ученые, как В.В. Бойко, М.В. Борисова, Н.Е. Водопьянова, А.В. Емельяненкова, Н.Н. Сафукова, Е.С. Старченкова, В. Е. Орел и другие, занимались вопросами, связанными с возникновением сопутствующих психологических процессов и профилактикой синдрома эмоционального выгорания.
Среди внешних факторов, способствующих возникновению профес-сионального выгорания, выделяют: организационный фактор (нечеткая организация и планирование работы, рабочая перегрузка, ролевой кон-фликт), психоэмоциональный стресс (эмоциональные и нервные перегруз-ки, интенсивное общение, условные трудности); неблагоприятная психоло-гическая атмосфера (недостаточная социальная поддержка, конфликты). Что касается стажа работы, то большинство исследований не обнаружива-ют его влияния на симптомы выгорания, однако многое зависит от профес-сии. Профессия медицинского работника – одна из таких профессий, где на профессионале лежит огромный груз ответственности по установлению доверительных отношений и умению управлять эмоциональной напряжен-ностью общения. поэтому длительность работы на одной должности может сказываться на психическом состоянии.
Цель практики – закрепление знаний и умений, необходимых для проведения психологического исследования.
Место прохождения практики: хирургическое отделение БСМП №6.
Сроки прохождения практики: 4 недели, с 04 апреля по 30 апреля 2022 года.
Руководитель практики от профильной организации:
Тема научно-исследовательской работы: Профессиональное выго-рание у сотрудников, работающих на одной должности более 3 лет.
Цель исследования – выявить особенности профессионального вы-горания у сотрудников, работающих на одной должности более 3 лет.
Задачи исследования:
1. Организовать эмпирическое исследование особенностей професси-онального выгорания у сотрудников.
2. Изучить показатели профессионального выгорания у сотрудников, работающих на одной должности до 3-х лет и более 3-х лет.
3. Провести сравнительный анализ показателей профессионального выгорания у сотрудников, работающих на одной должности до 3-х лет и более 3-х лет.
4. Выявить взаимосвязь показателей профессионального выгорания с поведением и переживаниями, связанными с работой и с психическим бла-гополучием сотрудников.
Объект исследования: профессиональное выгорание.
Предмет исследования: профессиональное выгорание у сотрудни-ков с разным стажем работы в одной должности.
Гипотеза исследования:
1. Показатели профессионального выгорания у сотрудников, рабо-тающих на одной должности более 3-х лет выше, чем у работников со ста-жем до 3-х лет.
2. Показатели профессионального выгорания у сотрудников связаны с поведением и переживаниями, связанными с работой и с психическим благополучием.
Перечень работ, выполненных в процессе практики:
1. Подготовка к проведению психологического обследования: озна-комление с организацией, установление контакта с испытуемыми, подго-товка стимульного материала и протоколов.
2. Проведение обследования с помощью методик: методика диагно-стики эмоционального выгорания личности (В. В. Бойко), опросник пове-дения и переживания, связанного с работой (AVEM) У. Шаршмидт и А. Фишер (в адаптации Т. Ронгинской), методика «Шкала субъективного не-благополучия» А. Перуэ-Баду (в адаптации М.В. Соколовой).
3. Обработка результатов психодиагностики.
4. Заполнение сводной таблицы исходных данных.
5. Математико-статистическая обработка данных:
5.1.Анализ распределения значений показателей эмоционального выгорания личности, поведения и переживаний, связанных с работой, субъективного неблагополучия.
5.2. Сравнительный анализ значений показателей эмоционального выгорания личности, поведения и переживаний, связанных с работой, субъективного неблагополучия у испытуемых с разным стажем работы.
5.3. Корреляционный анализ значений показателей эмоционального выгорания личности с показателями поведения и переживаний, связанных с работой и субъективного неблагополучия.
6. Оформление отчета о практике.