Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Всем известно, что человек – существо социальное и, придя в этот мир, постоянно стремиться взаимодействовать с окружающими его людьми. Взаимодействовать посредством привлечения к себе внимания, совершения активных действий и, прежде всего, передаче и обмене информации, т.е. через общение. Сегодня, когда современное общество развивается быстро и стремительно, выдвигая все новые и новые требования к личности, трудно представить себе человека, который бы умышленно отказался от общения с другими людьми. Поэтому овладение навыками конструктивного общения и взаимодействия становится одной из главных компетентностей человека.
Коммуникативная компетентность играет важную роль в профессиональной деятельности многих людей, но особенно важна для специалистов помогающих профессий, к которым относятся и медицинские работники. Успешное «лечение тела» невозможно без «лечения души». Умение общаться с больными – это искусство, овладение которым требует не только длительной профессиональной подготовки, но и понимания важности самого процесса коммуникации как для больного, так и для того, кто имеет дело не только с телом человека, но взаимодействует и с его душой. Профессиональное общение медицинского работника, как важнейшая составляющая его профессиональной деятельности, имеет свою специфику. Прежде всего оно ориентировано на пациента. В отличие от здорового человека личность больного изменяется и дополняется теми особенностями, которые вносит в нее болезнь. Поэтому очень трудно определить особенности функционирования не только его физиологических систем в период заболевания, но и нарушение различных социальных связей. На состояние больного, на течение его болезни может оказывать влияние и характер поведения медработника. Следовательно, медработник должен быть компетентен не только в выполнении своих профессиональных задач, но и в профессиональном общении. Исключительно профессиональным общением обеспечиваются и мероприятия по профилактике заболеваний, по укреплению и поддержанию здоровья, обучению пациентов различным умениям и навыкам, которые будут сохранять здоровье. Таким образом мы видим, что отсутствие у медработников знаний, умений и навыков профессионального общения делает их работу профессионально некомпетентной [4].
Анализ психологической литературы по данной теме говорит о постоянном интересе ученных к вопросам общения и профессиональной подготовки будущих медиков (Ш.М.-Х. Арсалиев, С.Я. Батышев, М.М. Бахтин, М.В. Буланова-Топоркова, П.Я. Гальперин, Н.И. Гез, Б.С. Гершунский, А.В. Глузман,Е.В. Говердовская, Н.В. Горбунова, Дж. Грин, В.В. Давыдов, Т.М. Дридзе, Ю.И. Емельянов, В.И. Загвязинский, А.В. Захарова, Э.Ф. Зеер, В. А. Сластенин), педагогических условиях формирования коммуникативной компетентности медработников задолго до того, как они приступят к выполнению своих профессиональных обязанностей (А.А. Бодалев, Н.Л. Гончарова, С.И. Куликов, М.А. Фабулова, И.А. Яковлева), о психологических аспектах коммуникативной деятельности (Б.Г.Ананьев) [16].
Исходя из актуальности данной проблемы мы сформулировали тему нашей работы «Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности медицинского работника».
Цель работы: проанализировать научно-теоретическую базу по теме «Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности медицинского работника».
Объект исследования: коммуникативная компетентность.
Предмет исследования: коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности медицинского работника.
В ходе работы нами были поставлены и решены следующие задачи:
познакомиться с теоретическими подходами к проблеме исследования;
познакомиться с ключевыми понятиями темы исследования;
рассмотреть психологические характеристики коммуникативной компетентности медицинского работника;
В работе нами были использованы следующие методы исследования:
анализ публикаций по теме исследования;
обобщение и систематизация информации.
Работа носит теоретический характер, состоит из одного раздела, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
1.1 Общее понятие коммуникативной компетенции
Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Термин «коммуникация» появился в научной литературе не так давно, в начале ХХ века. Имеет латинское происхождение (communication – сообщение). В толковом словаре Ожегова «коммуникация» определяется как сообщение, общение [14], т.е. эти два понятия отождествляются. Г.А.Андреева, А.В.Барташева, Я.Л.Коломинский дают более узкое трактование этому понятию: «коммуникации» – это только процесс передачи информации [16].
Компетентность – это качество человека, завершившего образование определённой ступени, выражающиеся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны [7, 10].
Компетентность в широком смысле можно рассматривать как основу деятельности специалиста, которая имеет следующие этапы:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2006. 384 с.
2. Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: Издательский центр «Владос», 2001. 176 с.
3. Вишнякова А.И. понятие коммуникативных умений и принципы их измерения https://www.pedgorizont.ru/publications?id=40514
4. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов. Под ред. А.П. Садохина. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 352 с.
5. Горянина В.А. Психология общения: Учебное пособие для студ. высш. Учебных заведений.
− М.: Издательский центр «Академия», 2002. − 416 с.
6. Дарманян, А. С. Понятие коммуникативных способностей в психологии / А. С. Дарманян. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 33 (271). — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/archive/271/62013/
7. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004; 42 с.
8. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. СПб.: Питер, 2002; 960 с
9. 4.Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. / Я.Л.Коломинский. Москва: АСТ, 2010. 448 с.
10. Ледванова Т.Ю., Коломейчук А.В. Формирование коммуникативной компетентности врача/ ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И.Разумовского Минздрава России// Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2015. Том 5. № 2
11. Молотов-Лучанский В.Б., Мациевская Л.Л., Цаюкова Н.А. Коммуникативные навыки. Учебное пособие.- Караганда, 2012. -112 с.
12. Муравьева О.И.Коммуникативная компетенция как проблема общей психологии// Сибирский психологический журнал. Томск, 2001 – Выпуск 14-15 .-с 26-41
13. Нестерова, Н. Л. Психологическое сопровождение процесса формирования контекста профессионально-личностного становления / Ю. В. Михайлюк, В. А. Манулик // Медицинский журнал. – №1. – 2014. – С. 153–158. 436
14. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н.
15. Панфилова А.П. Теория и практика общения: учеб,пособие для студ,сред,учеб,заведений/ А.П.Панфилова. – М.: Издательский центр « Академия», 2007.-288с.
16. Петровская Л.А. Компетентность в общении 1989, -216с
17. Сивцева А.С. Формирование иноязычной коммуникативной компетентности будущих врачей в образовательном процессе вуза: дис. канд. педагог. наук. – Ялта, 2020. – 251 с.
18. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодей¬ствии. — СПб. Речь, 2008. — 208 с, ил.
19. Творогова Н.Д. Коммуникативная составляющая профессиональной деятельности медицинского работника. Часть 1 // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2020. – T. 12, № 6(65) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 21.04.2022).
20. Турчина Ж.Е., Турчина Т.К., Нор О.В., Шарова О.Я. Формирование коммуникативной компетентности будущих врачей и обучающихся института последипломного образованя медицинского университета // Современные проблемы науки и образования.– 2016.–№5.;URL:https://science-education.ru/ru/article/view?id=25449 Шведова Ю. 4-е изд., доп. Москва: Азбуковник, 2000. 940 с.