Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В современных условиях развития общества существует необходимость подготовки высокообразованного квалифицированного специалиста в области медицины, который должен быть способен к эффективному взаимодействию с пациентами и продуктивному обмену опытом с коллегами. Проблема формирования коммуникативной компетентности медицинских работников находит отражение во многих нормативно-законодательных документах Российской Федерации [14,25].
Профессиональная деятельность медицинского работника характеризуется наличием разнообразных сложных профессиональных ситуаций с пациентами и часто требует неотложной, квалифицированной помощи медика. Этот процесс сопровождается выбором
оптимального способа общения с пациентом и использование соответствующих профессиональных терминов, фраз и др., понятных пациенту. Для медицинского работника особенно важны знания, умения и навыки профессиональной коммуникации в процессе общения с различными субъектами. В перечень профессионально значимых качеств медицинского работника входит категория коммуникативной компетентности и готовность к продуктивному общению с пациентами. Проблемы развития коммуникативной компетентности медицинских работников были рассмотрены исследователями Д.А. Белухиным, Н.А. Магазаником, И.В. Островской и др. Проблемы межличностного взаимодействия и культуры общения изучали М.Ф. Анкваб, С. В. Майборода, С.В. Чусовлянова, Р.М. Фатыхова и др. [1, 17, 22, 27 и др.]
Как показывает анализ практической подготовки медицинских работников в ходе различных обучающих процессов в рамках профессиональной подготовки и переподготовки, у медицинских работников не всегда в достаточной степени развита коммуникативная компетентность и не всегда достаточный уровень сформированности коммуникативных умений и навыков при работе с пациентами[18,27]. Перед специалистами, которые обеспечивают профессиональную подготовку медработников стоит задача дальнейшего развития коммуникативной компетентности и обеспечение высокого уровня сформированности их профессиональной компетентности в целом.
Степень разработанности проблемы. Анализ научной и психологической литературы по исследуемой проблематике свидетельствует об интересе ученых к следующим аспектам:
1. Научно-методические основы развития и формирования коммуникативной составляющей общепрофессиональной подготовки будущих специалистов (Н.А. Антонова, М.Ю. Балдина, Е.П. Звягинцева, И.А. Матвеева и др.).
2. Психологические аспекты коммуникативной деятельности (А.А. Бодалев, А.Ю. Борисов, Л.Н. Васильева, А.П. Василькова, С.Л. Рубинштейн и др.).
Несмотря на теоретическую разработанность проблемы развития и формирования коммуникативной компетентности медицинских работников, на практике проблемы с коммуникацией медицинских работников возникают не редко. При этом существуют неразрешённые противоречия между:
-современными требованиями к уровню профессиональной компетентности медицинского работника, в том числе к его коммуникативным умениям и навыкам и недостаточной готовностью медработников;
- объективной потребностью в формировании высокопрофессиональной личности медицинского работника и реальными возможностями современной системы повышения квалификации;
-признанием значимости формирования коммуникативной компетентности в процессе профессиональной подготовки и недостаточной разработанностью методического обеспечения данного процесса.
Данные противоречия обусловливают проблему исследования, которая заключается в поиске и разработке условий, которые бы обеспечили эффективность дальнейшего развития коммуникативной компетентности медицинских работников. Учитывая актуальность исследования, необходимость разрешения выделенных противоречий и поиска путей решения проблемы, определена тема научно-исследовательской работы: «Коммуникативная компетентность как ведущая составляющая в деятельности медицинского работника».
Цель исследования: разработка, теоретическое обоснование и планирование эмпирического исследования по изучению коммуникативной компетентности медицинского работника.
Объект исследования: коммуникативная компетентность медицинского работника.
Предмет исследования: коммуникативная компетентность и личностные характеристики медицинских работников.
Гипотеза исследования: чем выше уровень коммуникативной компетентности медицинского работника, тем лучше его психологический контакт с пациентами и тем выше эффективность выполняемых задач.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили задачи исследования:
1. На основе анализа научной и психологической литературы изучить понятие коммуникативная компетентность медицинского работника.
2. Описать процесс развития коммуникативной компетентности медицинских работников на основе анализа отечественного и зарубежного опыта.
3. Определить профессионально важные качества медицинских работников как составляющие коммуникативной компетентности.
4. Предложить план эмпирического исследования и подобрать психодиагностический инструментарий по теме исследования.
Методологическую основу исследования составили научные подходы:
1. Компетентностный подход (О.В. Акулова, В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.М. Новиков, В.Д. Шадриков и др.).
2. Системно-деятельностный подход (А.Г. Асмолов, Ю.А. Конаржевский, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.).
Теоретическую основу исследования составили труды ученых, раскрывающие психологические особенности профессионально компетентностной деятельности специалистов (В.А. Беликов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.).
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психологической литературы, классификация, систематизация, обобщение научно-теоретического материала для осуществления анализа состояния исследуемой проблемы.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении тeрминологического поля проблемы за счет уточнения сущности ключевого понятия исследования – «коммуникативная компетентность медицинских работников».
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по развитию коммуникативной компетентности медицинского работника, с целью повышения качества медицинской помощи.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА
1.1. Коммуникативная компетентность как составляющая профессиональной компетентности медицинского работника
Профессиональная компетентность медицинского работника определяется прежде всего наличием у специалиста профессиональных знаний, умений и навыков, которые необходимы для оказания медицинской помощи пациентам. Специалист должен уметь всё это применять в конкретных ситуациях, в том числе при использовании в работе клинических протоколов и алгоритмов выполнения манипуляций. При этом важными и профессионально значимыми качествами медицинского работника являются ответственность, дисциплинированность, честность, аккуратность и др. [17].
Развитие профессиональной компетентности специалиста является сегодня одной из приоритетных целей общества и социума. Многогранные исследования в области современного профессионального становления специалиста позволяют характеризовать профессиональную компетентность специалиста как интегративное качество его личности, характеризующееся готовностью к решению профессиональных проблем и задач. Проблемами профессиональной компетентности занимались учёные И.А. Зимняя, А.В. Кирьякова, Дж. Равен, А.В. Хуторской и др. Ведущие признаки профессиональной деятельности определены в работах Э.Ф. Зеера, ЕА. Климова, П.Ф. Кубрушко, В.Д. Шадрикова и др. Коммуникативная компетентность является обязательной составной частью профессиональной компетентности медицинского работника любого уровня. В данном случае рассмотрим это на примере медицинских сестёр.
Согласно разработанному Международным Советом, кодексу поведения медицинских сестер, подобная персональная ответственность медицинского работника имеет четыре аспекта:
1. Содействие укреплению здоровья пациента.
2. Профилактика заболеваний.
3. Восстановление утраченного здоровья.
4. Облегчение страданий пациента.
Коммуникативная компетентность – это, прежде всего личностное качество специалиста, которое обеспечивает успешное выполнение всех этапов лечебного процесса, таких как формирование информационной базы о пациенте, обследование и осуществление терапии, оценка всех выполненных действий и др. Коммуникативная компетентность медицинской сестры, фельдшера, или врача позволяет своевременно скорректировать историю болезни человека выявлением субъективных причин и выбором облегчающих терапевтических средств общения. Человек – субъект социальный и постоянно стремится взаимодействовать с окружающими его людьми. Это взаимодействие может быть различным, привлечение к себе внимания, или совершение активных действий через передачу и обмен информации, т.е. через общение. Можно говорить о том, что овладение навыками конструктивного общения и взаимодействия становится одной из главных компетентностей любого специалиста. Коммуникативная компетентность играет важную роль в профессиональной деятельности медицинских работников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анкваб, М.Ф. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности будущих врачей в условиях региона: автореф. дис.... канд. псих. наук: / Анкваб Марина Федоровна. – Владикавказ, 2012. – 23 с.
2. Арасланова, А.Т. Особенности общения среднего медицинского работника с пациентом: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования»: В 7 частях / А.Т. Арасланова. - Ч. 7. - Челябинск: Изд-во «Образование», 2005. - С. 157-158.
3. Балдина, М.Ю. О взаимосвязи понятий «компетенция», «компетентность», «коммуникативная компетентность» Текст / М.Ю. Балдина // Концепт: научно-етодический электронный журнал. – 2014. – No 25. – С. 11-15.
4. Богданова, Л.В. Профессионально ориентированная коммуникативная подготовка будущего врача: автореф. дис. ... канд. пед. наук: Богданова Людмила Викторовна. – Чита, 2009. – 22 с.
5. Васильева, Л.Н. Коммуникативная компетентность и совладающее поведение будущих врачей / Л.Н. Васильева // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2009. – Т. 15, N 5. – С. 172-176.
6. Винтаев, Д.В. Особенности психологической подготовки к эффективной профессиональной деятельности врача-стоматолога Д.В. Винтаев, В.Н. Помогайбин // Психология обучения. – 2013. – N 2. – С. 75-81.
7. Водяха, А.А. Ценностно-смысловые компоненты профессиональной идентичности врача: автореф. дис. ... канд. психол. наук: Водяха АленаАлександровна. – Хабаровск, 2009. – 22 с.
8. Воробьев, К.П. Доказательная медицина и компетентность врача К.П. Воробьев // Доказательная медицина. – 2013. – N 1 (93). – С. 31-49.
9. Галустян, О.В. К вопросу о коммуникативной компетентности в отечественной и зарубежной дидактике / О.В. Галустян, И.Г. Колбая, Л.А. Радченко // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2019. – N 2 (283). – С. 33-37.
10. Гнездилов, Г.В. Особенности психологической подготовки к эффективной профессиональной деятельности врача-стоматолога / Г.В. Гнездилов, Д.В. Винтаев, С.Р. Дияншина // Инновации в образовании. – 2010. – No 3. – С. 60-65.
11. Дмитриева Л. В. Профессиональная деформация личности у медсестер разных профилей // Медицинская сестра. 2014. No 1. С. 50-53.
12. Доника, А.Д. Профессиональный онтогенез: медико-социологические и психолого-этические проблемы врачебной деятельности / А.Д. Доника. – М.: Академия естествознания, 2009. – 300 с.
13. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер, Э.М. Сыманюк. – М.: Высшее образование в России. – 2005. – N 4. – С. 23-30.
14. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации от 13 февраля 2019 года No207-р на период до 2025 года.
15. Куликов, С.И. Педагогические аспекты профессиональной деятельности медицинского работника / С.И. Куликов // Вестник РГУ им. И. Канта. Сер. Педагогические и психологические науки. – 2009. – N 11. – С. 109-113.
16. Левина И. А. Психологические аспекты работы медсестры психиатрического стационара // Главная медицинская сестра, No 6-2009.- С.43-46.
17. Майборода, С. В. К вопросу о коммуникативной компетенции врача как об условии эффективного общения с пациентом / С. В. Майборода. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 523-527. — URL: https://moluch.ru/archive/98/21935/
18. Манулик, В.А. Проблема коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности врача (теоретический аспект) /В.А. Манулик, Ю.В. Михайлюк // Инновационные образовательные технологии. – 2013. – N 1. – С. 19-23.
19. Маргошина, И.Ю. Показатели психосоматического здоровья и взаимоотношения с клиентом у врачей и психологов: автореферат дис. ...канд. психологических наук: Инна Юрьевна Маргошина. – Санкт-Петербург, 2008. – 28 с.
20. Орлов, Ф.В. Психология в работе врача: конспект лекций / Ф.В. Орлов. – ебоксары: изд-во Чуваш. ун-та, 2009. – 176 с.
21. Петрова, Н.Н. Психология для медицинских специальностей / Н.Н. Петрова. – .: Академия, 2008. – 320 с.
22. Руженская, Е.В. Современная характеристика готовности к профессиональной деятельности медицинского персонала психиатрической службы / Е.В. Руженская // Вестник Ивановской медицинской академии, 2013. – Т. 18, N 4. – С. 5-11.
23. Сивцева, А.С. Развитие коммуникативной компетентности как условие эффективного воспитания в рамках реализации молодежной политики / А.С. Сивцева // Государственная молодежная политика: национальные проекты 2019-2024 гг. в социальном развитии молодежи: сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. (20-21 апреля 2020 г., Москва). – М., 2020. – С. 458-463.
24. Соложенкин В. В. Психологические основы врачебной деятельности: учебник для студентов высших учебных заведений. - третье издание. М., Медицина.2013. С. 284-289.
25. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 No 204.
26. Фролов, Ю.В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов / Ю.В. Фролов, Д.А. Махотин // Высшее образование сегодня. – 2004. – N 8.–С. 34-41.
27. Чусовлянова, С.В. Коммуникативная компетенция как одна из составляющих профессиональной культуры врача / С.В. Чусовлянова // Медицина и образование в Сибири. – 2009. – N 2. – С. 37-40.
28. Эннс Е. А. Психологическая характеристика помогающих профессий // Современная психология: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 92-93.