Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Цель и задачи практики 2
Выводы 2
Задание № 1. На основе впечатлений от онлайн экскурсии (музей) выполните исследовательские задания 6
Задание № 2. На основе впечатлений от онлайн экскурсии (по городу) выполните исследовательские задания 7
Задание № 3. Составьте методическую разработку авторской экскурсии по проекту «Прогулки по Новосибирску» 9
Авторский проект «Прогулка по улице Проспект Димитрова» 9
Маршрут экскурсии «Прогулка по улице Проспект Димитрова»: 16
Список использованных источников 17
Приложение: «Портфель экскурсовода» 20
Фрагмент для ознакомления
2
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Цель: закрепление и углубление знаний, полученных в ходе изучения теоретических курсов.
Задачами являются:
- изучение сущности и функции экскурсии;
- знакомство с возможностью применения на практике методических приемов показа и рассказа;
- изучение технологии разработки экскурсионных маршрутов;
- составление экскурсионной документации.
ВЫВОДЫ
В ходе ознакомительной (предметной) практики нами были:
- закреплены на практике знания, умения и навыки, приобретённые в процессе теоретического обучения;
- сформированы и развиты умения и опыт осуществления практической деятельности.
ХОД РАБОТЫ
Задание № 1. На основе впечатлений от онлайн экскурсии (музей) выполните исследовательские задания
I. Определите:
1. К какой подгруппе историческо-археологических мероприятий относится экскурсия по теме: «Онлайн-экскурсия «В мире древних животных». Дарвиновский музей
Содержанию Месту проведения Способу передвижения Продолжительности Форме проведения
- Зал – многообразность современного мира;
- Зал механизмов эволюции;
- древние животные;
- представители Эдиакарской или Венской фауны;
- Кембрийский взрыв;
- трилобиты;
- каменноугольный период. Насекомые, морские жители;
- Урал. Берега рек Северная Двина, Вятка. Пермский период. Севере-Двинская фауна;
- Северная Двина. Крупный хищник;
- Константин Константинович Флёров, Пермский период;
- период динозавров;
- древнее Московское море;
- Амурский красавец-амурозавр;;
; гадрозавр;
- килеск;
- зверообразные рептилии;
- Рыжий слон – мамонт как символ России. Музей, памятник мамонту Пешеходная 1-1,5 часа Онлайн
2. На примере каких экспонатов построена данная тематическая экскурсия? Экспонаты древних животных, насекомых, морских жителей.
3. Через какие подтемы была раскрыта тема экскурсии? «Древние периоды», «Константин Константинович Флёров»
II. Составьте технологическую карту экскурсии
Технологическая карта экскурсии
Тема экскурсии «Онлайн-экскурсия «В мире древних животных». Дарвиновский музей.
Продолжительность (ч) 26 минут 58 секунд
Протяженность (км) ________________________________________________________________
Автор-разработчик Ярослав Попов
Содержание экскурсии Наша планета хранит «память» о древнейших временах в виде окаменелостей – ископаемых остатков живых организмов, некогда населявших Землю. Изучая их, ученые-палеонтологи воссоздают для нас картину прошлого и реконструируют внешний облик вымерших животных. На экскурсии можно узнать о древних животных, населявших когда-то территорию современной России, увидеть скелеты древних ящеров и даже «ожившую» сцену схватки двух динозавров – хищного велоцираптора и травоядного протоцератопса, а также узнать секрет, где и как можно самостоятельно найти настоящие окаменелости.
Маршрут экскурсии:
- Зал – многообразность современного мира;
- Зал механизмов эволюции;
- древние животные;
- представители Эдиакарской или Венской фауны;
- Кембрийский взрыв;
- трилобиты;
- каменноугольный период. Насекомые, морские жители;
- Урал. Берега рек Северная Двина, Вятка. Пермский период. Севере-Двинская фауна;
- Северная Двина. Крупный хищник;
- Константин Константинович Флёров, Пермский период;
- период динозавров;
- древнее Московское море;
- Амурский красавец-амурозавр;;
; гадрозавр;
- килеск;
- зверообразные рептилии;
- Рыжий слон – мамонт как символ России.
в т.ч. варианты маршрута (летний, зимний) круглогодичный
Задание № 2. На основе впечатлений от онлайн экскурсии (по городу) выполните исследовательские задания
I. Определите:
2. К какой подгруппе ... относится экскурсия по:
Содержанию Месту проведения Способу передвижения Продолжительности Форме проведения
2. На примере каких экспонатов построена данная тематическая экскурсия?
3. Через какие подтемы была раскрыта тема экскурсии?
II. Составьте технологическую карту экскурсии
Технологическая карта экскурсии
Тема экскурсии Петербург/От Невского до Правды / от Гоголя до Достоевского / экскурсия
Продолжительность (ч) 29 минут 57 секунд
Протяженность (км) ________________________________________________________________
Автор-разработчик GREEBANAL-НЕФОРМАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ПЕТЕРБУРГА
Содержание экскурсии В новой экскурсии есть возможность отправиться в один из самых романтичных районов Петербурга – район метро «Владимирская» и район Пяти углов. Мы прогуляемся по Владимирскому проспекту, Кузнечному переулку, Большой Московской улице и улице Правды. Расскажем о людях, которые жили в этом районе, покажем красивые парадные и дворики. Нашими героями будут Достоевский, Гоголь, Чернышевский, Альфред Нобель, Анна Павлова, Владимир Высоцкий и многие другие....
Маршрут экскурсии Владимирский проспект, Кузнечный переулок, Большая Московская улица и улица Правды.
в т.ч. варианты маршрута (летний, зимний) Круглогодичный
Маршрут Места остановок Объект показа Продолж. осмотра (время) Основное содержание информации Указания
по организации Методические
указания*
1 2 3 4 5 6 7
Пересечение 3 проспектов: Владимирский, Литейный и Невский На углу всех улиц
Или
Вшивая биржа Пересечение трех проспектов 0-1:49 Начинает автор свое повествование с пересечения трех проспектов, объясняя почему данное место имеет название «на углу всех улиц» или «Вшивая биржа». Рассказывается о гостинице и ресторане и его кухне. Многие известные люди жили рядом с этими домами: Достоевский, Гоголь. Необычность трактира в том, что сюда приходили выпивать не только простые люди, но и известные писатели. Жизнь Достоевского, как писал роман «Бедные люди». Далее речь идет о салоне, о домах, которые встречаются на пути. В них жили: Репин, Чехов, Голицын и др. Рассказ как хотели ограбить Собор. Прием панорамного показа
Обращается к невскому 2 дома на углу невского. Гостиница «Москва» и ресторан «Палкин» 1:50 Прием зрительной реконструкции (воссоздания).
По Владимирскому проспекту Трактир «Капернаум» Трактир 3:14 Прием зрительного монтажа
По Владимирскому проспекту Владимирская церковь Церковь. 4:40 Прием панорамного показа
Кузнечный переулок Дом, где жил Ф.М. Достоевский Дом, где жил Ф.М. Достоевский 6:18 Прием зрительного монтажа
Кузнечный переулок Литературно-художественный салон Литературно-художественный салон 7:20 – 8:50 Прием панорамного показа
Кузнечный переулок Театр им. Ленсовета Театр им. Ленсовета 8:50- Прием локализации событий.
Кузнечный переулок Владимирский собор Владимирский собор 10:15 Прием зрительного монтажа
Большая Московская улица Мариинский театр Мариинский театр 21:14 Прием зрительного монтажа
Большая Московская улица Просмотр дворов-колодцев с интересным дизайном. Дворики 23:01 Прием локализации событий.
Улица Правды Гостиница «Эрмитаж» Гостиница 24:13 Прием панорамного показа
Улица Правды «1 Петербуржская гимназия» Гимназия 25:36 Прием зрительного монтажа
Прием зрительного сравнения.
* Укажите приемы показа и рассказа, используемые экскурсоводом через содержание экскурсии
Задание № 3. Составьте методическую разработку авторской экскурсии по проекту «Прогулки по Новосибирску»
Авторский проект «Прогулка по улице Проспект Димитрова»
Актуальность. Проект «Прогулка по улице Проспект Димитрова» позволяет местным жителям, туристам всем желающим бесплатно изучить свой край и туристические возможности, открыть для себя новые места, приобщиться к гостеприимству и стать дружелюбным жителем, полюбить свою родину заново.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Александров Ю. Н. Подготовка и проведение экскурсий. М.: ЦРИБ Турист, 1974.
2. Гецевич Н. А. Основы экскурсоведения: учеб. пособие. Минск: Изд-во «Университетское», 1988.
3. Глушанок Т. М. Технология разработки обзорной экскурсии : [учеб. пособие для студентов] : в 3 ч. / Т.М. Глушанок, Н.М. Хуусконен ; Петрозавод. гос. ун-т. – Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2017. – Ч. 1 : Этапы подготовки экскурсии. – 50 с. : ил. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35071839 (дата обращения: 19.02.2021).
4. Горошко Н.В. Подготовка и проведение образовательных экскурсий: учебно-методическое пособие / Н. В. Горошко – Новосибирск: Изд. ФГБОУ ВПО «НГПУ», 2014. – с. 298.
5. Горошко Н.В., Литвинова О.С. Практические работы на местности и образовательные квест-маршруты по изучению природы родного края / Н. В. Горошко, О.С. Литвинова; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017.
6. Дворниченко В. Л., Савина Н. В. Организация экскурсионной деятельности: учеб.-практ. пособие. М.: Изд-во МЭСИ, 2000.
7. Добрина Н. А. Экскурсоведение: учеб. пособие для вузов. М.: Флинта: МПСИ, 2012.
8. Долженко Г. П. В помощь экскурсоводу: учебно-методическое пособие. М.: Изд-во Русь, 1998.
9. Долженко Г. П. Экскурсионное дело: учеб. пособие. 2-е изд. Ростов н/Д: Изд. центр МарТ, 2006.
10. Долженко Г.П. Экскурсионное дело / Г.П. Долженко. – М.: Март, 2013. – 272 с.
11. Дьякова Р. А. Основы экскурсоведения. М.: Высшая школа, 1985.
12. Емельянов Б. В. Основы экскурсоведения: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЦРИБ «Турист», 1985.
13. Емельянов Б. В. Экскурсоведение. М.: Советский спорт, 2007.
14. Емельянов Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емельянов. – М.: Туризм, 2014. – 216 с.
15. Жираткова Ж.В. Организация экскурсионной деятельности : учебник и практикум для вузов / Ж. В. Жираткова, Т. В. Рассохина, Х. В. Очилова. – Москва : Юрайт, 2020. – 188 с.
16. Илюхин М. М. Музейные экскурсии: методические рекомендации. М.: ЦРИБ
«Турист», 1991.
17. Илюхин М. М. Особенности и средства показа в экскурсии: методические рекомендации. М.: ЦРИБ Турист, 1980.
18. Ишекова Т. В. Экскурсионное дело: учеб. пособие. Саратов: Научная книга, 2006.
19. Кайманова Т. А. Экскурсоведение. Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2004.
20. Калита С. П. Теория и история экскурсионного дела в России: учеб. пособие. Тула: Изд-во ТулГУ, 2004.
21. Караневский П. И. Экскурсоведение. М.: Российский новый университет, 2006.
22. Кожанов К.А. Современные функции городской экскурсии: культурологический аспект // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 3 (108). – С. 204-209. – https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-funktsii-gorodskoy-ekskursii-kulturologicheskiy-aspekt (дата обращения: 19.02.2021).
23. Кулаев К. В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы. М.: Турист, 2004.
24. Лобовская Р. А. Пешеходная экскурсия: Опыт и практика. М.: ЦПТК, 2002.
25. Матюхина Ю. А. Экскурсионная деятельность: учеб. пособие. М.: Альфа-М:
ИНФРА-М, 2011.
26. Невзгодин И.В. Архитектура Новосибирска. Новосибирск / И.В. Невзгодин. – СО РАН, 2015. – 204 с.
27. Николаева Н.Д. Городская экскурсия: новые тренды и их применение на практике // Единство в многообразии: наука и социальная практика в фокусе междисциплинарности : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Ростов-на-Дону, 2018. – С. 325-329. – URL: https://www.academia.edu/37260175/Единство_в_многообразии_наука_и_социальная_практика_в_фокусе_междисциплинарности_Unity_in_Diversity_science_and_social_practice_in_the_focus_of_interdisciplinary_ (дата обращения: 19.02.2021).
28. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов / под общ. ред. проф.
Л. И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: Оникс: Мир и Образование, 2007.
29. Пасечный П. С. Методические рекомендации по подготовке новой экскурсии.
М.: ЦРИБ Турист, 1986.
30. Савина Н. В. Экскурсоведение: учеб.-методич. пособ. Минск: Политиздат, 2001.
31. Святославский А. В. Городская экскурсия: основы теории и практики. 2-е изд.
М., 2006.
32. Святославский А.В. Городская экскурсия : основы теории и практики / А.В. Святославский. – Москва : МИОО : Московские учебники, 2006. – 64 с. : табл. –URL: https://edudocs.net/999731 (дата обращения: 19.02.2021).
33. Скобельцина А. С. Экскурсоведение: учеб. пособие. СПб.: Издательский дом «Герда», 2006.
34. Сорокин А.П. Разнообразие форм и методов организации экскурсионных маршрутов по достопримечательным местам исторического города // Материалы VIII регион. науч.-практ. конф. «Вагановские чтения», посвящен. 85-летию со дня основания Тарского бюро краеведения, г. Тара, 11-12 марта 2016 г. – Омск, 2016. – С. 306-312.
35. Столяров Б. А., Соколова Н. Д., Алексеева Н. А. Основы экскурсионного дела: учеб. пособие для студентов педагогических вузов. СПб.: Паритет, 2011.
36. Хуусконен Н. М., Глушанок Т. М. Практика экскурсионной деятельности.
СПб.: Издательский дом «Герда», 2008.
37. Шабунин Е.А. Храмы Новосибирска. Новосибирск / Е.А. Шабунин. – Путеводитель, 2012. – 543 с.