Фрагмент для ознакомления
2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
В мире насчитывается более тысячи методов психодиагнос¬тики, и разобраться в них, не имея в качестве ориентира некото¬рую схему, практически невозможно. Такую, самую общую, схе¬му классификации психодиагностических методов можно пред¬ложить, и выглядит она следующим образом:
1. Методы психодиагностики на основе наблюдения.
2. Опросные психодиагностические методы.
3. Объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда.
4. Экспериментальные методы психодиагностики.
В настоящее время созданы и практически используются ме¬тоды психодиагностики, которые охватывают все известные на¬уке психологические процессы, свойства и состояния человека.
ТЕСТЫ И ТЕСТИРОВАНИЕ
Тестами в психологии называют стандартизированные мето¬дики психодиагностики, позволяющие получать сопоставимые ко¬личественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.
Под стандартизированностью таких мето¬дик имеется в виду то, что они всегда и везде должны приме¬няться одинаковым образом.
Сопоставимость означает, что оценки, получаемые при по¬мощи теста, можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда, как и кем они были получены, если, разумеется, тест применялся правильно. Из всех возможных психодиагностичес¬ких методик к тестам предъявляются самые строгие требования, касающиеся валидности, надежности, точности и однозначности.
МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования. К этим особенностям прежде всего относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания.
Когда мы говорим о сравнительно низком уровне развития самосознания дошкольников, то вкладываем в это следующий смысл: дети - дошкольники, особенно в возрасте до четырех лет, еще весьма слабо осознают собственные личностные качества и не в состоянии дать правильную оценку своего поведения. Самооценка и уровень притязаний у них еще не оформились настолько, чтобы иметь четкое представление о себе, о своих достоинствах и недостатках.
Дети более старшего возраста, от четырех до шести лет, имеют уже такие возможности и в состоянии оценивать себя как личностей, но еще в ограниченных пределах, главным образом те свойства личности и особенности поведения, на которые обращали, общаясь с ребенком, неоднократно его внимание окружающие взрослые люди.
Из этого следует, что методы личностной и поведенческой психодиагностики детей до четырехлетнего возраста не должны включать в себя такие задания и вопросы, которые ориентированы на самосознание ребенка и предполагают с его стороны осознанную, взвешенную оценку