Фрагмент для ознакомления
2
22. Формирование различных психологических систем профессиональной деятельности по В.Д. Шадрикову.
В.А. Шадриков, анилизирует формирование различных психологических систем профессиональной деятельности.
Формирование мотивов профессиональной деятельности предполагает:
сдвиг мотива на цель трудовой деятельности (по А.Н. Леонтьеву), в результате чего работник находит “свой” предмет деятельности;
“принятие” человеком профессии и нахождение личностного смысла деятельности, что является важным для формирования профессиональной мотивации;
образование целостного поведения работника в результате формирования профессиональной мотивации.
Формирование цели профессиональной деятельности предполагает выделение и учет следующих моментов:
центральным моментом деятельности выступает ее цель (человеческая деятельность – это целесообразная деятельность, цель сознательно выбирается человеком, в отличие, например, от деятельности животных);
сама цель рассматривается как: идеальный образ результата; уровень достижения, к которому надо стремиться;
также цель профессиональной деятельности выступает как: образ результата; производственная задача, заданная в определенных условиях;
основные этапы формирования цели: выделяется поле допустимых результатов; уточняется конкретная цель (как наиболее оптимальная).
Формирование представления о программе деятельности предполагает:
формирование представления о компонентах (о структуре) деятельности;
формирование представления о способах выполнения деятельности;
формирование представления о программе деятельности (как последовательности адекватных действий и способов).
Формирование информационной основы деятельности (ИОД) предполагает выделение и рассмотрение следующих моментов:
уровни формирования ИОД включают: сенсорно-перцептивный уровень (восприятие информации); когнитивный уровень (оценка значимости информации); образно-оперативный уровень (переработка информации и построение информационных образов);
особенности формирования ИОД: информация часто меняющаяся, что требует гибкости ИОД; многоплановость информации вызывает необходимость быстрого переключения с одного вида информации на другой;
в целом формирование ИОД предполагает: формирование ИОД в материальном плане (способность воспринимать и обрабатывать реальные сигналы, несущие информацию); формирование ИОД в идеальном плане (способность строить информационные образы и значения по получаемым сигналам).
Формирование блока принятия решений основано на учете следующего.
Само решение рассматривается как выбор одной альтернативы из нескольких.
Создается общая схема принятия решений:
осознание проблемы;разрешение проблемы.
При само этом формирование блока принятия решения предполагает освоение (выработка) решающего правила, способа решения; формирование критерия достижения цели и предпочтительности выбора способа решения;
проверка решения;
коррекция выбора (там, где это возможно).
Выделяются два основных типа решений:
детерминированные (основанные на строгой логике);
вероятностные (основанные на просчете наиболее благоприятной вероятности достижения цели).
Формирование подсистемы профессионально важных качеств (ПВК) исходит из следующих посылок:
Показать больше