Фрагмент для ознакомления
2
1.Педагогические идеи о первоначальном обучении детей в зарубежной педагогике XII-XIX века.
Становление системы образования и выделение в ней ступени начального было достаточно долгим процессом. В качестве педагогической идеи впервые мысль о разделении процесса образования на преемственные этапы принадлежит древнегреческому философу Платону (427–347 до н. э.). В трудах философов и общественных деятелей последовавшего за Античностью Средневековья вопросы начального образования не поднимались, а на практике были лишь некоторые попытки разделения общей системы образования на периоды.
Разложение и упадок рабовладельческого строя привели к замене его новым, феодальным. Началась эпоха Средневековья (V–XVI вв.).В этот период появляются церковные школы разных типов: монастырские, соборные (кафедральные) и приходские. Существуют разные уровни обучения: элементарный, средний и высший. Содержание образования элементарного уровня составляло богословие и грамоте обучались буквослагательным методом с обязательным хоровым произношением вслух.
Педагогическая мысль Средневековья по идеологии была религиозной.
Следующая серьезная попытка выделить и описать особенности начального образования в теории принадлежит великому чешскому педагогу Яну Амосу Коменскому (1592–1670). Созданная им модель образования включала элементарную, или школу родного языка (6–12 лет). Такие школы должны были находиться в каждом поселении, то есть быть общедоступными, так как их главная задача – воспитание «разумного гражданина». В них могли обучаться мальчики и девочки, дети богатых и бедных.
В элементарной школе происходило развитие соответствующих возрасту особенностей. «В школе родного языка будут упражняться больше внутренние чувства, сила воображения и память с их исполнительными органами – рукой и языком – путем чтения, письма, рисования, пения, счета, измерения, взвешивания, запоминания различного материала и пр.», – писал Я. А. Коменский. Целью школы становится обучение «тому, пользование чем простиралось бы на всю их жизнь». В систему подготовки учеников элементарной школы входило: умение читать;писать;считать;измерять и тд
Особенностями культуры и образования эпохи Возрождения (XIV–XVI вв.) стали их светский характер, гуманистическая философия, обращение к античному культурному наследию. Идеи гуманизма и гармонии пронизывают педагогическую теорию и практику не только новой эпохи, но и всех последующих. Характерной чертой педагогики данного периода является четкая иерархия системы образования: низшая ступень представлена элементарной (низшей) школой
Значительные изменения произошли в начальном образовании в период Нового времени. В XVII в. в Европе не хватало учебных заведений, уровень образованности был невысок. В 1642 г. Были написаны программы для элементарных школ Германии. В соответствии с ним планировалось обучение в низших, средних и старших классах. В первых двух обучались по катехизису (краткому изложению христианского вероучения в форме вопросов и ответов) родному языку, счету и церковному пению, в старшем классе добавляли изучение обычаев, начал естествознания, местной географии. В низший класс принимали детей с 5 лет, учились они, пока не сдадут экзамены, но не более чем до 14 лет.
Лучшие умы Европы того времени провозгласили человека главной ценностью на земле, они разрабатывали новые формы и методы воспитания, стремясь раскрыть в человеке все лучшее. В философско-педагогической мысли в обновленном виде появился идеал духовно и физически развитой личности.
Французский гуманист Франсуа Рабле (1494–1553) в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» рисовал человека умственно и физически развитого, с высокими нравственными качествами. Рабле провозглашал активное овладение знаниями, когда ребенок, наблюдая окружающий мир, сравнивает, обобщает, делает выводы.
Блестящим проявлением возрождения человеческого духа явились труды ранних социалистов-утопистов Томаса Мора (1478–1535) и Томмазо Кампанеллы (1568–1639). Они впервые выдвинули идею общественного воспитания, всеобщего обучения на родном языке, соединения обучения с трудом, равенства образования мужчин и женщин.
Наибольший вклад в развитие педагогической мысли в XVIII в. внес Жан-Жак Руссо (1712–1778), явившийся основоположником концепции естественного, свободного воспитания.
2.Психологическая готовность к обучению в школе.
Одним из важнейших компонентов психического развития в период дошкольного детства является психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Следует выделить и рассмотреть основные компоненты психологической готовности к школьному обучению. Физическая готовность. Оптимальная физическая подготовленность называется физической готовностью. Готовность организма определяется морфологическим и функциональным развитием. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет сохранять осанку, сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости. Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Кроме того, у ребенка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др. Это поможет ему управлять своим телом, участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействиях с товарищами. Мотивационная готовность. Мотивационная готовность предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов – общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности
Умственная готовность. Умственная готовность – достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением). Эмоционально-волевая готовность. Волевая готовность – умение ребёнка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путём сопоставления с ним как с эталоном
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.
Готовность к общению. Коммуникативная готовность – наличие произвольно-контекстного общения с взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками
3.Выдающиеся деятели начального образования в России конца XIX – начала XX века.
Период конца XIX – начала XX вв. характеризуется значительными переменами в педагогике и школьном устройстве России. Планировалось введение обязательного всеобщего начального образования. Heoцeнимый вклaд в paзвитиe oбpaзoвaтeльныx aзoв внecлa aктивнaя дeятeльнocть K.Д. Ушинcкoгo. Oблaдaя гyмaниcтичecкими взглядaми, Koнcтaнтин Дмитpиeвич выдвинyл пepeд oтeчecтвeннoй oбpaзoвaтeльнoй cиcтeмoй тaкиe зaдaчи: фopмиpoвaниe нaциoнaльнoгo caмocoзнaния; oвлaдeниe и coвepшeнcтвoвaниe знaний пo poднoмy языкy; пoдгoтoвкa пoдpacтaющeгo пoкoлeния к тpyдoвoй дeятeльнocти. He ocтaлcя в cтopoнe oт peшeния пeдaгoгичecкиx пpoблeм и H.И. Пиpoгoв. Имeннo Hикoлaй Ивaнoвич paзpaбoтaл нoвyю cиcтeмy нapoднoгo oбpaзoвaния. Пo мнeнию выдaющeгocя пeдaгoгa, элeмeнтapнoe oбyчeниe дoлжнo длитьcя 2 гoдa. Учaщиecя дoлжны пpoйти кypc apифмeтики и гpaммaтики, a тaкжe peмecлeнный кypc в зaвиcимocти oт пoтpeбнocтeй ceмьи. B дaльнeйшeм пpeдпoлaгaлcя пepexoд к нeпoлнoй cpeднeй шкoлe. Л.H. Toлcтoй личнo coздaл в 1859 гoдy Яcнoпoлянcкyю шкoлy нeпoдaлёкy oт Tyлы. Пoд pyкoвoдcтвoм Львa Hикoлaeвичa тaм пpoвoдилcя пeдaгoгичecкий экcпepимeнт, пpизвaнный дaть кpecтьянcким дeтям cвoбoднoe вocпитaниe и oбpaзoвaниe. Haчaлo XX вeкa былo oзнaмeнoвaнo пoявлeниeм нoвoй нayчнoй диcциплины – пeдoлoгии. Eё paзвитиe cтaлo вoзмoжным в cвязи c пoиcкaми филocoфcкoгo ocнoвaния в пeдaгoгичecкoй cфepe. Дaннaя нayкa ocнoвaнa нa peфopмaтopcкo-экcпepимeнтaльнoм нaпpaвлeнии. Cтopoнники пeдoлoгии выcтyпaли зa coздaниe cпeциaльнoгo пeдaгoгичecкoгo инcтитyтa, дaющeгo вoзмoжнocть изyчaть дeтeй. Bпepвыe B.M. Бexтepeв выcкaзaл пoдoбнyю идею в 1903 году, a в советские времена пpиcтyпил к eё peaлизaции.
4.Учебная деятельность младших школьников: структура.
Рассмотрим структуру и компоненты учебной деятельности
Первый компонент – мотивация
Учебная деятельность полимотивирована – она побуждается и направляется разными мотивами.
Если мотивы, движущие уч-ся адекватны учебным задачам, то его учебная работа становится осмысленной и эффективной.
называл такие мотивы учебно–познавательными.
В их основе лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу деятельности – как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи. Ребенок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности.
Второй компонент – учебная задача,
т. е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действий.
Учебную задачу необходимо отличать от отдельных заданий. Обычно дети, решая много конкретных заданий, сами стихийно открывают для себя общий способ их решения, причем этот способ оказывается осознанным в разной мере у разных детей, и некоторые уч-ся допускают ошибки, решая аналогичные задачи. Развивающее образование предполагает совместное «открытие» и формулирование детьми и учителем общего способа решения целого класса задач. В этом случае общий способ усваивается как образец и легче переносится на другие задачи данного класса, учебная работа становится продуктивной, а ошибки встречаются не так часто и быстрее исчезают.
Третий компонент - учебные действия и операции
Это конкретные действия, которые совершает ребенок, решая частные задачи (для проверки безударной гласной, где бы она не находилась, сначала, надо поставить ударение, найти слабую позицию в слове, далее, работать со словом так, чтобы слабая позиция сильной).
Каждая учебная операция должна быть отработана.
Четвертый компонент – контроль
Первоначально учебную работу детей контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством учителя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому обучение самоконтролю – важная и сложная педагогическая задача. Научить ребенка контролировать сам процесс своей работы – значит, способствовать формированию такой психической функции, как внимание.
Пятый компонент – оценка.
Ребенок, контролируя свою работу, должен научиться и адекватно ее оценивать. При этом также недостаточно общей оценки – насколько правильно и качественно выполнено задание, нужна оценка своих действий – усвоен способ решения задач или нет, какие операции еще не отработаны. Учительская оценка должна быть содержательной.
5.Авторские школы начала XX века как инновационная практика образования.
Авторские школы – экспериментальные образовательные учреждения, деятельность которых строится на основе концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. В качестве отличительной черты авторских школ многие специалисты выделяют также и то, что такие школы создаются на основе заранее разработанного оригинального (отсюда - авторская школа) концептуального проекта.
Инновационные процессы в воспитании берут свое начало от так называемых «новых школ» конца XIX – начала ХХ столетия и развиваются на протяжении всего ХХ в. Назовем некоторые из них.
«Свободные школьные общины» (Германия, Г. Литц, П. Гехееб) – это школы-интернаты, организация жизни которых строилась на принципах свободного развития ребенка и сотрудничества.
Школа «свободного воспитания» (Россия, Л.Н. Толстой) была построена на основе девиза «исходя из ребенка», ориентации обучения и воспитания на интерес и развитие ребенка в процессе общения с педагогом.
«Трудовая школа» (разные страны Европы, Россия – колония им. М. Горького и коммуна Ф.Э. Дзержинского под руководством А.С. Макаренко, Республика «Бодрая жизнь» С.Т. Шацкого) ориентировала детей на труд как ценность, давала профессиональную подготовку и общее культурное развитие, опираясь на самостоятельность детей и организацию самоуправления.
«Школа для жизни, через жизнь» (Бельгия, О. Декроли) рассматривала обучение и воспитание в тесной связи с природой, опорой на деятельность и свободу ребенка, тесный контакт с семьей и обществом.
«Школа делания» (США, Дж. Дьюи) осуществляла обучение и воспитание с опорой на основные импульсы роста ребенка: социальный (стремление общаться), конструктивный (стремление к движению в игре), исследовательский (тяга к узнаванию и пониманию), экспериментальный (стремление к самовыражению).
«Вальдорфская школа» (Германия, Р. Штайнер) предусматривала всестороннее развитие личности ребенка посредством интенсивной духовной деятельности, обучение и воспитание осуществлялись одним учителем с учетом индивидуальных достижений каждого ученика, главное – поиск новых форм эмоционально-эстетического образования и воспитания, пробуждение воображения и фантазии.
«Открытые школы» (Англия) утверждали индивидуальный характер обучения без обязательных учебных планов, программ, расписания и контроля, с гибкой системой обучения и воспитания, основная форма обучения – способ открытий, цель – облегчение процессов постижения ребенком окружающего мира и самовыражение. Такие школы рассматривались как культурно-просветительные центры округа.
«Дом свободного ребенка» (Италия, М. Монтессори; центры существуют до сих пор во многих странах, в том числе и в России). Основные идеи: общечеловеческие и религиозные ценности как основа нравственного воспитания, приспособление воспитания к внутренним импульсам детской природы, создание благоприятной среды на основе единения семьи и школы, воспитание средствами искусства и природы, «открытые двери» и свобода, чувственное восприятие и игра – основы обучения.
11. Типы и структура уроков в начальной школе.
Структура урока в начальных классах состоит из нескольких этапов:
I этап. Организация класса (орг.момент) (1-2 минуты)-включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (4-5 минут) повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи) (4-5 минут)-обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.
IV этап. Открытие нового знания. (построение проекта выхода из затруднения (7-8 минут) - решение устных задач и обсуждение её решения. Способы: диалог, групповая или парная работа.
V этап. Физкультминутка.
VI этап. Первичное закрепление. (4-5 минут) проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. (4-5 минут) каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
VIII этап. Физкультминутка.
IХ этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (7-8 минут)
-Сначала предложить выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие.
-Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
Х. Рефлексия деятельности (итог урока). осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Современная дидактика в целом сохраняет разработанную К.Д. Ушинским классификацию уроков, но несколько ее уточняет. Основными типами уроков, которые проводятся в школе, являются следующие:
1) комбинированные (смешанные);
2) уроки усвоения новых знаний;
3) уроки усвоения навыков и умений;
4) уроки применения знаний, навыков и умений;
5) уроки обобщения и систематизации знаний;
6) уроки проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и
умений (В.А. Онищук, Н.А Сорокин, М.И. Махмутов и др.).
12. Проблемы общения детей младшего школьного возраста со сверстниками.
Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.
Наблюдения за первоклассниками показывают, что вначале дети как будто даже избегают непосредственных контактов друг с другом, каждый из них пока еще сам по себе. Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога.
Общий язык с учителем дети находят быстро, а между собой сверстники часто не могут договориться.
В общении проявляются межличностные навыки каждого школьника. Конфликты возникают, когда дети не понравились друг другу с первых слов диалога. Педагогам и родителям нужно сделать всё для того, чтобы ребёнок влился в коллектив как можно спокойнее. Положительное общение со сверстниками хорошо влияет на учёбу, на адаптацию к новым условиям, на здоровое развитие личности школьника. Для первоклассников, обладающих высоким социометрическим статусом, наиболее значимыми являются следующие особенности: опрятная внешность, принадлежность к классному активу, готовность поделиться вещами, сладостями. Второе место в этом возрасте занимают хорошая успеваемость и отношение к учению. Для популярных в классе мальчиков большое значение имеет также физическая