Фрагмент для ознакомления
2
Задание 7. Современное дошкольное образование за рубежом.
Сформулируйте основные тенденции развития современного образования за рубежом, поясните, с чем это связано.
Во многих странах мира дошкольное образование является первичным звеном единственной системы воспитания и учебы.
Разнообразие типов дошкольных заведений и программ отображает особенность концепции дошкольного воспитания в Великобритании: ребенок является активным субъектом, познающим окружающую среду. Поэтому воспитание имеет целью развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности в овладении разными видами деятельности. Программы воспитания и учебы детей направлены на целостное виденье личности ребенка, ориентируют на использование мотивационных факторов к учебе, развитие инициативы. В дошкольных заведениях на одного взрослого приходится не более трех малышей и пяти детей от 3-х до 5-ти лет. Для облегчения адаптации к детскому садику ребенок в первые дни посещает его вместе с мамой.
Самыми распространенными типами заведений общественного дошкольного воспитания Дании являются дневные ясли, садики, ясли-садики, игровые площадки и круглосуточные дошкольные заведения, предназначенные для воспитания и лечения детей с проблемами физического и психического развития, предоставления им психолого-педагогической помощи и осуществления коррекции изъянов. Педагогический персонал получает трехлетнюю подготовку по психологии, физиологии, педагогики. Каждый пятый работник датских дошкольных заведений является мужчиной.
Дошкольные заведения в Китае очень большие (270 воспитанников и 60 педагогов и обслуживающего персонала). Группы насчитывают 25–26 детей преимущественно дневного пребывания, 5 процентов групп дошкольных заведений – круглосуточные, из которых родители забирают детей в среду и субботу. Воспитатели и их помощники должны быть разного возраста, уметь четко организовывать поведение детей, не предоставлять много время на свободную деятельность, воспитывать привычку к порядку, прививать навыки коллективной жизни, избегая наказаний, воспитывать трудолюбие, настойчивость, ответственность перед родителями, воспитателями и страной. Патриотическое воспитание является основой учебно-воспитательного процесса. Значительное внимание уделяется развитию музыкальных способностей
В Германии существуют следующие типы дошкольных заведений: – детские садики с полным или неполным днем, предназначенные для детей 3-х – 6-ти лет; – одногрупповые дошкольные заведения (преимущественно для старших дошкольников); – пришкольные группы (для пятилетних детей); – подготовительные классы основной школы, которые воспитывают и учат пятилетних детей; – круглосуточные интернаты для здоровых детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет; – интернаты для детей с проблемами здоровья и развития; – материнские центры. В них матери вместе с детьми занимаются интересной и полезной деятельностью, общаются между собой и специалистами по педагогики и психологии
В настоящее время в США посещение дошкольных учебных заведений является нормой подготовки к школе. Потребности семей повлекли за собой формирования разнообразных типов заведений дошкольного образования: – группы детей 4-х – 5-ти лет при школах. Отдельные из них действуют при научных центрах и педагогических колледжах, используя развивающие учебные программы; – частные центры, функционируют на протяжении дня преимущественно при предприятиях и организациях для детей рабочих и служащих. Каждый штат США имеет свои образовательные стандарты, а каждое заведение работает по собственной программе. В обычных группах занимается 1–2 дошкольника с проблемами в развитии. С ними работают специальный педагог на основе индивидуальной программы и воспитатель, чьи полномочия распространяются на всю группу. Отстающие в развитии дети принимают участие в общей жизни группы, при необходимости им оказывают соответствующую помощь. Совместная деятельность со здоровыми детьми должна содействовать развитию их умений и навыков Концепция дошкольного воспитания в США заключается в развитии личности ребенка через приобретение им опыта.
В Турции в известной мере на дошкольное воспитание влияют традиционные для ислама ценности многодетного семейного воспитания и роли женщины в семье. В системе общественного дошкольного образования (ясли, частные, фабричные, экспериментальные детские садики) воспитывается 10 % детей от рождения до шести лет. Однако ее материальная, научно методическая базы нуждаются в существенном улучшении.
Основой воспитания в Японии являются национальные ценности японского народа, которые сказываются даже в организации индивидуального питания. Утверждается, что судьба человека зависит не настолько от одаренности, насколько от терпения, работоспособности, усидчивости, старательности. В связи с этим важная роль отводится соблюдению режима жизни и деятельности (рано вставать, быть аккуратным, много работать, правильно питаться, владеть формами вежливости, приветствия, благодарности). Одобряются уважение к старшим, умение понимать другого человека, подчиняться общим правилам, быть толерантным. Детям раскрывают суть понятия «смерть», их приучают к миролюбию.
Дошкольные заведения в Финляндии существуют с 50-х гг. XIX ст. Определенное время они работали по фребелевской системе. В поисках рациональных моделей работы дошкольных заведений апробировались американская, шведская системы и система Монтессори. В Финляндии существуют следующие типы дошкольных заведений: – народные детские сады. Они возникли давно и были призваны помогать в воспитании детей семьям, в которых родители работают. Распространенным является дневной уход за детьми в семьях, открытые детские сады, передвижные детские сады (вроде сезонных), дошкольные заведения для детей с проблемами физического и психического развития; – семейные детские сады, назначение которых заключается в организации семейного ухода за детьми.
Показать больше