Фрагмент для ознакомления
2
Октябрьский переворот 1917 г., создание советского государства, принятие Конституции РСФСР 1918 г. привели к радикальным изменениям трудового законодательства и возрастанию роли профсоюзов. Необходимо отметить, что профсоюзы как массовые организации рабочего класса - это не изобретение большевиков. Они появились в странах Западной Европы уже в конце XVIII в. В России промышленный пролетариат начал объединяться в профсоюзы в ходе революционных выступлений 1905-1907 гг. В результате государственного переворота в октябре 1917 г. профсоюзы бывшей царской России вошли в систему политической организации советского общества, как общественные организации трудящихся.
В. И. Ленин и руководители РКП(б) сразу же поняли, как можно использовать эту громадную силу для построения коммунистического общества. «Заигрывание» с профсоюзами выразилось в создании так называемого рабочего контроля после национализации крупной промышленности. Коммунистическую идею уничтожения частной собственности путем национализации вознамерились реализовать при помощи рабочих крупных промышленных предприятий, т. е. профсоюзов. Таким образом, планы коммунистической партии были закамуфлированы под борьбу российских профсоюзов за свои права.
По мере осуществления принятого Советским правительством декрета о национализации всей крупной промышленности (28 июня 1918 г.) управление национализированными предприятиями переходило к формировавшимся государственным органам, в которых рабочие играли решающую роль. Большую остроту приобрел вопрос функций и полномочий органов рабочего контроля в национализированных предприятиях.
Согласно Положению о рабочем контроле, принятому ВЦИК и СНК 14 ноября 1917 г., органы рабочего контроля обладали всеобъемлющими функциями: имели право наблюдать за производством, устанавливать нормы выработки, контролировать всю деловую переписку предприятия, их решения были обязательны для владельцев. Закон возлагал на членов контрольных комиссий наряду с владельцами предприятий ответственность перед государством «за строжайший порядок, дисциплину и охрану имущества». Имея столь широкие права, рабочий контроль мог вторгаться во все стороны деятельности администрации и стал важным средством подготовки предприятий к национализации.
С переходом предприятий в собственность Советского государства и созданием государственных органов управления ими (заводоуправления, система совнархозов) надобность в рабочем контроле должна была отпасть.
Во второй половине 1918 г., когда национализация охватила значительную часть промышленности, вопрос о дальнейшем существовании рабочего контроля (прежде всего в правовом аспекте) стал особенно злободневным. Следовало понять, был ли рабочий контроль нужен на национализированных предприятиях, какие задачи стояли перед ним после национализации, каков был характер взаимоотношений с органами госконтроля (народного комиссариата госконтроля) и мн. др. Естественно, в связи с такой двойственностью в управлении производством поднимался вопрос о роли и задачах профсоюзов. Об этом говорится и в постановлении III Всероссийского съезда профессиональных союзов: «...Профсоюзы должны решительно отказаться от внесения вредной двойственности в дело управления производством и присвоения органами союза не принадлежащих им функций органов управления и непосредственного регулирования промышленностью». Ограничение функций профсоюзного контроля способствовало укреплению единоначалия, централизма в управлении предприятиями.
Показать больше