Фрагмент для ознакомления
2
Контрольная работа МСК1
Тема 1
1. Основные виды стандартов качества
Существуют следующие виды стандартов:
Международный стандарт
Региональный стандарт
Национальный стандарт
Государственный стандарт
Отраслевой национальный стандарт
Стандарты организаций
Стандарты инженерных обществ, научно-технических предприятий и промышленных консорциумов
Стандарт предприятия
2. Цели стандартизации на международном уровне
Можно выделить ряд целей международной стандартизации:
способствовать международной торговле.
добиться сходства степени качества продукции, выпускаемой в разных странах.
сделать возможной взаимозаменяемость составных частей многоплановой продукции.
оказать содействие при обоюдных бартерах научно-техническими материалами и при убыстрении научно-технического прогресса.
3. Функции стандартизации качества на международном уровне
1. Функция упорядочения преодоление неразум¬ною многообразия Объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов). Она сводится к упрощению и ограничению. Житейский опыт говорит: чем объект более упорядочен, тем он лучше вписывается в окружающую предметную и природную среду с се требованиями и законами.
2. Охранная (социальная) функции обеспечение безопасности потребителей продукции (услуг), изго¬товителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздейст¬вия цивилизации, Реализация этой функции позволяет достигнуть целей, отмеченных выше.
3. Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудо¬вых и природных ресурсов и заключается в установ¬лении в НД обоснованных ограничений на расходо¬вание ресурсов
4. Коммуникативная функция обеспечивает обще¬ние и взаимодействие людей, в частности специалистов, путем личною обмена или использования доку¬ментальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и пр.) систем и каналов передачи сооб¬щении Эта функция направлена на преодоление ба¬рьеров в торговле и содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.
5. Цивилизующая функция направлена па повыше¬ние качества продукции и услуг как составляющей качества жизни. Например, от жесткости требований государственных стандартов к содержанию вредных веществ в пищевых продуктах, питьевой воде, сигаретах непосредственно зави¬сит продолжительность жизни населения страны. В этом смысле стандарты отражают степень обществен¬ного развития страны, т. е. уровень цивилизации.
6. Информационная функция. Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку и технику и другие сферы нормативными документа¬ми, эталонами мер, образцами эталонами продук¬ции, каталогами продукции как постелями ценной технической и управленческой информации. Ссылка в договоре (контракте) на стандарт является наиболее удобной формой информации о качестве товара как главного условия договора (контракта).
7. Функция нормотворчества и правоприменения про¬является в узаконивании требований к объектам стан-дартизации в форме обязательного стандарта (или дру¬гого НД) и его всеобщем применении в результате при-дания документу юридической силы. Соблюдение обя¬зательных требований НД обеспечивается, как прави¬ло, принудительными мерами (санкциями) экономиче¬ского, административного и уголовного характера.
Тема 2
1. Что представляет из себя современная ISO?
Система ИСО - это международная сертификация систем качества, которая на основе разработанных стандартов предъявляет требования к производству в сфере управления технологическими комплексами. Данная система является инструментом для регулирования конкурентных отношений в условиях современного рынка товаров и услуг, так как основывается на контроле качества системы управления.
Главной целью системы ИСО является повышение безопасности и качества применяемых технологий с целью улучшения выпускаемой продукции. Важным моментом будет объединение различных критериев в общие международные нормы, законы и принципы, которые позволяют наладить развитие экономики разных стран.
Система ИСО разрабатывает стандарты, которые применяются как для международных компаний, так и в узкоспециализированных областях, и являются базовой основой для стандартизации менеджмента многих стран. Сертификация ИСО на соответствие стандартам проводится организациями, которые представляют страны в системе ИСО. Для России такой организацией является Госстандарт, который выдает лицензию на оказание услуг по сертификации ИСО аккредитованным сертификационным центрам.
2. Какие технические комитеты входят в ISO?
ПЛАКО (PLACO — Planning Committee) подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, котоСТАКО (STACO — Standing Committee for the Study of Principles of Standardization) обязан оказывать методическую и информационную помощь Совету ИСО по принципам и методике разработки международных стандартов. Силами комитета проводятся изучение основополагающих принципов стандартизации и подготовка рекомендаций по достижению оптимальных результатов в данной области.
СТАКО занимается также терминологией и организацией семинаров по применению международных стандартов для развития торговли, которой должны заниматься комитеты.
КАСКО (CASCO — Committee on conformity assessment) занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО — содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия. КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый ряд руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются в странах-членах ИСО и МЭК: принципы, изложенные в этих документах, учтены в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем качества и др.
ДЕВКО (DEVCO — Committee on developing country matters) изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах; содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии. В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН. Одним из результатов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения.
КОПОЛКО (COPOLCO — Committee on consumer policy) изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах. Этому способствует периодическое издание Перечня международных и национальных стандартов, а также полезных для потребителей руководств: «Сравнительные испытания потребительских товаров», «Информация о товарах для потребителей», «Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров» и др. КОПОЛКО участвовал в разработке руководства ИСО/МЭК по подготовке стандартов безопасности.
РЕМКО (REMCO — Committee on reference materials) оказывает методическую помощь ИСО путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов). Так, подготовлен справочник по стандартным образцам и несколько руководств: «Ссылка на стандартные образцы в международных стандартах», «Аттестация стандартных образцов. Общие и статистическое принципы» и др. Кроме того, РЕМКО — координатор деятельности ИСО по стандартным образцам с международными метрологическими организациями, в частности, с МОЗМ — Международной организацией законодательной метрологии.
3. Какие технические комитеты разрабатывают стандарты качества?
Технический комитет (ТК) по стандартизации– это объединение специалистов, являющихся полномочными представителями заинтересованных предприятий (организаций) – членов ТК, создаваемое на добровольной основе для разработки национальных стандартов РФ, проведения работ в области международной (региональной) стандартизации по закрепленным за ТК объектам стандартизации (областям деятельности).
К работе в ТК привлекаются полномочные представители всех заинтересованных сторон: предприятий и организаций, заказчиков (потребителей), исследователей и разработчиков, изготовителей продукции, органов и организаций по стандартизации, метрологии, аккредитации, сертификации и лицензирования, общественных организаций потребителей, научно-технических и инженерных обществ. К работе в технических комитетах привлекаются ведущие ученые и специалисты.
ТК по стандартизации создаются на базе предприятий (организаций), специализирующихся по определенным видам продукции и технологий или видам деятельности и обладающих в данной области наиболее высоким научно-техническим потенциалом.
4. Какие организации, кроме ISO, разрабатывают стандарты качества?
На сегодняшний момент существуют три таких организации: Международная организация по стандартизации - ИСО (ISO), Международная электротехническая комиссия - МЭК (IEC), Международный союз электросвязи - МСЭ (ITU). Именно эти организации признаны всеми странами и имеют полномочия издавать международные стандарты, называемые формальными стандартами.
Таким образом, формальными стандартами являются международные стандарты ISO, IEC и рекомендации ITU. Сферы интересов этих организаций тесно переплетаются посредством организационных и технических деталей, что в значительной степени способствует целостности и гармонизации разрабатываемых ими стандартов. Благодаря тому, что стандарты де-юре разрабатываются и сопровождаются на хорошо регламентированной систематической базе, их совокупность можно считать системой международных стандартов.
5. Какие организации, кроме ISO разрабатывают стандарты менеджмента качества?
Существуют два вида систем СМК организации – универсальные и отраслевые. Универсальные СМК могут использоваться всеми предприятиями, вне зависимости от величины компании, вида деятельности, места расположения. Отраслевые системы разрабатываются под определенный вид деятельности. К примеру, стандарты для сельхозпредприятий, для компаний, разрабатывающих медицинское оборудование.