Фрагмент для ознакомления
2
2. Составьте организационную структуру конкретной или виртуальной организации на основе следующих рекомендаций:
1) линейно-функциональная структура. Преимущества данной структуры оперативность принятия и реализации управленческих решений, относительная простота реализации функций управления, четко выраженная ответственность. Недостатки - разобщенность горизонтальных связей в производственных системах, множество контактов с подчиненными, информационная перегрузка, при большом числе уровней управления удлиняется процесс принятия и реализации управленческих решений, увеличение количества уровней управления при росте организации, жесткость структуры.
2) линейные отношения складываются между руководителем и подчиненными. Функциональные отношения – отношения сотрудника, который уполномочен осуществлять определенную функцию в рамках всей организации, с другими членами коллектива. Межфункциональные связи возникают между подразделениями одного и того же уровня управления
3) высший, средний и низший уровень управления
4) контроль на руководителе
5) основными блоками в организации должны быть бухгалтерия, отдел кадров, производство, маркетинг
3. Определите тип организационной структуры управления (ОСУ), представленной на рисунке, и дайте ей краткую характеристику: Нет рисунков, поэтому не смогла сделать это задание
Тип ОСУ ____________________________________________________
Описание: ___________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Тип ОСУ ____________________________________________________
Описание: ___________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Тип ОСУ ____________________________________________________
Описание: ___________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Тип ОСУ ____________________________________________________
Описание: ___________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
4. Ниже приведен ряд пословиц. Напишите, как можно было бы интерпретировать каждую пословицу с точки зрения действующей в организации системы стимулирования труда.
« Без охоты неспора и работа» Чтобы достигнуть высоких производст¬венных показателей, надо иметь к этому желание
«Без поджога дрова не горят» Чтобы получить нужный результат от человека, надо его сначала в достаточной мере заинтересовать
«Ближняя копеечка дороже дальнего рубля» Своевременные выплаты, льготы или другие формы материального или морального стимулирования могут оказать более эффективное влияние на мотивацию работников, чем отдаленные посулы (обещания)
«Будь в голубятне корм, а голуби слетятся» Если организация предлагает привлекательные условия стимулирования труда, то у нее не будет трудностей с привлечением новых работников
«В сказках все есть, да в руках ничего нет» Трудно ожидать высокой мотивации персонала там, где слишком много обещаний и мало реальных, действий
«Вовремя копейка дороже рубля» Своевременность использования даже небольших денежных выплат может оказаться очень эффективным средством воздействия на мотивацию работников
«Дали орехов белке, когда у нее зубов не стало» Система стимулирования должна учитывать, что привлекательность тех или иных форм материального или морального стимулирования у разных возрастных категорий работников может различаться
5. Ответьте на вопросы:
6. Заключение о предстоящем развитии и исход чего-нибудь на основании каких-нибудь данных. – 6 Прогноз
7. Влияние. – 7 Воздействие
10. Побуждение к деятельности – 4. Мотивация
11. Метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей.- 11. Анализ
1. Определенное положение, занимаемое в зависимости от выполняемых функций – 1 Ранг
2. Определенный отрезок времени – 2 Период
3. Обращение денежных средств и товаров для воспроизводства, получения прибыли. – 3 Оборот
4. Процесс побуждения к деятельности для достижения каких-либо целей – 7 Стимул
5. Предпосылки будущего развития – 6 Прогноз
8. Сложившаяся обстановка на предприятии. – 5 Климат
9. Операция, связанная с получением результатов. - 9 Расчет
Ответы:
6. Прогноз. 7. Воздействие. 10. Стимул. 11. Анализ.
1. Ранг. 2. Период. 3. Оборот. 4. Мотивация. 5. Тенденция. 8. Климат. 9. Расчет.
6. Найдите в приведенном ниже тесте Мюнстерберга не менее 50 терминов, прямо или косвенно связанных с реализацией функций менеджмента.
Тест Мюнстерберга
Вракцептизакционерометакцияфанализмаудитубовидевыживаниелагармониявидекомпозициялиомидиагностикарадинамикадозадачастиерархиялинформациякодыкомпозициямакомпьютерралкозаконтроллингафконтрольхикоординациятакоррекциямаметодинамотивацияменемодельтапыпецобъектусорганизациячетофертабипланированиетеподходокипринципопроблемажупроцессофоразвитиелипрационализацияравиревизиясореинжинирингутшорешениесмаруководительнявиперсамосохранениенойсинергиялюсинтезыкасистематистагнациявастатикаторюстимуляцияхонатаструктуракиалсубъективитехнологияпаритипежекуправлениемруставихаризмаразлявлениет
Акционер, акция, выживание, гармония, вид, композиция, диагностика, динамика, задача, части, иерархия, информация, позиция, компьютер, закон, контроллинг, контроль, координация, коррекция, мотивация, модель, объект, организация, оферта, планирование, подход, принцип, проблема, процесс, развитие, рационализация, ревизия, реинжиниринг, инжиниринг, решение, руководитель, самосохранение, синергия, синтез, система, стагнация, стимуляция, структура, субъект, технология, тип, управление, устав, харизма
III. Тесты
1. Целью планирования деятельности организации является:
а) обоснование затрат;
б) обоснование численности работников;
в) определение целей, сил и работников;
г) обоснование сроков.
2. Стратегическое планирование:
а) включает процедуры по составлению планов продолжительностью более 5 лет;
б) предполагает ориентацию организационной и целевой структуры на развитие;
в) связано с необходимостью среднесрочного распределения ресурсов организаций;
г) увязывает цели и задачи организации в единую систему.
3. Миссия организации:
а) выражает смысл существования организации;
б) отражает точку зрения большинства членов организации на ее предназначение;
в) фиксирует доминирующую функциональную область в организации;
г) это зафиксированная позиция менеджмента относительно главных целей организации.
4. Какой процесс является исходным в стратегическом управлении организацией?
а) определение миссии;
б) определение целей;
в) анализ среды;
г) выбор стратегии.
5. Что собой представляет управленческая структура:
а) группа руководителей организации;
б) совокупность управленческих подразделений и должностей;
в) оборудованный всем необходимым офис;
г) система связей между руководителем и подчиненными.
6. Механистический тип организации:
а) относится к структурам, ориентированным на выполнение простых механических функций;
б) характерен для условий неустойчивой внешней среды;
в) позволяет эффективно решать проблемы приспособляемости сложных структур к подвижным условиям;
г) это стабильная структура с мало изменяемыми элементами и связями.
7. Разновидностью матричной структуры является:
а) проблемно-целевая группа;
б) линейно-штабная организация;
в) корпорация;
г) межотраслевой холдинг.
8. Недостатки линейной структуры:
а) проявляются при увеличении масштабов организаций;
б) незначительны;
в) связаны с излишней самостоятельностью подчиненных;
г) аналогичны недостаткам матричной структуры.
9. Какой основной недостаток характерен для линейно-функциональных организационных структур управления предприятиями?
а) перегруженность главного менеджера;
б) высокий уровень конфликтности;
в) излишняя звенность управления;
г) отсутствие единства действия;
д) рост управленческого аппарата.
10. При какой из приведенных структур управления в наибольшей степени соблюдается требование единства действий?
а) Линейной;
б) Функциональной;
в) Ограниченного функционализма;
г) Линейно-штабной.
11. Состав, количество звеньев и уровней, их взаимосвязь и соподчиненность – это:
а) Хозяйственный механизм;
б) Функции управления;
в) Структура управления;
г) Принципы управления.
12. Какие из приведенных организационных структур управления обладают наибольшей гибкостью, динамизмом и адаптируемостью?
а) Линейные;
б) Функциональные;
в) Матричные;
г) Программно-целевые.
13. Процесс делегирования полномочий включает в себя передачу полномочий от старшего руководителя нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Какая ситуация свойственна этому процессу?
а) передаются полномочия и ответственность нижестоящему руководителю;
б) передается ответственность нижестоящему руководителю;
в) передаются полномочия нижестоящему руководителю, а всю ответственность продолжает нести старший руководитель;
г) назначается новый, равный по рангу руководитель и ему передается вся ответственность.
14. Делегирование полномочий:
а) увеличивает информационную нагрузку на менеджеров организаций;
б) снижает заинтересованность подчиненных в достижении целей подразделения;
в) предполагает передачу ограниченного права использовать ресурсы организации;
г) характерно для организаций с простой организационной структурой.
15. Корреспонденция в вашем подразделении обрабатывается вами неточно и недостаточно надежно. Вы:
а) проверяете всю входящую и исходящую корреспонденцию для того, чтобы выявить важные проблемы и гарантировать их правильное решение;
б) поручаете обработку корреспонденции ответственному исполнителю, который информирует Вас о важных проблемах и предлагает в экстренных случаях их решение;
в) поручаете сортировать корреспонденцию секретарю, и просите передавать Вам письма, которое кажутся ему существенными, прежде чем они будут направлены ответственному исполнителю.
Тема 9 Лидерство
I. Узловые вопросы темы
1. Как соотносятся между собой власть, влияние, лидерство?
Лидерство - это способность оказывать влияние на отдельных людей и группы и направлять их усилия на достижение целей организации.
Влияние - это поведение отдельного человека, которое может вносить изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого человека.
Для того, чтобы лидерство и влияние были эффективными, руководители применяют власть.
Власть - возможность влиять на поведение людей.
Понятия «лидерство» и «власть» тесно взаимосвязаны между собой. Лидеры пользуются властью, чтобы достичь своих целей. Вместе с тем между этими двумя понятиями имеются и существенные различия. Лидерство предполагает необходимость достижения целей, в то время как проявление власти не всегда будет основано на этом предположении. Лидерство, как правило, обращено к более низкому уровню - подчиненным. Власть же может распространяться во всех направлениях.
2. Если бы вы были руководителем низового звена, как бы вы предпочли влиять на высшее руководство, чтобы оно приняло одну из ваших идей?
Для того, чтобы убедить высшее руководство руководителю низового звена нужно обладать ораторским искусством, чтобы можно было убедить принять идею, которая поможет улучшить работу компании. Во время ответственного разговора необходимо контролировать внешние проявления волнения, неуверенности и сильной личной заинтересованности, поскольку отсутствие самообладания и неумение сдерживать эмоции производят неблагоприятное впечатление на собеседника. Важным моментом при общении с начальником является умение правильно подать информацию. Прежде всего, нужно тщательно выбрать место, окружение и время. Разумеется, обстановка по возможности должна способствовать благодушному настроению высшего руководства. Для эффективного убеждения очень важно учесть индивидуальные особенности руководителя. Для того чтобы завоевать доверие человека, необходимо найти к нему подход, выбрать выигрышную манеру поведения и отыскать аргументы. Один и тот же стиль беседы на кого-то воздействует убедительно, а на кого-то совершенно не производит впечатления. Успех разговора часто зависит от того, насколько хорошо вы знаете сильные и слабые стороны личности собеседника, его установки, систему ценностей и приоритеты в работе.
3. Перечислите качества, присущие истинному лидеру
1. Самоконтроль. Человек, который не в состоянии контролировать самого себя, никогда не сможет эффективно контролировать других людей. Это то качество, которым обладают все истинные лидеры.
2. Смелость и решительность. Истинный лидер готов продемонстрировать и применить эти качества на практике, причем в любой возникшей ситуации. Ни один подчиненный не будет подчиняться или работать на лидера, не обладающего этими качествами.
3. Честность и справедливость. Лидер, не обладающий этими качествами, никогда не завоюет уважение своего окружения.
4. Четкость планов. Истинный лидер всегда следует заранее намеченному плану достижения цели. Лидер без четкого плана - не лидер, а только его имитация, которая рано или поздно потерпит крах на своем пути.
5. Определенность принятых решений. Человек, который часто меняет принятые решения, не вызывает доверия ни у кого. Он не сможет быть лидером и повести людей за собой.
6. Умение расположить к себе. Важное качество, которое часто недооценивают. Между тем, это то качество, обладание которым вызывает уважение других людей.
7. Требование от себя большего, чем от подчиненных. Образно говоря, истинный лидер должен быть всегда круче и сильнее любого из его подчиненных.
8. Готовность брать на себя ответственность. За себя самого и за своих подчиненных, свои и их недочеты, ошибки, просчеты. Если его подчиненные совершили ошибку, то лидер должен думать прежде всего о том, где он не доработал.
9. Знать все детали. Истинный лидер всегда в курсе всего, что касается его бизнесовой ниши и теоретически может в любой момент заменить любого его подчиненного.