Фрагмент для ознакомления
2
Актуальные проблемы договора энергоснабжения
Актуальность рассматриваемых вопросов не нуждается в дополнительных обоснованиях, поскольку проблемы, связанные с исполнением условий по договорам энергоснабжения, обусловлены прежде всего несовершенством действующего в рассматриваемой сфере законодательства.
Нельзя не отметить традиционно сложившуюся многочисленность и не всегда четкую проработанность соответствующих нормативно-правовых актов, регламентирующих рассматриваемые правоотношения. Многие нормы, по причине их несовершенства отличаются запутанностью содержащихся в них положений, что порождает сложности при их применении.
Далее рассмотрим лишь некоторые из существующих проблем, связанных с исполнением договора энергоснабжения.
Прежде всего обратим внимание на проблему неплатежей, которая, в первую очередь, обусловлена публичностью рассматриваемого договора. В соответствии с положениями статьи 426 ГК РФ энергоснабжающее предприятие обязано заключать договора с каждым абонентом, вне зависимости, кто к такому предприятию обращается.
Довольно часто, такими абонентами являются, например, организации-банкроты, либо мелкие предприятия-«однодневки» с минимальным уставным капиталом, которые не имеют ни достаточных финансовых средств, ни имущества для покрытия своих задолженностей. В качестве таких абонентов чаще всего выступают управляющие компании, субабоненты которых - граждане. Прекратить или хотя бы ограничить поставку энергии, либо расторгнуть договор с ними энергоснабжающее предприятие не может по причине публичного характера такого договора. Федеральными законами от 26.10.2002 № 127-ФЗ и от 02.10.2007 № 229-ФЗ каких-либо эффективных мер по отношению к этим должникам не предусматривается. В связи с этим, можно констатировать, что в сложившейся ситуации, для устранения проблемы неплатежей за поставленную энергию, необходимо законодательное установление обязательного требования для абонентов, в виде страхования ответственности, в случае неуплаты возникшей задолженности.
Обратим также внимание, что согласно пункту 3 части 1 статьи 10 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ хозяйствующий субъект доминирующий на рынке не имеет права навязывать контрагенту невыгодные для последнего условия договора. Исходя из специфики отношений, вытекающих из договоров энергоснабжения, становится понятно, что в случае доминирующего положения энергоснабжающего предприятия у него возникает возможность диктата своих условий договора, которые очень часто не выгодны потребителю.
Одним из проявлений указанного нарушения является установление в одностороннем порядке в договоре энергоснабжения сроков, порядка и объема информационного обмена между гарантирующим поставщиком и потребителем. Поскольку прямо законодательством не предусмотрен порядок обмена информацией между абонентом и гарантирующим поставщиком, а сам факт обмена является обременительным для первого, то такие условия возлагают на потребителя ряд обязанностей, которые являются несоразмерными и нарушающими законодательство о конкуренции.
Например, энергосбытовая компания и потребитель предусмотрели условие в договоре энергоснабжения, согласно которому при непредставлении потребителем показаний приборов учета о фактически потребленной электрической энергии в течение двух подряд итоговых расчетных периодов энергосбытовая компания производит перерасчет потребления электрической энергии за второй расчетный период по максимальной мощности энергопринимающего устройства потребителя из расчета использования ее 24 часа в сутки и с применением нерегулируемой цены, сложившейся за расчетной период.
Также нередки случаи включения в договор энергоснабжения обязанности урегулирования конфликтов с сетевой организацией, что само по себе ставит в невыгодное положение контрагента.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 03.07.2019) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
2. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 17.03.2019) «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ, 08.10.2007, № 41, ст. 4849.
3. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2019) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434.
4. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ (ред. от 13.08.2019) «Об электроэнергетике» // Собрание законодательства РФ, 31.03.2003, № 13, ст. 1177.
5. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 03.07.2019) «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ, 28.10.2002, № 43, ст. 4190.
6. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О естественных монополиях» // Собрание законодательства РФ, 21.08.1995, № 34, ст. 3426.
7. Постановление Правительства РФ от 04.04.2000 № 294 (ред. от 21.12.2018) «Об утверждении Порядка расчетов за природный газ» // Собрание законодательства РФ, 10.04.2000, № 15, ст. 1594.
8. Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах» // Вестник ВАС РФ, № 5, май, 2014.
9. Орлов А.М. Вопросы антимонопольного регулирования в рамках договора энергоснабжения // Конкурентное право. 2018. № 4. С. 27-29.
10. Светличный А.В. Несправедливые и невыгодные условия в договорах энергоснабжения // Юрист. 2017. № 13. С. 25-29.