Фрагмент для ознакомления
2
Современное общество отводит информации роль фактора социального развития не менее, а даже более важного, чем вещество, энергия и другие ресурсы. Соответственно, качественно меняются требования не только к уровню подготовки специалистов, но к воспитанию у всех членов общества качеств, позволяющих полноценно пользоваться достижениями в области информационных и компьютерных технологий. Информационная культура становится важным показателем культуры личности.
Основная нагрузка по формированию информационной культуры личности приходится на систему непрерывного образования, все ступени которой уже испытывают воздействие информатизации общества.
Современный педагог должен сам владеть информационной культурой, уметь самостоятельно работать с источниками информации. Внедрение новых информационных технологий, увеличивает количество информационных продуктов и услуг для потребителей информации.
Поэтому современный педагог должен так же владеть профессиональными знаниями и умениями. Информационные технологии обязывают педагога осваивать постоянно меняющиеся методы обучения, приобретать навыки работы с информацией.
Опираясь на понимание информатизации образования как процесса обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и использования информационных технологий, ориентированных на достижение психолого-педагогических целей обучения, воспитания, предложенное И.В. Роберт [8] и конкретизированное по ряду позиций Г.В. Ившиной [1], можно определить ряд систем, механизмов и ресурсов, задействованных в этом процессе. Прежде всего, это система управления образованием и образовательной деятельностью на основе научно-педагогических и информационно-методических материалов, включающая в себя средства хранения и передачи соответствующей информации. Важную роль играют методология и стратегии выбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих образовательным задачам, а также методические системы обучения, ориентированные на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, формирование умений и навыков самостоятельного приобретения знаний, осуществление информационно-учебной и экспериментально - исследовательской деятельности. Наряду с системами обучения следует упомянуть системы контроля и оценки уровня знаний обучаемых.
Информационная культура и внимание к ней связаны с изменениями, вызванными появлением в обществе цифровых, сетевых и персонализированных средств информации, а также переходом от печатных и широковещательных средств массовой информации к более персонализированным и сетевым средствам. Вместо понятия «информационная культура» используются также термины «цифровая культура», «киберкультура», «компьютерная культура» или «Интернет-культура» [10].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Груздева M.JL, Червова А.А. Создание профессионально-ориентированной среды для информационной подготовки студентов вуза - будущих менеджеров // Наука и школа. 2008. № 3. С. 26-28.
2. Ившина, Г.В. Разработка электронных образовательных ресурсов: мониторинг качества и внедрение. 4.1. Казань: КГУ, 2008. 97 с.
3. Квитко, А.Ю. Информационная культура личности // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право. 2010. №2(73), вып. 11,- С. 162-169.
4. Козлов О.А., Ундозерова А.Н. Педагогические условия формирования информационной культуры курсантов инженерных специальностей//Человек и образование. 2018. № 3 (56). С. 123-131.
5. Мамедов А.К. Университет в информационном обществе: новые вызовы и реалии // Университет в глобальном мире: новый статус и миссия: сборник материалов XI Международной научной конференции. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Социологический факультет. 2017. С. 169-171.
6. Меджидова, А.А. Информатизация в образовании // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2016. №4. С. 113-118.
7. Осипова, С.И., Баранова, И.А., Игнатова, В.А. Информатизация образования как объект педагогического анализа // Фундаментальные исследования. 2011. № 12-3. С. 506-510.
8. Полякова В.А., Козлов О.А. Информатизация образования в обществе глобальной сетевой коммуникации: философский аспект //Информатизация образования и науки. 2015. № 3 (27). С. 167-182.
9. Полякова В.А., Козлов О.А. Непрерывная подготовка профессорско-преподавательского состава вуза в области использования информационных и коммуникационных технологий // Вопросы методики преподавания в вузе. 2016. № 5 (19-1). С. 216-227.
10. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: "Школа-Пресс", 1994. 205 с.