Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы, которая рассматривается в данной статье, связана с тем, что еще в недавнем прошлом молодые люди, которые получили школьное образование, обладали рядом теоретических знаний по различным предметам, которые в трудом могли использовать в реальной жизни, т.к. образовательные программы не учитывали их практического использования и обучения технологиям развития навыка видения жизни сквозь призму школьных знаний.
Несмотря на то, что понятие «функциональная грамотность» было введено ЮНЕСКО еще в 1957 году, ее развитию не уделялось должного внимания, а потому бывшие школьники, которые продолжали свое обучение в других учреждениях, были вынуждены долго адаптироваться, учиться применять то, что они знают, заново для получения профессии.
В современной образовательной системе ситуация значительно улучшилась, однако развитие функциональной грамотности до сих пор не включено в основную образовательную программу, а осуществляется на различных ступенях обучения лишь в рамках внеурочной деятельности.
Понятие функциональной грамотности достаточно широко рассматривается в современной научной литературе, приводятся основные классификации данного понятия, характеризуются методы и и формы диагностики функциональной грамотности у школьников и студентов, которые обучаются в современных образовательных учреждениях.
Однако анализ научных источников показал выраженный недостаток исследований, посвященных конкретно проблеме формирования функциональной грамотности, описанию и анализу наиболее эффективных форм и технологий работы со школьниками в данном образовательном направлении.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Пономарева, Е. Что такое функциональная грамотность и как ее оценивать? / Е. Пономарева // Вести образования. – 2021. – URL: https://mcko.ru/articles/2622 (дата обращения: 08.09.2022).
2. Жахина, Б., Смагулова, Н., Жумагулова, О., Жукенова, С. Формирование функциональной грамотности обучающихся в системе обновленного содержания образования / Б. Жахина, Н. Смагулова, О. Жумагулова, С. Жукенова // Кронос. – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschihsya-v-sisteme-obnovlennogo-soderzhaniya-obrazovaniya (дата обращения: 08.09.2022).
3. Борщевская, А. Функциональная грамотность в контексте современного этапа развития образования / А. Борщевская // Наука и школа. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-gramotnost-v-kontekste-sovremennogo-etapa-razvitiya-obrazovaniya (дата обращения: 08.09.2022).
4. Нурмуратова, К.А. Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях / К.А. Нурмуратова // Педагогическая наука и практика. – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-gramotnost-kak-osnova-razvitiya-garmonichnoy-lichnosti-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 08.09.2022).
5. Чуркина, Н.И. Методологическая программа формирования функциональной грамотности школьников / Н.И. Чуркина // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskaya-programma-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-shkolnikov (дата обращения: 08.09.2022).
6. Белявская, Е.А., Фурманова, О.В., Петровская, И.Т. Принципы формирования функциональной грамотности в условиях современной школы: методические аспекты / Е.А. Белявская, О.В. Фурманова, И.Т. Петровская // Сборник статей Мурманского педагогического института. Вып. 4. Среднее образование. – Мурманск: Издательство Мурманского педагогического института, 2021. – С. 20–34.
7. Яковлева, И.М., Пономарева, В.А., Слуцкая, В.С. Функциональная грамотность как педагогическое явление: проблемы развития в современной образовательной системе / И.М. Яковлева, В.А. Пономарева, В.С. Слуцкая // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы организации современного образования». – Пермь: Пермский государственный университет, 2022. – С. 60–72.
8. Михайленко, С.Ю., Бурунова, О.А., Финогентова, А.Ю. Технологии и методики развития функциональной грамотности школьников: принципы комплексного подхода в рамках образовательного процесса / С.Ю. Михайленко, О.А. Бурунова, А.Ю. Финогентова // Вестник Самарского государственного университета. – 2022. – № 6. – С. 95–106.
9. Ноздрева, Ю.В., Куприянова, А.В., Подольская, А.А. Методология комплексного обучения школьников: практические аспекты / Ю.В. Ноздрева, А.В. Куприянова, А.А. Подольская // Сборник статей Кемеровского государственного университета. Вып. 4. Теория и методика общего образования. – Кемерово: Издательство Кемеровского государственного университета, 2019. – С. 58–69.