Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы, которая рассматривается в данной статье, связана с тем, что современные социально-экономические условия требует нового формата взаимодействия участников образовательного процесса, что связано с тем, что в период пандемии необходимо было экстренно вводить те технологии, которые позволят сделать образовательный процесс непрерывным, при этом сохраняя принципы безопасности и бесконтактности в ходе обучения.
Еще до начала пандемии в образовательный процесс в ВУЗах стали постепенно вводиться дистанционные технологии, что могло дать возможность учащимся из разных городов получать образование вне зависимости от места проживания. Однако в 2019 году данные технологии стали острой необходимостью и были введены во всех учебных заведениях – не только в России, но и во всем мире.
Так появилось понятие дистанционного или в некоторых случаях смешенного обучения, которое в данный момент применяется повсеместно и характеризуется как одна из самых популярных на сегодняшних день инновационных образовательных технологий.
Цель настоящей статьи – провести анализ инновационных технологий в современном образовательном процессе.
Современный мир, в котором активно развиваются информационные технологии, предполагает возникновение инновационных методов освоения действительности, в том числе применяющихся в образовательном процессе. Кроме того, условия современной действительности требуют в некоторых ситуациях ограничений социального взаимодействия людей в связи с кризисными ситуациями [8].
В этой атмосфере в России возникли понятие «смешанного» и «дистанционного» обучения, которые довольно прочно закрепились в современной системе образования и в некоторых учебных заведениях стало основополагающей формой учебной коммуникации.
Смешанное обучение в научной литературе представляет собой сочетание традиционных форм аудиторного обучения с инновационными компонентами занятий и заданий, которые реализуются посредством специальных информационных технологий. Каждый педагог выбирает для себя наиболее
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература:
1. Ахметова, Я.С., Удалова, И.Т., Елисеева, Е.В. Педагогические особенности реализации смешанного обучения в современной школе / Я.С. Ахметова, И.Т. Удалова, Е.В. Елисеева // Вопросы психологии и педагогики. – 2020. – № 9. – С. 106–120.
2. Баринова, С.М., Шиловская, А.Е. Принципы организации дистанционного и смешанного обучения в современной школе / С.М. Баринова, А.Е. Шиловская // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы и проблемы психологии и педагогики в современном мире». – Рязань: Рязанский государственный университет, 2020. – С. 130–142.
3. Боливайко, М.И., Шахматова, Е.Н. Смешанное обучение как альтернатива традиционному образовательному процессу / М.И. Боливайко, Е.Н. Шахматова // Современные образовательные технологии. – 2022. – № 7. – С. 100–113.
4. Волжанина, С.М., Кусакова, М.А., Чертанов, Б.В. Трудности организации процесса обучения в смешанном формате / С.М. Волжанина, М.А. Кусакова, Б.В. Чертанов // Вестник Южноуральского государственного университета. – 2021. – № 12. – С. 68–80.
5. Гумбольт, В.А., Савицкая, Е.Е., Крутобокова, О.В. Достоинства и недостатки современной концепции смешанного обучения в России / В.А. Гумбольт, Е.Е. Савицкая, О.В. Крутобокова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития образования в России и странах ЕврАзЭС». – Благовещенск: Амурский государственный университет, 2022. – С. 30–44.
6. Завадская, И.Р., Прянишникова, О.В., Самарина, А.А. Современные аспекты организации дистанционных форм обучения в школе / И.Р. Завадская, О.В. Прянишникова, А.А. Самарина // Вопросы современного образования. – 2021. – № 7. – С. 62–77.
7. Канторова, А.А., Демченко, В.С., Иванова, Г.Н. Проблемы и перспективы реализации смешанного обучения как формы педагогического воздействия в общеобразовательной школе / А.А. Канторова, В.С. Демченко Г.Н. Иванова // Материалы научно-практической конференции «Образовательные технологии в XXI веке: российский и зарубежный опыт». – Ульяновск: Ульяновский государственный университет, 2020. – С. 50–63.
8. Коноваленко, С.М., Яковлева, А.Е. Методы и инструменты организации дистанционного и смешанного обучения в современном образовательном процессе / С.М. Коноваленко А.Е. Яковлева // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемные вопросы психологии и педагогики в современном мире». – Рязань: Рязанский государственный университет, 2020. – С. 125–138.
9. Ломаченкова, М.И., Сорубинова, Я.В., Костоленко, В.В. Структурные компоненты и организационные проблемы применения смешанного обучения в современных российских реалиях: к вопросу об организации образовательного процесса / М.И. Ломаченкова, Я.В. Сорубинова, В.В. Костоленко // Вестник Ижевского педагогического университета. – 2020. – № 12. – С. 70–77.
10. Москвина, Ю.В., Парыгин, М.А. Смешанное обучение как инновационный формат построения образовательного процесса в современных социально-экономических условиях: российский и зарубежный опыт / Ю.В. Москвина, М.А. Парыгин // Сборник статей Тюменского государственного педагогического университета. Вып. 1. Педагогика средней школы. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного педагогического университета, 2022. – № 9. – С. 132–146.
11. Парамонова, С.И., Чувагина, Л.О., Батарнедова, А.А. Современные модели построения учебного процесса в формате смешанного обучения / С.И. Парамонова, Л.О. Чувагина, А.А. Бартранедова // Вестник Самарского государственного педагогического университета. – 2021. – № 11. – С. 95–109.
12. Терентьева, Л.В., Пахоменко, В.С., Четвертакова, Ю.С. Традиция и инновация в современном образовании: проблема применения смешанного и дистанционного форматов обучения в современной школе / Л.В. Терентьева, В.С. Пахоменко, Ю.С. Четвертакова // Материалы международной научно-практической конференции «Современные аспекты организации образовательного процесса». – Ставрополь: Северокавказский государственный университет, 2022. – С. 99–111.
13. Уварова, С.И., Галямова, И.И., Воронина, М.А. Особенности построения образовательного процесса при дистанционном и смешанном форматах обучения: проблемы и традиции / С.И. Уварова, И.И. Галямова, М.А. Воронина // Педагогический вестник России. – 2022. – № 28. – С. 43–50.
14. Шереметьева, М.И., Софинина, Г.А., Пандусова, Л.В. Концептуальные аспекты изучения эффективности смешанного и дистанционного обучения в рамках организации общеобразовательного процесса: проблемы и перспективы / М.И. Шереметьва, Г.А. Софинина, Л.В. Пандусова // Сборник статей Ивановского государственного университета. Вып. 6. Образование. – Иваново: Издательство Ивановского государственного университета, 2020. – С. 55–68.
15. Щербакова, А.П., Нагилова, М.И., Чуркина, Г.В. Концепция смешанного обучения в России: теория и методика исследования / А.П. Щербакова, М.И. Нагилова, Г.В. Чуркина // Вестник Саратовского государственного университета. – 2019. – № 10. – С. 45–56.
16. Яковлева, С.И., Черткова, И.И., Мансурова, П.И. Дистанционное обучение: вопросы и ответы / С.И. Яковлева, И.И. Черткова, П.И. Мансурова. – Кировоград: Смена, 2020. – 326 с.