Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Эффективное использование государственных средств – неотъемлемое условие устойчивого экономического развития страны, повышения благосостояния населения Российской Федерации, уровня и качества жизни граждан. Однако современная социально-экономическая ситуация в стране достаточно сложная. С одной стороны, российским правительством поставлены масштабные общенациональные социально-экономические задачи, связанные с ускорением темпов экономического роста выше мировых, реализацией инновационного сценария развития и наращиванием позиций России в мировой экономике. С другой стороны, последовательные финансово-экономические кризисы обусловили необходимость сохранения баланса при выполнении социальных обязательств в условиях сокращения расходов государственного бюджета. В сложившихся условиях применение программного подхода в управлении обеспечивает четкую взаимосвязь между приоритетами, целями и задачами государственной политики и государственными средствами, выделяемыми на их достижение из бюджетов различного уровня. В 2013 году при поддержке Министерства финансов Российской Федерации началось внедрение программной структуры бюджетов на региональном уровне. Так, в 45 субъектах Российской Федерации были приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок разработки и реализации государственных программ на региональном уровне. В Кировской области в числе первых регионов (по инициативе правительства области) была сформирована необходимая правовая база для разработки и реализации государственных программ и приняты к реализации первые государственные программы. Как показывает практика, на сегодняшний день каждый субъект Российской Федерации стремится применять свой инструментарий и практический опыт для проведения оценки эффективности использования государственных средств, зачастую не отвечающий современным вызовам.
Цель исследования – изучить и проанализировать государственные программы как инструмент реализации бюджетной политики на примере Томской области.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы финансирования и реализации государственных целевых программ Томской области (г.Томск);
2) выполнить оценку финансирования и реализация государственных целевых программ в Томской области;
3) проанализировать совершенствование направлений распределения расходов бюджета по государственным программам.
Объект исследования – Томская область.
Предмет исследования – государственные программы как инструмент реализации бюджетной политики.
Структура работы: введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
1 Теоретические основы финансирования и реализации государственных целевых программ Томской области (г.Томск)
1.1 Сущность и характеристика программно-целевых методов бюджетного планирования
Программно-целевой метод бюджетного планирования основан на системном планировании распределения бюджетных средств на реализацию целевых программ, утвержденных законом или нормативным актом. В арсенале программно-целевого метода присутствуют следующие инструменты: федеральные (долгосрочные) целевые программы (далее Ф (Е) ЦП); ведомственные целевые программы (далее Ф (Е) ЦП); государственные программы (далее ГП), государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы.
Программно-ориентированный метод бюджетного планирования способствует соблюдению единого подхода к рациональному использованию средств, как для решения наиболее актуальных проблем государства, региона, муниципалитета, так и является инструментом ориентации экономического развития отдельных территорий.
Одной из главных задач органов управления государственными финансами является эффективное расходование средств государственного бюджета. Так, Федеральный закон № 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законы Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" был спровоцирован стремлением к наивысшим результатам деятельности государства в условиях ограниченных финансовых ресурсов [1].
Снижение доходов государственного бюджета, его дефицит и наличие государственного долга одновременно с необходимостью повышения качества предоставляемых государством услуг привели к более тщательной оценке результатов произведенных государственных расходов. Наилучшим способом решения этой проблемы было внедрение планирования программного бюджета. Программно-ориентированный подход в России является относительно новым нововведением, в отличие от практики применения этого подхода за рубежом.
В таких странах, как США и Нидерланды, применение программного бюджетного планирования началось еще в 50-х годах прошлого века. Это говорит о том, что внедрение программного бюджетирования для достижения стратегических целей государства является длительным процессом, который требует определенных корректировок в области государственного управления, в частности, преобразования бюджета. Бюджетирование - это совокупность мер, направленных на создание более эффективной системы управления государственными финансами, которая необходима для рационального распределения имеющихся ресурсов страны. Особенностью программного бюджета является то, что включенные в него расходы связаны с различными государственными программами, которые содержат определенную формулировку стратегических целей наряду со средствами и финансовыми ресурсами для их достижения [2].
Программно-целевой бюджет является важным инструментом стратегического планирования, который играет важную роль в решении ряда государственных задач. В отличие от обычного бюджета, программно-ориентированное бюджетирование имеет ряд преимуществ, а именно:
1) концентрация бюджетных расходов на политически установленных и стратегически важных целях социально-экономического развития государства;
2) повышение прозрачности и доступности информации, отражающей расходование бюджетных средств;
3) формирование прямой связи долгосрочного бюджетного планирования и прогнозирования с краткосрочными;
4) прямая зависимость бюджета от стратегических целей государства;
5) повышение ответственности в государственном секторе министерств и ведомств за целевое и эффективное использование имеющихся ресурсов;
6) более эффективное использование ограниченных бюджетных средств.
Разница заключается также в том, что расходы бюджета распределяются между программами, каждая из которых направлена на определенный стратегический результат деятельности конкретного министерства или ведомства. В этом смысле программный бюджет противоположен традиционному, поскольку он основан на показателях результата, а не на поступающих ресурсах. Однако применение формата программно-ориентированного бюджетирования предполагает стратегическое и финансово обоснованное бюджетирование, а также рассмотрение различных вариантов реализации этих программ [3].
Важность составления бюджета по программам также определяется применением трехлетнего скользящего бюджета. В этом отношении преимущество заключается в том, что бюджетные решения становятся все более и более эффективными благодаря более длительному периоду бюджетного планирования. Поэтому люди, ответственные за бюджетные решения, должны учитывать их долгосрочное воздействие. Кроме того, увеличение времени планирования доходов и расходов государственного бюджета предполагает формирование более устойчивого, прозрачного и предсказуемого бюджетного процесса [4].
Несмотря на все преимущества программы и целевого бюджета, остаются следующие недостатки:
1) цели, задачи и показатели государственных программ недостаточно увязаны со стратегическими приоритетами развития;
2) сложная взаимосвязь целей, задач и показателей, установленных в государственных программах;
3) многие государственные программы не имеют никакой связи со смежными программами, и поэтому отсутствует эффективная координация между уполномоченными исполнителями в рамках программы;
4) в некоторых государственных программах, несмотря на растущие финансовые показатели, нет положительной динамики по их сохранности.
Следует отметить, что для всех государственных программ проводится ежегодная оценка эффективности, а затем принимается одно из следующих решений: прекращение или изменение конкретной программы.
На основе методологии Министерства экономического развития Российской Федерации оценка эффективности реализации государственных программ проводится по следующим критериям [5]:
1) степень реализации основных мероприятий в ходе реализации подпрограмм;
2) степень соответствия затрат запланированному уровню для реализации основных мероприятий подпрограмм;
3) эффективность в осуществлении основных видов деятельности подпрограмм;
4) степень достижения плановых показателей;
5)степень и эффективность внедрения процедур;
5) степень достижения плановых значений показателей государственных программ;
6) степень и эффективность реализации государственных программ.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" от 07.05.2013 N 104-ФЗ.
2. Федеральный закон от 28.06.2014 № 183-ФЗ «О внесении изменений в статьи 179 и 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (ред. от 31.07.2022).
4. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 13.06.2013 «О бюджетной политике в 2014-2016 годах».
5. Амирханов Ш.Э., Халимбекова А.М., Магомедова П.А., Османова Х.О., Шахбанова А.М. Некоторые аспекты казначейской деятельности на современном этапе. – Махачкала: АЛЕФ, 2022. – 129 с.
6. Беланова Н.Н. Оценка эффективности государственных программ: ключевые индикаторы и показатели. Экономика, предпринимательство и право. 2022;10(3):487-502
7. Бюджетная система Российской Федерации: учебник и практикум для вузов / Н.Г. Иванова [и др.]; под ред. Н.Г. Ивановой, М.И. Канкуловой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 381 с.
8. Езангина И.А., Громышова О.С. Направления совершенствования системы мониторинга государственных программ социально-экономического развития России. Финансы: теория и практика. 2022;24(5):112-127.
9. Ерженин Р.В. Цели в управлении региональными финансами: логикосодержательный анализ государственных программ. Управленческие науки. 2019;9(2):50-61.
10. Заключение Счетной палаты РФ на отчет об исполнении федерального бюджета за 2019 год (протокол от 18.09.2022 № 47К (1420).
11. Канкулова М.И., Иванова Н.Г. Государственная программа и проектный подход в бюджетном планировании в Российской Федерации. Журнал «Экономические науки» № 12 (181). Санкт-Петербург, 2019.
12. Коваленко Д.А. Программно-целевое бюджетирование как инструмент управления бюджетными расходами / Д.А. Коваленко // Сборник статей I всероссийской научно-практической конференции. – 2019 г. – С. 66–73.
13. Мастеров А.И. Программно-целевое бюджетирование как инструмент стимулирования экономического роста в России // Финансы и кредит. – 2018. – Т. 24, № 5. – С. 1211 – 1228
14. Мастеров А.И. Программно-целевое бюджетирование как эффективный инструментарий государственных программ. Финансовая жизнь. 2019; 4: 85-88
15. Матюшонок А.А., Котенев А.Д. Механизм государственно-частного партнерства как способ поддержки устойчивого развития сельских территорий // KANT. 2021. № 1(38). С. 41-46.
16. Назарова И.Б. Государственно-частное партнерство: проблемы и перспективы // Modern Economy Success. 2021. № 4. С. 199-204
17. Рассказова, А. Н. Программно-целевой подход к бюджетному планированию в муниципальном образовании / А. Н. Рассказова, А. О. Фурсова, Г. И. Бурдакова // Производственные технологии будущего: от создания к внедрению : Материалы IV Международной научно-практической конференции, Комсомольск-на-Амуре, 16–26 февраля 2021 года / Редколлегия: С.И. Сухоруков (отв. ред.), А.С. Гудим, Н.Н. Любушкина. – Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре государственный университет, 2021. – С. 464-468.
18. Самков, К. Н. Проблемы финансирования государственных программ / К. Н. Самков // Актуальные вопросы развития финансовой сферы : Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Махачкала, 10 апреля 2021 года / Дагестанский государственный университет народного хозяйства. – Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью "АЛЕФ", 2021. – С. 336-341
19. Самков, К. Н. Экономическая безопасность регионов: роль финансирования государственных программ / К. Н. Самков // Экономико-правовые проблемы обеспечения экономической безопасности : Материалы IV Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 19 марта 2021 года. – Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2021. – С. 293-297.
20. Сорокина А.А. Роль региональных налогов в формировании регионального бюджета // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. - 2020. - № 17 (17). - С. 50-55.
21. Фадеева О.П., Нефедкин В.И. Неформальное государственно-частное партнерство как инициатива снизу: сельские кейсы // Крестьяноведение. 2020. Т.5. №3. С. 131- 145
22. Фомина Е.А., Ходковская Ю.В. Финансово-экономические и организационно-правовые формы обеспечения эффективности реализации государственных программ: отечественный и зарубежный опыт. Экономика и управление. 2017; 3(147). 114-119.
23. Фролов В.Г. Анализ подходов к оценке эффективности государственных программ промышленной политики//Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 10. – № 11. – С. 2613-2626. Черникин, О. С. Государственная программа как ключевой элемент развития программного бюджета / О. С. Черникин // Вестник Тверского государственного университета. - Серия: Экономика и управление. – 2018. - № 2. – С. 35-41.
24. Черная О.А. Оценка влияния изменений налогового законодательства на поступление региональных налогов в бюджет/ О.А. Черная, О.Ф. Бочарова, М.Ю. Петридис, А.П. Гаман// Естественно - гуманитарные исследования.-2021. - №34(2). – С.239-251
25. Приказ Минэкономразвития России от 17.07.2017 N 351 "Об утверждении Методики оценки эффективности реализации государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".