Фрагмент для ознакомления
2
Произведения Ницше делятся на три четко определенных периода. В ранних произведениях преобладает романтическая перспектива под влиянием Шопенгауэра и Вагнера. Средний период, от человеческого, слишком человечного до веселой науки, отражает традиции французских афористов. Он превозносит разум и науку, экспериментирует с литературными жанрами и выражает эмансипацию Ницше от его раннего романтизма, а также от Шопенгауэра и Вагнера. Зрелая философия Ницше возникла после «Веселой науки».
Согласно Ницше, существуют животные, человек и сверхчеловек.
Когда человек научился контролировать свои инстинкты и рефлекторные импульсы для получения большей выгоды (цивилизация, знания, духовность), он перестал быть животным. Воля к власти у человека смещается с внешнего локуса (контроль над другими) на внутренний (самосовершенствование).
Процесс самосовершенствования сложен: человек постоянно подвергается искушению все бросить (два таких примера, когда человек действительно всё бросает, согласно Ницше, – нигилизм и христианская мораль).
В попытке достичь внутреннего совершенства человек стремится стать сверхчеловеком, то есть обладать полным контролем над собой (это желание отсутствует у животных) и совестью (которой нет у человека). Сверхчеловек отличается глубокой любовью к жизни, без жалоб принимает постоянную борьбу и страдания.
Таким образом, согласно Ницше, человек – переходная форма к сверхчеловеку.
В своих зрелых произведениях Ницше был озабочен происхождением и функцией ценности в жизни человека. Если, как он считал, жизнь не обладает внутренней ценностью и не лишена ее, но все же всегда оценивается, то такие оценки можно с пользой рассматривать как симптомы состояния оценщика. Поэтому он был особенно заинтересован в тщательном анализе и оценке фундаментальных культурных ценностей западной философии, религии и морали, которые он охарактеризовал как выражение аскетического идеала.
Аскетический идеал рождается, когда страдание приобретает высшее значение. Согласно Ницше, иудео-христианская традиция, например, сделала страдание терпимым, истолковав его как намерение Бога и повод для искупления. Христианство, соответственно, обязано своим триумфом лестной доктрине личного бессмертия, то есть самонадеянности, что жизнь и смерть каждого человека имеют космическое значение. Точно так же традиционная философия выражала аскетический идеал, когда отдавала предпочтение душе над телом, разуму над чувствами, долгу над желанием, реальности над явлением, вневременному над временным. Хотя христианство обещало спасение грешника, который раскаивается, философия давала надежду на спасение, хотя и светское, для своих мудрецов. Общим для традиционной религии и философии было негласное, но мощное мотивирующее предположение о том, что существование требует объяснения, оправдания или искупления. Оба очерняли опыт в пользу другого, «истинного» мира. Оба могут быть прочитаны как симптомы угасающей жизни или жизни в беде.
Философия Ницше кратко освещает проблемы бытия. Он считает, что нельзя противопоставить истинное и эмпирическое. Отрицание реальности мира способствует отрицанию реальности человеческой жизни и декадансу. Он утверждает, что абсолютного бытия нет, и не могло быть. Существует лишь круговорот жизни, постоянный повтор того, что уже когда-то было.
Ницше яростно критикует абсолютно все: науку, религию, нравственность, разум. Он считает, что большая часть человечества жалкие, неразумные, неполноценные, люди, единственным способом управления которыми является война.
Смыслом жизни должна являться только воля к власти, а разум не имеет такого значительного места в мире. Также он агрессивно настроен в отношении к женщинам. Философ их отождествлял с кошками и птицами, а также с коровами. Женщина должна вдохновлять мужчину, а мужчина при этом держать женщину в строгости, порой с помощью физических наказаний. Не смотря на это, у философа имеются множество положительных работ об искусстве и здоровье.
Показать больше