Фрагмент для ознакомления
2
«Если бы душа была смертна и уничтожалась вместе с телом, - рассуждает Платон, - то дурным людям не о чем было бы, беспокоится. Смерть была бы для них счастливой находкой: скончавшись, они избавлялись бы и от тела, и от своей души с ее пороками. Однако раз выяснилось, что душа бессмертна, для нее нет, видимо, иного прибежища и спасения от бедствий, кроме единственного: стать как можно лучше и как можно разумнее. Ведь душа не уносит с собою в Аид ничего, кроме воспитания и образа жизни» [2].
Мы приходим к выводу, что смерть – это начало чего-то нового по Платону, и новая жизнь тесно связана с понятием души. Описание Платона в диалоге «Федон» о душе близко связаны с Писанием. Можно сказать, что истоки религиозной мысли уже заложены в этих тезисах.
Во-вторых, существование бессмертной души обеспечивает человеку тот вид интеллектуального познания, который более широк, чем восприятие мира через телесные рецепторы, а значит, познание истины, планирование, творчество существуют благодаря наличию души.
В-третьих, наличие души для Платона объясняет существеннее разумного космоса, Платон настаивает, что при отсутствии души невозможна разумность окружающего мира, и он существовал бы в виде только и исключительно хаотических физических явлений.
Мы видим, что эти постулаты возможно опровергнуть: нельзя доказать наличие жизни после смерти, интеллектуальное познание по своей сути, как и творчество, является импульсными процессами в нервной системе, то есть всё еще работой рецепторов, платоновский «разумный космос» мы тоже можем поставить под сомнение.
Доказательство существования бессмертной субстанции под названием «душа» Платон обосновывает такими тезисами: в окружающем нас мире все должно иметь свою противоположность. Существование, жизнь предмета заканчивается разрушением, значит, должен существовать некий «антипредмет», разрушению совершенно не подверженный – это противостояние противоположностей. Если бы это правило перестало работать, то движение в мире остановилось бы и все процессы пребывали в стагнации [4, 347].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 1999. – 400 с.
2. Культурная ассоциация «Новый акрополь». Труды Платона. Электронный ресурс. URL: https://www.newacropol.ru/Alexandria/philosophy/Philosofs/Plato/Dialogos/ 13.12.2022.
3. Попова Л.О. Понимание души в учении Платона и Аристотеля // Аналитика культурологии, № 17, 2010, с. 44-47.
4. Протопопова И.А. «Метафизика» и «Феноменология» у Платона («Федон) // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция, 15, № 1, 2021, С. 342-353.
5. Шилкина И.С. Учение о душе в рамках философско-психологических воззрений Аристотеля // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, № 1, 2014, с. 61-64.