Фрагмент для ознакомления
2
При подготовке выступления мною были просмотрены два ролика: Дмитрий Мережковский «Христос и Антихрист» и Данте Алигьери «Божественная комедия».
Тезисы выступления:
1. Творчество Мережковского выражает прогресс его мировоззрения, который проходи от идеи совместить образы Христа и Антихриста до мысли, что христианство и без того в полной мере отражает ответы на необходимые гуманистические вопросы.
2. Творчество Данте посвящено размышлениям о свободе выбора и последствиях, его путь лежит от понятия наказания за грехи к концепции всеохватывающей любви.
3. Мы можем говорить о том, что библейские сюжеты крайне важны для искусства всех Европейских стран и их непроходящая популярность объясняется тем, что они не являются вопросами только теософскими, но напрямую задевают вопросы мировоззрения человека и выбора смысла жизни.
Сама по себе идея появления в «конце дней» чрезвычайного врага заимствована христианством из еврейской эсхатологии. Исследователи выделяют здесь две группы источников: ветхозаветные пророчества и межзаветную апокалиптическую литературу. При этом интересно отметить, что в Новом завете Антихрист как действующая фигура по сути отсутствует.
К этим фактам в какой-то мере отсылает нас сюжет в видеоролике: к рассказчику, описывающему приход Антихриста, следует вопрос – как он может знать такие подробности, если они не даны в священных книгах?
В религиозном и культурологическом образе Антихриста сталкиваются две тенденции: несамостоятельность образа – он является не отдельным действующим лицом, а антиподом, аналогией на Христа, но с иными, разрушительными функциями (о чем говорит даже отсутствие собственного уникального имени); и размытость образа – приход его описывается как грядущее событие, о котором еще нельзя рассказать, поэтому формулировки остаются максимально абстрактными и метафорическими.
Естественно, – отмечал Л. Гинцберг, – что противопоставление мира современного миру будущему, Сатаны – Богу, язычества – Израилю, вызвало к жизни образы известных представителей этих идей. Если Господь Бог готов самолично принять участие в решительном бою, то Его противником будет не кто иной, как Сатана; если же Господь Бог заменен Мессией, то из этого обязательно следует, что и Сатана должен иметь такого же своего заместителя, каким является Мессия для Бога, другими словами – Антихриста
Для Мережковского и его творчества эти образы имеют колоссальное значение. Спасение человечества христианской проповедью от катастрофы можно назвать одним из центральных постулатов его литературной работы. Даже не только литературной работы, но и всей его философской концепции, которая имела огромное влияние на его реальную жизнь и общественную деятельность.
Визуальный ряд видео, на мой взгляд, отсылает нас гораздо больше к библейскому сюжету, чем к нюансам творческих исканий непосредственно Мережковского. Мы видим «Последний день Помпеи», который явно перекликается с идеей прихода Антихриста на пороге гибели мира. Но при этом противостояние Христа и Антихриста, последняя их битва, вовсе не являются предметом творчества Мережковского и даже противоречат его изначальной идее.
Н. Бердяев предположил, что Мережковский «…стремится
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Вальчак Д., Никольский Е.В. Архетип антихриста в трилогии Д. С. Мережковского «Христос и Антихрист» // ART LOGOS, № 4 (9), 2019, с. 68-84.
2. Гуревич А. «Божественная комедия» до Данте // Гуревич А. Избранные труды. Культура средневековой Европы. СПб., 2006. С. 145-193.
3. Федерн К. Данте и его время. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.twirpx.org/file/3013538/ Дата обращения 23.11.2022.