Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Нарастающие темпы глобализационных процессов в рамках интеграции мирового сообщества актуализируют поэтапную универсализацию институтов национальной системы права, гармони-зацию правовых норм, содействующих реализации гарантированных на межгосударственном и внутригосударственном уровнях правах и свободах человека и гражданина. Учитывая сложив-шиеся социально-экономические и политико-правовые реалии, в качестве одного из ключевых направлений признается повышение эффективности мер правового воздействия, основанное на сочетании теоретико-методологических и практико-реализационных принципов, отражающих особенности национальной правовой системы.
Модернизация российского общества, начавшаяся в начале 90-х г XX века, с неизбежностью вы-звала необходимость не только радикального обновления действующего законодательства, но и переосмысление, подходов к праву и к правовому регулированию в частности. Необходимость углубленного изучения проблем правового регулирования объясняется тем, что в рамках общей теории права может быть создана его целостная концепция, которая может быть положена в основу технологии проектирования эффективно - действующих нормативных правовых актов.
Поэтому не случайно особое внимание уделяется проблеме правового регулирования в отече-ственной юридической науке, поскольку научный анализ и обобщение практики правового ре-гулирования позволят разработать обоснованные рекомендации по совершенствованию право-вого регулирования в различных сферах жизнедеятельности общества.
Глава 1. Теоретические основы правового регулирования
1.1 Понятие, виды правового регулирования
Правовое регулирование - это целенаправленный процесс регулирования общественных отно-шений с помощью норм права и других правовых средств (актов применения, договоров и т. д.). [5]
Исходя из определения, можно выявить, что регулированием можно назвать воздействие на по-ведение людей, при котором очень ясно обозначается цель. Например, в целях упорядочения пользования жилыми помещениями, установления прав и обязанностей собственников и арен-даторов жилых помещений, создается жилищный закон. Именно воздействие норм Жилищного законодательства и реализация поставленной цели и являются правовым регулированием.
Однако, следует отметить, что не является правовым регулированием, воздействие, послед-ствия которого, не предусмотрены законодательством или противоречат ему. К примеру, с при-нятием Жилищного кодекса увеличилось число сделок по поводу жилья, возросла цена недви-жимость. Все это негативное влияние не относиться к правовому регулированию, т.к. это не вы-ступало целью при принятии закона.
Также к правовому регулированию не относиться воздействие, осуществляемое неюридически-ми средствами. СМИ в настоящее время являются четвертой неформальной ветвью власти. И, несмотря на это, воздействие на сознание людей через СМИ, агитация, пропаганда, обучение, нравственное и психическое воздействие никак не может быть отнесено к правовому регулиро-ванию.
Конечно, в повседневной жизни люди постоянно встречаются с психологическим, духовным и иным идеологическим воздействием, которое тесно взаимосвязано с правовым юридическим регулированием. Именно специально- юридические средства и способы правового регулирова-ния оказывают воздействие на иные сферы жизни общества: нравственную и морально-духовную стороны.
Определиться, что же именно регулирует и на что воздействует правовое регулирование, по-может предмет правового регулирования.
Предметом правового регулирования являются общественные отношения. Они проявляются в поведении, действиях, деятельности людей и ни в чем другом проявляться не могут. [3]
Право, регулируя поведение людей, воздействует на такие отношения между ними, как эконо-мические, политические, брачно-семейные, трудовые и т.д. Хотя надо заметить, что правовому регулированию подвергаются далеко не все общественные отношения. Поэтому следует точно разграничивать сферу правового регулирования.
В истории правовой жизни сложилось три группы общественных отношений, которые входят в сферу правового регулирования:
1) Отношения людей по обмену материальными, а также не материальными ценностями.
2) Отношения по властному управлению обществом
3) Отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное про-текание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе.
Таким образом, к предмету правового регулирования относятся следующие отношения между людьми:
Во-первых , предметом правового регулирования являются лишь волевые отношения, находя-щиеся под контролем сознания и воли субъектов. Это естественно, так как право регулирует по-ведение человека через его сознание и волю. Чтобы совершить действие, предусмотренное нормой права, субъект должен осознать требование этой нормы и сформировать свою волю в соответствии с требованием, сделать волевое усилие, заставить себя совершить действие в со-ответствии с этой нормой права. Если сознание или воля человека ущербны в силу ряда причин (слабоумие, психическая болезнь и т. д.), то его поведение не будет предметом правового регу-лирования.
Во-вторых , правовому регулированию подвержены лишь те отношения, которые поддаются внешнему контролю. [2]
В-третьих , правовое регулирование возможно лишь в тех случаях, когда у субъектов есть воз-можность выбора одного из многих (хотя бы из двух) вариантов поведения. Если такого выбора нет, то требование нормы права бесполезно. Нельзя, например, с помощью норм права запре-тить человеку отправление естественных потребностей: дышать, пить, есть, спать и т. д., обязать его любить или ненавидеть что-либо или кого-либо.
В-четвертых , право регулирует лишь то поведение, которое социально значимо, оказывает влияние на интересы других людей.
Правовое воздействие — это более широкое понятие. Оно включает в себя регулирование по-ведения и воздействие на сознание человека, на его социальные установки. Тот или иной субъ-ект может никогда не быть участником каких-либо отношений, не совершать каких-либо дей-ствий, предусмотренных нормами права. Однако его ознакомление с содержанием определен-ного закона оказывает влияние на его сознание, мировоззрение. Например, человек может ни-когда не оказаться в ситуации необходимой обороны, никогда не быть депутатом, но ознаком-ление с соответствующими законами развивает его сознание. В этом плане можно отметить, что право не только регулирует поведение людей, но и способствует формированию политическо-го, правового и нравственного сознания членов общества, его поведенческих установок. [7]
Возникновение правового регулирования и международно – правового регулирования в частно-сти, обусловлено объективными законами исторического развития. Появление на определен-ном этапе развития общества государства вызвало к жизни особый вид нормативного регулиро-вания – регулирование общественных отношений правовыми средствами сначала на внутриго-сударственном уровне, а затем и в межгосударственном общении. Особенность правового регу-лирования заключается, прежде всего в том, что оно исходит от государств, осуществляется при помощи системы правовых средств, опирается на возможность государственного принуждения.
Правовое регулирование представляет собой воздействие государственной власти на обще-ственные отношения при помощи системы правовых средств, к которым относятся, в частности, нормы права, правоотношения, правоприменительный акты. [11]
"В самом общем виде правовые средства – это все те юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечиваются достижения поставлен-ных целей"
"Но как неразумно строить дом без фундамента, не мыслимо, даже катастрофично, реформиро-вать правовую систему государства без осознания ее сущностных характеристик." Унификация правовых систем в современной мире доказала свою нежизнеспособность и, в этой связи, мы актуализируем внимание к духовным основам бытия права и правосознания. Таковые, выражая самобытные черты каждого сообщества, представляются наиболее действенными факторами модернизации права в органической совокупности с социокультурной средой.
Право, являясь сферой духовной деятельность людей, формируется как внутреннее, идеальное стремление к совершенствованию общественных отношений и в этом стремлении направляемо идеалом, представлением о том, как может и должно быть.
Идеальная сущность права исходит из природы самих людей, ими воспроизводится, развивается и на деле осуществляется. Право порождается духовной деятельностью общества и на него направляет свое действие, но реализуется через специальные органы государства, что создает сложную проблему недопонимания обществом политики властей и наоборот.
В период становления советского политического режима, наоборот, утвердился тезис о том, что без государства и его принудительного аппарата право не существует. Идеологической базой советского тоталитаризма выступила социалистическая концепция права, согласно которой пра-во понималось как продукт исключительно государственной деятельности. В соответствии с этим подходом формула К.Маркса и Ф. Энгельса о буржуазном праве лишь как о возведенной в закон обусловленной условиями жизни класса воли господствующей буржуазии была интерпре-тирована в тои смысле, что право – это система установленных или санкционированных государ-ством формально – определенных, общеобязательных норм, выражающих волю экономически господствующего класса. [10]
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеев, В. А. Конституционализация уголовного закона в сфере обеспечения права чело-века на жизнь / В. А. Авдеев, О. А. Авдеева // Вестник Российского университета дружбы наро-дов. Серия: Юридические науки. - 2017. - № 4. - С. 207-216.
2. Авдеев, В. А. Противодействие коррупционной преступности в РФ в контексте импле-ментации норм международного права / В. А. Авдеев, О. А. Авдеева // Юридическое образова-ние и наука. - 2016. - № 3. - С. 135-139.
3. Завадская, Л. Н. Механизм реализации права / Л. Н. Завадская. - Москва : Наука, 2012. - 287 с.
4. Иногамова-Хегай, Л. В. Современные тенденции криминализации и декриминализации в российском уголовном праве / Л. В. Иногамова-Хегай // Уголовное право. - 2017. - № 4. - С. 53.
5. Ковалевский, М. М. Обособление дозволенных и недозволенных действий / М. М. Кова-левский // Новые идеи в социологии : сборник. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 84-108.
6. Кропачев, Н. М. Уголовно-правовое регулирование: механизм и система / Н. М. Кропа-чев. - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2016. - 262 с.
7. Малько, А. В. Эффективность правового регулирования / А. В. Малько // Правоведение. - 2017. - № 6. - С. 61-67.
8. Малько, А. В Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект /A. В. Малько ; под ред. Н. И. Матузова. - Саратов : Изд-во Саратов. ун-та, 2017. - 180 с.
9. Матузов, Н. И. Общая концепция и основные приоритеты российской правовой политики / Н. И. Матузов // Правовая политика и правовая жизнь. - 2018. - № 8. - С. 33.
10. Сапун, В. А. Теория правовых средств и механизм реализации права : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.01/ Сапун Валентин Андреевич. - Нижний Новгород, 2016. - 321 с.
11. Трофимов, В. В. Правовая политика как научная основа правовых реформ /B. В. Тро-фимов // Государство и право. - 2016. - № 6. - С. 101.
12. Трунцевский, Ю. В. Меры уголовно-правового воздействия: понятие и виды / Ю. В. Трун-цевский // Российская юстиция. - 2015. - № 5. - С. 29-32.