Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что особое место среди видов специальной неприкосновенности занимает депутатская неприкосновенность. Депутатская неприкосновенность не является личной привилегией депутата. Она устанавливается в интересах эффективного осуществления государственной власти, носит государственно-правовой характер. Эта гарантия направлена на то, чтобы предотвратить необоснованное привлечение к уголовной или административной ответственности гражданина, являющегося депутатом.
Неприкосновенность воспринимается как неотъемлемый элемент статуса депутата представительного органа государственной власти, выражающего не собственные интересы, а интересы своих избирателей. В последние десятилетия средства массовой информации все чаще изобилуют сведениями об уклонении от уголовной ответственности депутатов в связи с неприкосновенностью, что позволяет сделать вывод о недостаточно четкой правовой регламентации этого института.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации института депутатской неприкосновенности в России.
Предметом исследования являются понятие, сущность, особенности практической реализации неприкосновенности депутата представительного органа государственной власти, а также нормативно-правовые акты, регулирующие данный правовой институт.
Тема исследования: депутатская неприкосновенность
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть статус депутата, его права и обязанности;
определить понятие и сущность института депутатской неприкосновенности;
изучить порядок лишения депутата неприкосновенности;
охарактеризовать злоупотребление депутатской неприкосновенностью.
Теоретическую основу исследования составили фундаментальные труды ученых, таких как: Доронина О.М., Задорожная В.А., Латыпов Т.Р., Сопельцева Н.С. и многих других.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1 Теоретические аспекты депутатской неприкосновенности
1.1 Статус депутата, его права и обязанности
Федеральным законом N 133-ФЗ от 05.07.1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания» определяет основные положения законодательства о статусе депутатов .
Статус депутата, это определенный комплекс правовых особенностей, включающих в себя не только привилегии и некоторые ограничения, но и ответственность. В Российской Федерации понятие «депутат» и основные особенности его статуса закрепляют основные нормативные акты. К числу таковых относятся, прежде всего, Конституция РФ, ФЗ «О статусе депутата», «О выборе депутатов в Госдуму ФС РФ», а также акты в официальном Регламенте Госдумы.
Анализ меры ответственности депутатов наглядно свидетельствует о том, что перечень конституционно-правовых санкций, установленных по отношению к депутатам нижней и членам верхней палат Федерального парламента, значительно меньше, чем аналогичный перечень, установленный в отношении депутатов региональных и муниципальных представительных органов. Такое положение дел объясняется особенностями пропорциональной системы Федеральных выборов, в соответствии с которой невозможно применять к депутату Государственной Думы такую конституционную санкцию, как его отзыв.
Современный депутат не является слугой народа, как это было в советского время. Избирает депутатов выборный электорат, а не народ. Депутаты члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ вообще не избираются, особым образом назначаются. В нашей стране за последние не полные тридцать лет построен чиновничье-олигархический капитализм, при нём хорошо живут, на мой взгляд, только чиновники и олигархи всех мастей и рангов и к ним приравненные, депутаты тоже чиновники и работают, прежде всего на своих коллег, поэтому слугой народа или избираемого его электората его назвать никак нельзя .
Большинство депутатов, с момента получения депутатского мандата становятся представители олигархии. И все законы они принимают ради крупного капитала. Ведь многие народные нужды находятся за гранью понимания. Как, например, министру или депутату ни разу не видевшему какое-нибудь заброшенное село в глубинке, понять что такое отсутствие водопровода, протекающая крыша или единственный нормальны магазин на несколько сел. Народ же лишен действенной формы контроля над лицами, которым они путем выборов, доверили осуществление властных полномочий от своего имени.
Права и обязанности депутатов в России – устанавливаемые законом условия и предпосылки выполнения депутатами своих задач и функций, осуществления депутатских полномочий. Организационные гарантии состоят в том, что государство и его органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации обязаны создавать все условия для успешного выполнения депутатами своих задач и полномочий. При поездках, связанных с осуществлением депутатской деятельности, депутату возмещаются все гостиничные расходы и выплачиваются суточные. Всеми видами транспортных средств, кроме такси, депутат ГД пользуется бесплатно, причем независимо от исполнения (неисполнения) при этом депутатских обязанностей. Депутат имеет право на внеочередное поселение в гостиницах. Ежегодный оплачиваемый отпуск депутата ГД имеет продолжительность 48 рабочих дней, при этом депутату выплачивается пособие на лечение в размере его двойного ежемесячного денежного вознаграждения. Медицинское и бытовое обеспечение депутата ГД предоставляется на условиях, установленных для федерального министра. Для депутатов ГД предусмотрено обязательное государственное страхование жизни и здоровья за счет федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения соответствующего депутата. Аналогичные правила сейчас устанавливают для своих депутатов субъекты РФ. Гарантии трудовых прав для депутата, выполняющего свои обязанности на освобожденной основе, заключаются в том, что по окончании срока полномочий или по окончании их осуществления на постоянной основе депутату предоставляется его прежняя работа .
Гарантии личной неприкосновенности заключаются в том, что депутаты не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, подвергнуты обыску или допросу без согласия представительного органа, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Зачастую неприкосновенность депутатов распространяется также на их жилые и служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые средства связи, а также принадлежащие им документы. Для лишения вопроса о депутатской неприкосновенности соответствующий прокурор должен обратиться с представлением к представительному органу.
Анализируя действующее законодательство можно сделать вывод, что депутат имеет следующие права: право законодательной инициативы, право голоса при решении представительным органом, в который депутат входит, какого-либо вопроса, право на обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан, право выступать по вопросам своей деятельности в средствах массовой информации, право снять с себя полномочия депутата.
Помимо специальных прав, депутат имеет определенные обязанности. Их можно назвать правами–обязанностями. Депутат, прежде всего, обязан и имеет право участвовать в заседании парламента (в своей палате или на совместных заседаниях). В ряде стран существует строгая парламентская дисциплина (ФРГ), и за неявку депутата на заседание палаты к нему принимаются меры воздействия, такие, например, как лишение половины заработной платы, предупреждение и т.д.
Помимо специальных прав, депутат имеет определенные обязанности. Их можно назвать правами-обязанностями. Депутат, прежде всего, обязан и имеет право участвовать в заседании парламента (в своей палате или на совместных заседаниях). В ряде стран существует строгая парламентская дисциплина (ФРГ), и за неявку депутата на заседание палаты к нему принимаются меры воздействия, такие, например, как лишение половины заработной платы, предупреждение и т.д.
1.2 Понятие и сущность института депутатской неприкосновенности
Депутатская неприкосновенность служит гарантией статуса депутата, и выражается в невозможности привлечение депутата к уголовной ответственности, к административной ответственности, без согласия представительного органа, членом которого является выборное лицо.
Депутатская неприкосновенность не означает безнаказанность и отсутствие юридической ответственности за деяния, за которые действующим законодательством установлена ответственность. Депутатская неприкосновенность означает особый порядок привлечения к такой ответственности .
Институт депутатской неприкосновенности предусмотрен Федеральным законом «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» .
Неприкосновенность депутата распространяется на его жилье, служебное помещение, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые депутатом средства связи, а также на принадлежащие ему документы.
Депутат Государственной Думы не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу без согласия Государственной Думы, кроме случаев задержания на месте преступления, не может быть подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это осуществляется для обеспечения безопасности других людей.
Вообще, многими этот термин трактуется как некий статус, который дает возможность депутату вытворять все, что он считает нужным. И надо заметить, что все чаще это подтверждается. И вместе с тем, законодательное определение предусматривает несколько иной порядок. Должностное лицо под депутатской неприкосновенностью действительно не получится привлечь к: Уголовной ответственности. Административной ответственности. Те меры, которые назначаются судом (административное наказание) тоже применить к обладателю неприкосновенности не получится, но при одном условии. Если нет согласия представительного органа. Куда и избирался человек. Но ирония в том, что как только человек лишается своих полномочий (например истекает срок), неприкосновенность аннулируется .
Депутаты Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, которая налагается в судебном порядке. Неприкосновенность депутатов также распространяется на жилые и служебные
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) «КонсультантПлюс» - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 18.04.2020).
2. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 16.12.19) "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // СПС «Консультант Плюс» - https://base.garant.ru/10118919/ (дата обращения 18.04.2020).
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СПС «Консультант Плюс» - ttps://legalacts.ru/doc/131_FZ-ob-obwih-principah-organizacii-mestnogo-samoupravlenija/(дата обращения 18.04.2020).
4. Постановление ГД ФС РФ от 18.05.2005 № 1863-IV ГД «О представлении Генерального прокурора Российской Федерации о даче согласия на лишение неприкосновенности депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Жириновского В.В., Савельева А.Н., Лебедева И.В., Абельцева С.Н., Островского А.В.» // СПС «Консультант Плюс» - https://base.garant.ru/6154293/(дата обращения 18.04.2020).
5. Постановление ГД ФС РФ от 27.06.2007 № 4780-4 ГД «Об истребовании от Генерального прокурора Российской Федерации дополнительных материалов в связи с рассмотрением его представления «О лишении неприкосновенности депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Анохина П.В. и даче согласия на возбуждение в отношении его уголовного дела» // СПС «Консультант Плюс» - https://base.garant.ru/6333275/(дата обращения 18.04.2020).
6. Авакьян, С. А. Конституционно-правовой статус политических партий в России / С.А. Авакьян. - М.: Инфра-М, Норма, 2018. - 320 c.
7. Авакьян, С. А. Конституционно-правовой статус политических партий в России. Учебное пособие. Гриф УМО МО РФ / С.А. Авакьян. - М.: Норма, 2017. - 319 c.
8. Виноградов, В.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата / В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев, С.В. Масленникова. – М.:Юрайт, 2014.-691 с.
9. Депутат права[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://zakonandpravo.ru/lgoty-i-posobiya/deputat-prava#i-7
10. Депутатская неприкосновенность [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.e-advocates.ru/kategorii/konstitutsionnoe_pravo/deputatskaya _neprikosnovennost/
11. Карасев, А.Т. Депутатская неприкосновенность – важнейший элемент системы средств обеспечения депутатской деятельности / А.Т. Карасев // Вестник Уральского юридического института МВД России.-2014.-№1. – С. 111-117.
12. Кушхова, Б.З. Депутатский иммунитет: проблемы привлечения к ответственности / Б.З. Кушова // KANT.-2015.-№1.-С.82-83.
13. Литвинов, А. М. К вопросу о снятии неприкосновенности с члена парламента: отечественный и зарубежный опыт / А.М. Литвинов // Среднерусский вестник общественных наук.-2015.-№3.-С. 147-154.
14. Мазуров, В. Ю. Конституционно-правовой статус глав администраций субъектов Российской Федерации / В.Ю. Мазуров. - Москва: Машиностроение, 2016. - 156 c.
15. Могилевский, С. Д. Корпорации в России. Правовой статус и основы деятельности / С.Д. Могилевский, И.А. Самойлов. - М.: Дело, 2019. - 480 c.
16. Могилевский, С.Д. Корпорации в России: Правовой статус и основы деятельности / С.Д. Могилевский. - М.: Дело, 2017. - 935 c.
17. Неприкосновенность депутатов местного самоуправления [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://normyprava.ru/kakie-deputaty-imejut-neprikosnovennost-v-rossii.html
18. Нудненко, Л. А. Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в Российской Федерации / Л.А. Нудненко. - М.: Юридический центр, 2017. - 713 c.
19. Орленко, С. П. Выходцы из Западной Европы в России XVII века. Правовой статус и реальное положение / С.П. Орленко. - М.: Древлехранилище, 2017. - 344 c.
20. Прудникова, Т. А. Административно-правовой статус органов исполнительной власти. (На примере миграционных служб) / Т.А. Прудникова, В.М. Редкоус, С.А. Акимова. - М.: Юнити-Дана, 2019. - 140 c.
21. Тороков, Д.А. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, как способ преодоления коррупции в государственном управлении РФ // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 12 [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61038
22. Фоменко, Е.В. Актуальные вопросы совершенствования действующего законодательства по борьбе с коррупцией и взяточничеством / Е.В. Фоменко // Российский следователь. – 2015. – N 24. – С. 40 - 43.
23. Хабриева, Т.Я. Коррупция в полиции и служба собственной безопасности: доктринальные подходы к постановке проблемы / Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. 2015. – N 6. – С. 5 - 17.