Фрагмент для ознакомления
2
воправных действий, могут ущемлять экономические, социальные, личные, имущественные, политиче¬ские права и свободы при проведении ОРМ.
Обеспечение неукоснительного выполнения оперативно-розыскными органами правил, предписанных Закона об ОРД по пресечению, выявлению и предупреждению готовящихся либо совершен¬ных преступлений, а также выявлению лиц, виновных в совершенных преступлениях.
Основой этого признака является задача уголовного процесса обеспечить полное и быстрое рас¬крытие преступления, а также правомерно применить нормы права, согласно которых преступник будет привлечен к справедливому наказанию.
Прокурорский надзор за выполнением уголовно-процессуального законодательства субъектами, реализующими ОРД, выступает властно-распорядительным, ввиду того, что вмешательство прокурора в работу правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, обладает всеми признаками управления и властными полномочиями.
Также в заключение следует сказать, что уяснение сущности прокурорского надзора в целом и за оперативно-розыскной деятельностью в частности является довольно проблематичным. Это основывается, во-первых, на текущем правовом статусе прокуратуры. В науке данный государственный орган принято не причислять к какой-либо из ветвей власти и принято считать органом, выполняющим осо-бые, предоставленные ему Конституцией РФ и Федеральным законом о прокуратуре функции. Хотя и имеются другие точки зрения, считаем верным согласиться именно с указанной выше. Во-вторых, го¬воря о надзоре, здесь имеются проблемы, связанные со спорами в компетенции между надзирающими органами. Кроме прокуратуры, оперативно-розыскные органы часто проверяются на ведомственном уровне и судом. Не смотря на такую общность в надзорных полномочиях, прокуратуру следует считать самостоятельным государственным органом, осуществляющим сторонний надзор за исполнением за-конодательства об оперативно-розыскной деятельности.
2.2 Совершенствование прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью
В Федеральном законе «О про¬куратуре Российской Федерации» отсутствует отдельно выделенный надзор в сфере оперативно-розыскной дея¬тельности. Согласно Федеральному закону «О прокура¬туре Российской Федерации», одним из направлений прокурорского надзора является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-ро¬зыскную деятельность, дознание и предварительное следствие . Надзор в сфере оперативно-розыскной деятельности, таким образом, можно считать частью указанного направления прокурорского надзора. Но вме¬сте с тем надзор за исполнением законов органами, осу-ществляющими оперативно-розыскную деятельность, имеет свою специфику в части объектов, предмета, пол¬номочий и организации . Эти особенности напрямую связаны с выполняемыми задачами прокурорского над¬зора за ОРД. Основными задачами прокурорского надзо¬ра за ОРД являются обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства .
На основании федеральных законов «О прокуратуре Российской Федерации», «Об оперативно-розыскной деятельности», а также приказов генерального проку¬рора Российской Федерации, прокурор в сфере опера¬тивно-розыскной деятельности вправе:
- требовать служебные документы сотрудников опе¬ративно-розыскных подразделений для проверки их законности, а также требовать проведения экспертизы ведомственных актов, регламентирующих производство оперативно-розыскных мероприятий ;
- проверять указанные документы на предмет со¬ответствия требованиям законодательства в части за¬конности заведения или прекращения дел, сроков про¬ведения и представления результатов оперативно-ро¬зыскной деятельности, обеспечения безопасности хра-нения информации, составляющей государственную тайну ;
- в случае выявления нарушений требований зако¬нодательства требовать их устранения ;
- при поступлении жалоб или заявлений граждан проводить проверки;
- в случае выявления нарушений требований закона сотрудниками оперативно-розыскных подразделений требовать от них предоставления письменных объясне¬ний ;
- выносить протесты на приказы или иные акты, представленные руководителями оперативно-розыскных подразделений, в которых обнаружены нарушения тре¬бований законодательства ;
- в случае выявления нарушений закона в деятель¬ности сотрудников оперативно-розыскных подразделе¬ний выносить представления об их устранении.
Анализируя нарушения, выявляемые в ходе проку¬рорского надзора за ОРД, можно сделать вывод об их однотипности.
Во-первых, основное нарушение, выявленное в ходе прокурорского надзора, - ограничение конституцион¬ных прав граждан. Основные права человека гаранти¬рованы Конституцией РФ, имеющей высшую юридиче¬скую силу и провозгласившей правовое государство. Наиболее часто сотрудники оперативно-розыскных под¬разделений нарушают следующие права: на неприкос¬новенность частной жизни; на неприкосновенность жилища; на тайну корреспонденции .
Несмотря на достаточно широкий круг институтов, обеспечивающих соблюдение сотрудниками оператив¬но-розыскных подразделений прав и свобод человека и гражданина, самым важным, по нашему мнению, является институт восстановления прокуратурой на-рушенных в ходе ОРД прав. Прокуратура неоднократ¬но выявляла факты нарушения прав, когда в ходатай¬стве о разрешении проведения таких оперативно-ро¬зыскных мероприятий, как прослушивание телефон¬ных переговоров и снятие информации с технических каналов связи, указывалось немотивированное требо¬вание. Кроме того, в постановлениях руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную де¬ятельность, обнаруживалась неверная квалификация преступного деяния или отсутствие указания квали¬фицирующих признаков. Это приводит к тому, что опе¬ративно-розыскные мероприятия проводятся для вы¬явления преступлений небольшой тяжести, что в корне неправильно, так как проводимые мероприятия, нару¬шающие конституционные права, несоразмерны совер¬шенному деянию.
Для минимизации ограничения конституционных прав необходимо определить сферу деятельности про¬курора в части осуществления надзора за ОРД. Перво¬начально необходимо выстроить работу оперативно- розыскных подразделений по обеспечению соблюдения всех предусмотренных законодательством требований при производстве оперативно-розыскных мероприятий. Решения сотрудников оперативно-розыскных подразде¬лений должны соответствовать требованиям закона без каких-либо исключений. Все оперативно-розыскные мероприятия должны проводиться только при наличии соответствующих оснований, отвечающих целям и за¬дачам оперативно-розыскной деятельности.
Во-вторых, в настоящее время уголовное законода¬тельство не содержит механизма использования мате¬риалов оперативно-розыскной деятельности в уголов¬ном процессе . Лишь один межведомственный акт - «Инструкция о порядке представления результатов опе¬ративно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд» воспол¬няет данный пробел.
Для преодоления указанного недостатка следует внести некоторые изменения в действующее законода¬тельство. Во-первых, требуется создать систему по ле¬гализации материалов, полученных в результате прове¬дения оперативно-розыскных мероприятий, в качестве доказательств в уголовном процессе. Во-вторых, соз¬дать систему судебного контроля над
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6- ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Уголовно–процессуальный кодекс РФ : федер. закон от 18 дек. 2001 г. № 174–ФЗ [ред. от 07.04.2020] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2001. – № 52 (часть I) . – Ст. 4921.
3. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17.01.1992 № 2202-1 - ФЗ: [ред. от 06.02.2020] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.
4. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1995. - № 33. - Ст. 3349.
5. О полиции: федер. закон от 07 февр. 2011 № З – ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2011. – № 7. – Ст. 900.
Материалы судебной практики
6. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно–розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой»: Определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. №86–О // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. – № 34. – Ст. 4368.
7. Постановление Европейского суда по правам человека от 18.09.2014 по делу «Аванесян (Avanesyan) против Российской Федерации» (жалоба № 41152/06)) [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.–правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Обзор практики рассмотрения судами ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и о продлении срока содержания под стражей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_211320/
Литература
9. Винокуров А.Ю. О некоторых вопросах, связанных с истребованием прокурором информации // Юри¬дические исследования. – 2017. – № 10. – С. 20–27.
10. Виштель В.Г. Ответственность лиц за нарушение прав и свобод человека при осуществлении ОРД // Вестник молодого ученого Кузбасского института: сборник научных статей. Новокузнецк: Кузбасский институт Федеральной службы исполнения, 2018. – С. 15–16.
11. Гузова А.С. Некоторые проблемы соблюдения законности в оперативно–ро¬зыскной деятельности при реализации функции прокурорского надзора // Всероссийский криминологический журнал. – 2012. – № 2(20). – С. 90.
12. Друкаров И.Л., Сорокин В.В. Надзор прокурора за исполнением Закона «Об оперативно–розыскной деятельности» // Известия Алтайского государст¬венного университета. – 2014. – № 2–1. – С. 99–103.
13. Железняков Ю.Г. Особенности прокурорского над¬зора за оперативно–розыскной деятельностью // За¬пад–Россия–Восток. Археология. История. Филосо¬фия. Юриспруденция. – 2013. – № 3–4. – С. 47–51.
14. Желудков М.А. Актуальные вопросы соотношения сферы дактилоско¬пической регистрации и правоохранительной деятельности при создании основ сильного государства в России / М.А. Желудков, К.В. Сидоренко // Право: ис¬тория и современность. – 2018. – №4. – С.84.
15. Желудков М.А. Обоснование реализации системных защитных мер в механизме предупреждения корыстной преступности // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2014. – №4. – С.47–48.
16. Желудков М.А. Особенности уголовно–процессуальной деятельности потерпевших в досудебном производстве по уголовному делу // Уголовное пра¬во. – 2008. – №1. –С.94–95.
17. Желудков М.А. Проблемные вопросы защиты прав и законных интере¬сов лиц, пострадавших от преступлений // Lex Russica. – 2019. – №2. – С.81.
18. Иванов П. И. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно–ро¬зыскную деятельность: методы и средства // Вестник Владимирского юридического института. – 2020. – № 1(54). – С 53–56.
19. Кожевников О.А. Полномочия прокурора в надзоре за законностью оперативно–розыскной деятельности // Вестник Кемеровского государственного универси¬тета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2018. – № 3. – С. 58–63.
20. Майстренко Г.А. Акты прокурорского надзора за оперативно–розыскной деятельностью в учреждени¬ях уголовно–исполнительной системы // Российский научный журнал. – 2018. – № 2. – С. 161–164.
21. Мануков М.М. Механизм прокурорского надзора за исполнением законов субъектами оперативно–розыск¬ной деятельности // Государство и право в XXI веке. – 2017. – № 4. – С. 35–44.
22. Мельников Н.В. Прокурорская власть и личность: правовые средства обеспечения конститу¬ционных прав и свобод граждан России. – М., 2015. 394 с.
23. Недуруев Д.В. К вопросу о понятии контроля за органами, осуществляющими оперативно–розыскную деятельность // Вестник науки и образования. – 2018. – № 8(44). – Т. 1. – С. 76.
24. Никитин Е.Л., Литвинова И.В. Судебный контроль в сфере оперативно– розыскной деятельности: за и против // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2015. – № 3 (104). – С. 240–244.
25. Патрушев Н.А. О сущности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляю¬щими оперативно–розыскную деятельность // Закон и право. – 2019. – № 4. – С. 169–171.
26. Петрухин И.Л. Частная жизнь (правовые аспекты) // Гос–во и право. – 1999. – № 1. – С. 64–73.
27. Рабыченко И.И. Виды надзора и контроля за осуществлением оперативно–ро¬зыскной деятельности: проблемы эффективности // Наука через призму времени. – 2017. – № 9. – С. 216.
28. Россинский С.Б. Проблема использования в уголов¬ном процессе результатов оперативно–розыскной деятельности требует окончательного разрешения // Lex russica (Русский закон). – 2018. – № 10. – С. 70–84.
29. Скорик В.В. Принципы контроля и надзора в государственном управлении // Молодой ученый. – 2016. – №28. – С. 687.
30. Соловьев А.Б. и др. Прокурорский надзор за законностью расследования преступлений. – М., 2016. 79 с.
31. Спицин С.А. Некоторые особенности судебного рассмотрения материалов о проведении оперативно–розыскных мероприятий // Современные проблемы уголовного права, уголовного процесса, криминалистики, прокурорского надзора: Сб. науч. тр. – М., СПб.; Кемерово. 1998. – С. 267.
32. Тарасов А.М. Теоретические аспекты принципов президентского контроля за деятельностью правоохранительных органов // Труды Академии управления МВД Рос¬сии. – 2018. – № 1 (45). – С. 194.
33. Тарасов А.М., Харитонов А.Н. К вопросу о принципах президентского кон¬троля за деятельностью правоохранительных органов // Труды Академии управления МВД России. – 2018. – № 2 (46). – С. 64.
34. Тюрин Н.С. Прокурорский надзор за законностью оперативно–розыскной деятельности: некоторые во¬просы // Уголовная юстиция. – 2014. – № 2. – С. 73–75.
35. Фролов Б.М. О некоторых принципах осуществления государственного кон¬троля и надзора в сфере образования // Вестник ВГУ. – 2017. – № 2. – С. 159.
36. Хабаров А.В., Хабарова Е.А. Прокурорский надзор: учебное пособие. – 2–е изд. перераб. – Тюмень: Изд–во Тюменского государственного университета, 2019. – С. 25.
37. Харченко С.В. Некоторые особенности прокурор¬ского надзора за оперативно–розыскной деятельно¬стью // Военное право. – 2019. – № 5. – С. 149–152.
38. Чечетин А.Е. О совершенствовании прокурорского надзора за оперативно–розыскной деятельностью // Вестник Санкт–Петербургского университета МВД России. – 2018. – № 3. – С. 134–139.