Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Фридрих Вильгельм Ницше (1844 – 1900) – одна из значительных фигур в истории философской и политико-правовой мысли. Государство, право, законодательство, политика представляют собой, по концепции Ницше, служебные орудия, средства, инструментарий культуры, которая, в свою очередь, есть проявление, обнаружение и образование космической по своим масштабам борьбы сил и воль. Восторжествовавшее понятие «сила», с помощью которого наши физики создали Бога и мир, — писал он, — требует, однако, дополнения: в него должна быть внесена некоторая внутренняя воля, которую я называю «волей к власти», т.е. ненасытное стремление к проявлению власти или применение власти, пользование властью как творческий инстинкт и т.д.
Характеризуя государство как «смерть народов», учреждение только для «лишних людей», ницшевский Заратустра призывает своих слушателей освободиться от идолопоклонства «лишних людей» — почитания государства. Там, где оканчивается государство, начинается впервые человек, который не есть лишний: там начинается песнь тех, кто необходим, мелодия единожды существующая и невозвратная.
Объектом курсовой работы являются учение о государстве Ф. Ницше
Предметом работы являются взгляды Ф. Ницше на государство.
Целью курсовой работы является анализ учения о государстве Ф. Ницше.
Задачами работы являются:
– рассмотреть Фридриха Ницше как одну из ярких и значимых фигур в философской и политико-правовой мысли;
– исследовать характеристику государства по Ф. Ницше;
– проанализировать политику и государство в учении Ф. Ницше.
Теоретической основой исследования явились труды таких авторов, как А.В. Абдуллина, М.А. Акимов, Я.Р. Ширяева, Е.М. Богдановский, Д.В. Власов, С.Н. Дмитриев, Ю.Ю. Хмелевская, А.В. Мырикова и др.
Методологическую основу данного исследования составляют общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, а также специальные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-правовой, которые позволили всецело исследовать данную тематику.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Фридрих Ницше как одна из ярких и значимых фигур в философской и политико-правовой мысли
Исследование философской мысли Фридриха Ницше сохраняет свою актуальность как в аспекте изучения тенденций современной культуры, острых проблем в условиях глобальных социальных трансформаций, так и с точки зрения формирования современного понимания ценностей. Действительно, тот путь, по которому в результате пошло европейское человечество, оказывается чреват целым рядом тяжелейших последствий, которые Фридрих Ницше предвещает своим современникам, приоткрывая завесу европейского будущего: распад европейской духовности и девальвация ее ценностей, «восстание масс», тоталитаризм и воцарение «грядущего хама» с его нивелировкой человека под флагом всеобщего равенства людей .
Не случайно гуманисты XX века – А. Швейцер, Г. Гессе, Т. Манн – назвали Фридриха Ницше великим пророком современности, отметив парадоксальное влияние его идей на мировую философию, литературу, социокультурный процесс. Поразительно, насколько точно философ очертил круг проблем, трагедий и крушений XX века.
Роль лидера массы состоит в том, что, выдвигая ту или иную идею, он создает этот смысл и транслирует его посредством своего эмоционально-психического переживания, превращая таким образом эту идею в коллективный идеал. Ф. Ницше, давая рецепт «великого человека толпы», подчеркивал в качестве главного требования, предъявляемого к массовому лидеру, именно наличие индивидуальной воли.
В политике все «…следует завоевывать с величайшим напряжением или делать вид, что завоевываешь. Толпа должна иметь впечатление, что перед ней могучая и даже непобедимая сила воли; или по крайней мере должно казаться, что такая сила существует».
Сильная воля оказывает необыкновенное воздействие на людей, вызывает желание ей подражать. «Сильной волей восхищается всякий, потому что ни у кого ее нет, и всякий говорит себе, что если бы он обладал ею, для него и для его эгоизма не было более бы границ» [3, с. 439]. Сам Ф. Ницше в вышеупомянутом рецепте «великого человека толпы» не отождествлял массового героя с «совершенным экземпляром».
Лидер оказывается точно также зависим от массы, как и она от него. Его власть определяется тем, что он интуитивно чувствует, осознает коллективные порывы и выражает их именно в нужный момент и в нужных лозунгах. Он становится проводником коллективной воли, приобретая тем самым авторитет. Осуществляя свое влияние на массу, в том числе и посредством убеждения и внушения, он оказывается точно таким же «рабом страсти», как и любой из входящих в массу индивидов.
Страх перед смертью и стремление к власти – эти две доминанты точно так же лежат в основе поведения лидера, как и в основе поведения рядовых членов массы. Единственное отличие претендующего на роль вождя состоит в том, что он преодолевает угрозу специфическим образом – «овладевая» массой, ставит между собой и источником опасности (или тем, что принимается за таковой) всех других .
Само его существование как массового вождя зависит от того, насколько успешно он разрешает данную проблему. Таким образом, анализируя взаимоотношения лидера и массы в трактовке Ф. Ницше, мы можем обнаружить глубинные источники той специфической ориентации человеческого мышления, которая, оказываясь совместимой с процессом массовизации индивидуального сознания, составляет психологическое основание любой разновидности политического авторитета.
Одной из самых интересных и противоречивых в философии является тема идеи о сверхчеловеке Ницше. В своё время она оказала большое влияние на ход истории, развитие искусства, формирование общественной идеологии, а также на развитие науки. В данной работе мы подробно разберём, как идея о сверхчеловеке нашла своё проявление в литературных произведениях русской литературы, рассмотрев конкретные примеры. Однако для этого следует сначала разобраться, что из себя представляет сверхчеловек Ницше.
Сверхчеловек Ницше – это результат духовно-культурного совершенствования человека, намного превышающего современного человека по своим интеллектуальным и моральным качествам .
Для такого человека характерны такие качества, как мужество, сила воли, гениальность, ярко выраженная индивидуальность, отсутствие авторитетов, а также сострадания; сверхчеловек не боится общественного осуждения за свои действия, а также всё время самосовершенствуется и отказывается от благ «людей толпы», сверхчеловек возвышается над ними.
Правовой аспект нивелирования, прямо бросающийся в глаза, это – юридическое равенство, при котором субъекты формально равны, фактически же – жестко дифференцированы по своим имущественным, политическим и антропологическим возможностям и качествам, и это несовпадение порождает новый ресентимент, за которым неотступно следуют социальная пассивность, безынициативность и бездуховность. Юридическое уравнивание тогда неизбежно превращается в процесс омассовления и технизации всего бывшего органическим, народ тогда становится массой, а индивидуальность – изолированным в толпе индивидом.
Правовое уравнивание и унифицирование не могут не быть механическими процедурами обезличивания: в прокрустовом ложе юридической калибровки формуются вполне типовые (и это – при утрате самого качественного типа человека) «винтики» большой и бездушной машины, этого «самого холодного из чудовищ». Сама идея унифицированного человека рождается только в условиях буржуазной демократии: здесь труд и производительность становятся общей нормой человеческого существования, а безличный закон и капитал – новыми трансцендентными, заменившими Бога, ценностями. Приход к власти «среднего класса», ставший следствием революции, означает не что иное, как девальвирование духовности, победу материализма и явный симптом нигилистической деградации: «средний класс» – это синоним посредственности, он – торгаш по своей натуре, и Ницше был убежден в том, что и сама эта «власть середины будет поддерживаться торговлей, инстинкт крупного финансиста не приемлет никаких крайностей. Им не нужны ни революции, ни социализм, ни милитаризм. Им необходимо время от времени нагонять страх на другие, радикальные направления, демонстрируя сколько всего у них в руках… Всюду, где есть власть, они умеют быть при власти, но использование этой власти всегда идет только в одном направлении. Как известно, благородный синоним «посредственного» – слово «либеральный».
Глава 2. Характеристика государства по Ф. Ницше
Актуальной формой организации в современном обществе, наиболее продуктивной и репрезентативной, является, по мнению Ницше, форма государственности с ее неоспоримой монополией на насилие, ведь именно государство становится той высшей формой «произведения искусства», посредством которой творится и весь новый мир.
Но какие бы формы государства и общества не рождались в мире, все они всегда будут оставаться формами рабства, а «те немногие, кто принадлежит самим себе», будут господами; в этой принадлежности самому себе Ницше улавливает то единственное состояние творческого мышления, в котором подлинное и невидимое господство и уже практически не действующее его понимание становятся тождественными: «Большая политика» не только выражает воли к господству, уже мыслить ее – значит, в конечном счете, обладать фактическим господством. (Ницше заявлял: «Стремление к господству мне часто представлялось внутренним признаком слабости… Наиболее могучие натуры господствуют – не в силу необходимости… даже если они при жизни хоронят себя в каком-нибудь садовом домике».)
В современной ему государственности Ницше прежде всего отмечал «чрезмерное развитие промежуточных инстанций и разного рода опосредствующих личностей», паразитирующих и дублирующих действительно работающие его органы и институции (так, «профессиональные» политики, благоденствуя, очень артистично представляют в парламентах наблюдаемое ими бедственное положение народа) .